Судебная практика

Решение от 01 августа 1996 года № <Обезличен>. Решение от 01 августа 1996 года. Хабаровский край.

Хабаровский гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи Лёвочкина *.*. , при секретаре Сенотрусове *.*. , с участием заявителя Хлебко *.*. , его представителя - Поллак *.*. , а также представителя командующего войсками Восточного военного округа - подполковника Штанько *.*. , в открытом судебном заседании, в расположении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части ##### капитана запаса Ф.И.О. об оспаривании приказов командующего войсками Дальневосточного военного округа и командира войсковой части #####, связанных с увольнением с военной службы в запас,

Установил:

Хлебко *.*. обратился в суд с заявлением, в котором он просит признать незаконными приказ командующего войсками Дальневосточного военного округа ##### от xx.xx.xxxx г. об увольнении его с военной службы в запас и приказ командира войсковой части ##### №##### от xx.xx.xxxx года об исключении его из списков личного состава названной воинской части, а также обязать названных должностных лиц восстановить его на военной службе в списках личного состава войсковой части #####.

В суде заявитель и его представитель Поллак *.*. поддержали вышеуказанные требования, пояснив при этом, что Хлебко *.*. незаконно уволен с военной службы в запас до обеспечения его постоянным жилым помещением по установленным нормам в избранном им после увольнения с военной службы месте жительства - в г. Хабаровске. По месту же его службы в селе Князе-Волконское он обеспечен лишь служебным жильем, что препятствует на основании ст. 23 п. 1 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» увольнять его с военной службы без его согласия.

Командир войсковой части #####, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл.

Представитель командующего войсками Восточного военного округа - подполковник Штанько *.*. в суде вышеуказанные требования заявителя об оспаривании приказа командующего войсками ВВО не признал и пояснил, что заявитель на законном основании был уволен с военной службы в запас по организационно-штатным мероприятиям, поскольку по месту службы Хлебко обеспечен служебным жилым помещением по установленным нормам.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, военный суд приходит к выводу, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Так, из оглашенных в суде представления о досрочном увольнении от xx.xx.xxxx г. и аттестационного листа от xx.xx.xxxx г. усматривается, что капитан Хлебко *.*. проходил службу в Вооруженных Силах РФ с 1 августа 1996 года. Окончил заявитель Дальневосточный военный институт в 2001 году и в этом же году ему присвоено первое офицерское звание.

Согласно договору найма служебного жилого помещения ##### от xx.xx.xxxx года капитану Хлебко *.*. передано в найм служебное жилое помещение, расположенное по адресу: село Князе-Волконское-1, ..., состоящее из одной комнаты общей площадью 38,4 квадратных метра. Жилая площадь данной квартиры составляет 18 квадратных метров.

Из листа беседы от 17.11.2009 г. видно, что Хлебко *.*. согласен с предстоящим увольнением с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Из акта проверки жилищных условий заявителя от 19.11.2009 года усматривается, что Хлебко *.*. с супругой и сыном 2009 года рождения проживает в однокомнатной служебной квартире с общей площадью 38,4 квадратных метров.



Согласно выписке из протокола ##### от 30.12.2009 г. заседания жилищной комиссии войсковой части ##### видно, что рассмотрев рапорт капитана Хлебко *.*. названная жилищная комиссия Постановила включить заявителя и двух членов его семьи в списки очередников на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений в избранном после увольнения месте постоянного жительства в городах Хабаровск или Благовещенск.

Из выписки из приказа командующего войсками ДВО (по личному составу) ##### от xx.xx.xxxx года усматривается, что капитан Хлебко *.*. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом в приказе указано, что Хлебко обеспечен жилым помещением по последнему месту службы, изъявил желание получить жилое помещение не по месту дислокации части.

Согласно справке начальника ФГУ «Князе-Волконская КЭЧ района» МО РФ ##### от 17.02.2011 года Хлебко *.*. состоит в базе данных программы «Учет» в названном ФГУ с 29 января 2010 года по категории «бесквартирный», как нуждающийся в получении жилых помещений по избранному месту жительства.

Из выписки из приказа командира войсковой части ##### ##### параграф 1 (по строевой части) от 18 марта 2011 года видно, что капитан Хлебко *.*. с 4 апреля 2011 года исключен из списков личного состава названной воинской части.

В соответствии с абз.2 п.1 ст.23 ФЗ “О статусе военнослужащих“ (далее - Закона), военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищный условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.

Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.

При этом норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.

Иное толкование абзаца 2 пункта 1 ст. 23 Закона уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает.

Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовым актами РФ.



При этом в абз. 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.

В соответствии с п. 13 ст. 15 Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих- граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Данная норма гарантирует определенным в ней категориям военнослужащих обеспечение жилым помещением от Минобороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по месту военной службы.

С учетом изложенного следует признать, что абз. 2 п. 1 ст. 23 Закона, являясь одной из гарантий жилищных прав военнослужащих, устанавливает запрет на увольнение по указанным в нем основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем именно по месту военной службы, т. е. в населенном пункте, где дислоцирована воинская часть.

Положениями этой же нормы закона предусмотрено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Закона.

В соответствии с этим пунктом вышеназванные военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилым помещением при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи ГЖС. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Таким образом, законодательства РФ не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства.

Однако такие военнослужащие даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (в порядке подпункта «и» пункта 7 раздела 2 Правил, утвержденных Постановление Правительства РФ №1054 от 6.09.1998 г.), не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абз.2 п. 1 ст. 23 Закона, поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства - по месту военной службы.

Следовательно, препятствий для их увольнения не имеется. В этом случае за ним сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.

Возникновение в связи с увольнением специального основания для повторного признания нуждающимися в улучшении жилищных условий - выбор места жительства после увольнения порождает обязанность Минобороны РФ обеспечить гражданина жильем в этом месте, но не является, как указано выше, по смыслу абз. 2 п. 1 ст. 23 Закона препятствием для увольнения с военной службы, поскольку в нем содержится запрет на увольнение без предоставления жилья, а таким военнослужащим жилье предоставлено ранее, по месту прохождения военной службы.

Кроме того, в пункте 1 ст. 15 Закона определено, что военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей, обеспечиваются на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.

В судебном заседании установлено, что заявитель был назначен на воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получил в связи с этим офицерское воинское звание в 2001 году. В связи с этим он мог претендовать на получение на весь срок военной службы согласно приведенной нормы закона лишь служебного жилого помещения. Хлебко по месту прохождения военной службы в селе Князе-Волконское - 1 обеспечен благоустроенным служебным жилым помещением по установленным нормам (ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ). В связи с предстоящим увольнением он установленным порядком признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства - в г. Хабаровске.

С учетом изложенного доводы заявителя о том, что он не мог быть уволен и исключен из списков личного состава воинской части до получения жилого помещения в избранном им после увольнения с военной службы месте - в г. Хабаровске, нельзя признать правильными, поскольку из анализа приведенных выше правовых норм жилищные права заявителя при его увольнении с военной службы нарушены не были.

Руководствуясь ст. ст. 197-199, 258 ГПК РФ, военный суд

Решил:

Заявление бывшего военнослужащего войсковой части ##### капитана запаса Ф.И.О. об оспаривании приказов командующего войсками Дальневосточного военного округа и командира войсковой части #####, связанных с увольнением с военной службы в запас, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Хабаровский гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Подлинное за надлежащей подписью

Верно: Председательствующий по делу

В. Лёвочкин

Секретарь судебного заседания

И. Сенотрусов