Судебная практика

О предоставлении жилого помещения. Решение от 24 мая 2011 года № . Пермский край.

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Махмудовой *.*.

с участием помощника прокурора Бакунова *.*. ,

истца Хайитова *.*.

представителя администрации Бардымского муниципального района Мавлютовой *.*.

при секретаре Каримовой *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску зам.прокурора Бардымского района в интересах Хайитова *.*. к администрации Бардымского муниципального района, Правительству Пермского края, о предоставлении жилого помещения,

Установил:

Зам.прокурора Бардымского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, требуя обязать администрацию Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Хайитову *.*. жилое помещение на территории Бардымского района, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства для приобретения жилья Хайитову *.*. во внеочередном порядке по договору социального найма.

Исковые требования обосновал следующим.



Прокуратурой Бардымского района в связи с обращением Хайитова *.*. с просьбой оказания ему помощи во внеочередном получении жилья как лицу, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, проведена проверка и установлено, что Хайитов *.*. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей: его отец, А и мать, Б лишены родительских прав Решением <адрес> районного суда от 16 февраля 2001 года.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ и ст. 121 СК РФ Хайитов *.*. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, и на него распространяются социальные гарантии, установленные этим федеральным законом.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

По данным жилищной комиссии Бардымского района Хайитов *.*. состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей, жилье за ним не закреплялось.

С момента окончания в 2008 году <адрес> ему не предоставили вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

Администрация Бардымского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, обязана предоставить Хайитову *.*. по договору социального найма жилое помещение не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям Бардымского муниципального района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора Бакунов *.*. исковые требования поддержал по основаниям указанным в заявлении.

Истец Хайитов *.*. исковые требования поддержал, суду пояснил, что жилья он не имеет, живет где попало, сейчас в <адрес> в доме, который снимает сестра. Зарегистрирован по <адрес> в здании бывшего детского дома, раньше проживал по <адрес> в комнате, которую также снимала сестра, а также по <адрес> в доме друзей. Его родители были лишены родительских прав, в собственности жилья они не имеют, он воспитывался в детском доме.

Представитель администрации Бардымского муниципального района Мавлютова *.*. исковые требования признала в полном объеме.

Представитель Правительства Пермского края в суд не явился, просит рассмотреть дело без их участия, в деле имеется возражение по иску, из которого следует, что определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ – исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.



Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

На приобретение жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, Бардымскому муниципальному району в 2010 году выделено 2268,3 тыс.рублей, в 2011 году выделено 1166,6 тыс.рублей.

В материалах дела отсутствует Постановление, на основании которого Хайитов *.*. был поставлен на регистрационный учет для получения жилого помещения, которое издается органом местного самоуправления в обязательном порядке.

Считают, что у Хайитова *.*. не возникло право на обеспечение его жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Исходя из ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абзаца 3 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Понятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа дано в ст. 1 настоящего Закона. Предельный возраст последних установлен 23 года.

К ним относятся: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 N 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края 10 августа 2006 г. N 16-п.

Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договора социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с Правилами учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000г. №170, жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (п.п. 15, 16).

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

Судом установлено, что Хайитов *.*. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей: отец, А и мать, Б Решением <адрес> районного суда от 16 февраля 2001 года лишены родительских прав в отношении сына Хайитова *.*. (л.д. №).

Согласно справки муниципального общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес> детский дом» от 2 июня 2003 года № Хайитов *.*. 20 февраля 2002 года поставлен на регистрационный учет по предоставлению жилья при администрации муниципального образования «Бардымский район», учетный № (л.д. №).

Постановлением главы муниципального образования «Бардымский район» № от 27 августа 2004 года несовершеннолетний Хайитов *.*. был передан в патронатную семью Г (л.д. №).

23 июня 2008 года Хайитов *.*. окончил <адрес> (л.д. №).

Хайитов *.*. в собственности жилья не имеет и участие в приватизации жилья не принимал (л.д. №), его отец А и мать Б также в собственности жилья не имеют и участие в приватизации жилья не принимали (л.д. №).

Согласно информации администрации Бардымского муниципального района Хайитов *.*. относится к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», состоит на учете, как нуждающийся в жилом помещении на основании решения жилищной комиссии от 20 февраля 2002 года, очередность на 29 марта 2011 года №, закрепленного жилья не имеет (л.д. №).

Изложенное подтверждается пояснениями сторон, письменными материалами дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Хайитов *.*. , являясь лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, закрепленного жилья не имел, зарегистрирован в бывшем здании детского дома, до 18 лет Хайитов *.*. встал на учет для обеспечения жильем, с момента окончания обучения в учебном заведении не был обеспечен жилым помещением, следовательно, исковые требования в данной части необходимо удовлетворить, Хайитову *.*. должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

Исковые требования прокурора в части обязания Правительства Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Хайитову *.*. удовлетворению не подлежат, как не соответствующие Положению о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 N 16-п “Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей“ определяется порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1).

Распределение и использование средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета, распределение таких средств и субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Правительства Пермского края, относится к полномочиям других органов государственной власти края.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

Обязать администрацию Бардымского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма Хайитову *.*. жилое помещение на территории Бардымского муниципального района Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В иске прокурора в части обязания Правительства Пермского края выделить денежные средства Бардымскому муниципальному району для приобретения жилья в целях предоставления его во внеочередном порядке по договору социального найма Хайитову *.*. , отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней.

Судья: подпись

Копия верна: суд ь я - *.*. Махмудова

Секретарь *.*. Каримова