Судебная практика

Решение от 18 марта 2011 года . Решение от 18 марта 2011 года № . Краснодарский край.

5 апреля 2011 Белореченский районный суд Краснодарского края в составе: судьи Грицай *.*. ,

с участием прокурора Замараевой *.*. ,

представителя лица подавшего жалобу Матушкиной *.*. ,

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Богданова *.*. ,

при секретаре Шелковой *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Школьненского сельского поселения Белореченского района Ф.И.О. на Постановление от 18 марта 2011 года главного государственного инспектора по использованию и охране земель Белореченского района Микова *.*. о признании Ф.И.О. виновным в совершении административного правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа,

Установил:

Постановлением от 18 марта 2011 года главного государственного инспектора по использованию и охране земель Белореченского района Микова *.*. глава администрации Школьненского сельского поселения Гончаров *.*. признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ и ему назначено наказания в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Глава администрации Школьненского сельского поселения просит отменить Постановление, ссылаясь на то, что он признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, однако это не соответствует действительности. Указывает, что он избран на должность главы поселения в 2009 году. В ноябре 2010 года им предприняты меры к оформлению документов на земельные участки, на которых производятся захоронения. Нормы, закрепленные в Земельном Кодексе, Федеральном законе от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Законе Краснодарского края от 4 февраля 2004 года № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» регулируют правоотношения по организации новых мест погребения. Указанные же места погребения действуют с момента образования населенных пунктов в 1800-1920 годах, созданы до принятия указанных законов и действующим законодательством не установлен срок оформления земельных участков под уже созданными захоронениями. Захоронения производились в исторически сложившемся месте на свободном участке земли, без проведения каких-либо работ по сооружению кладбища, соответственно без оформления проектов и иной документации. Постановление о назначении наказания от 18 марта 2011 года не содержит мотивированного решения по делу, его действия неправильно квалифицированы, он не занимал самовольно земельный участок, участок относится к государственным землям право собственности на которые не разграничено, то есть им права собственника земельного участка не нарушены, кроме того каких-либо сооружений на земельном участке не возводилось, могилы к объектам недвижимого имущества не относятся. Кроме того, имелись основания для освобождения его от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения, поскольку им были предприняты меры по оформлению земельных участков до проведения проверки прокурором. Однако, оформление земельных участков не завершено, в связи тем, что требуется длительное время на согласование в различных инстанциях и значительные денежные средства.

В судебном заседании представитель лица подавшего жалобу Матушкина *.*. просила жалобу удовлетворить по основаниям в ней изложенным и также показала, что в действиях главы администрации сельского поселения отсутствует состав административного правонарушения, выражающегося в самовольном захвате земельных участков, поскольку объективная сторона выражается в активных действиях по занятию чужого земельного участка путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников. Главой администрации сельского поселения действия по захватам земельных участков не производились, официальные разрешения на захоронение жителям поселений не выдавались. Места погребения сложились исторически с момента образования населенных пунктов, жители самостоятельно производят захоронения на выбранном ими земельном участке. Глава администрации не имеет права запретить жителям производить захоронения, поскольку в соответствии с действующим законодательством в области организации похоронного дела, гражданам РФ гарантированно бесплатное предоставление земельного участка согласно их волеизъявлениям. Земельные участки используются для захоронения умерших жителями сельского поселения без согласования с администрацией сельского поселения. Нельзя запретить гражданам хоронить своих близких на земельных участках, на которых расположены кладбища, так как будут нарушены права граждан на захоронение. За самовольное использование земельных участков под размещение кладбищ, согласно обжалуемому постановлению, глава не наказывался.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы и показал, что главой администрации сельского поселения правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены кладбища, надлежащим образом еще не оформлены. В настоящее время, в Белореченском районе, в соответствии с действующим законодательством, зарегистрировано право только на один земельный участок, для размещения нового кладбища в пос.Южном Белореченского района, которое создано недавно. Правоустанавливающие документы на другие земельные участки отсутствуют, права собственности на них в ЕГРП не зарегистрировано, в связи с изложенным считает, что глава администрации сельского поселения правомерно привлечен к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ.



В судебном заседании прокурор просила в удовлетворении жалобы отказать, поскольку глава администрации сельского поселения приступил к исполнению своих обязанностей в 2009 году, однако принял меры к постановке земельных участков на кадастровый учет только спустя год. Поскольку действующим законодательством не установлен срок оформления прав на земельные участки под уже существующими захоронениями, то глава администрации был привлечен к административной ответственности только в настоящее время, а не в 2009 году. Вопреки Земельному кодексу РФ и законодательству «О погребении и похоронном деле» на территории сельского поселения органами местного самоуправления под имеющиеся кладбища в установленном законом порядке земельные участки не выделялись, право на них не зарегистрировано, то есть земельные участки используются администрацией сельского поселения без надлежаще оформленных документов. Кроме того в полномочия администрации сельского поселения, согласно п.22 ст.14 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ входит организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В целях реализации указанного полномочия, главой администрации Белореченского района было принято Постановление об утверждении форм свидетельств о регистрации захоронения, форм книг регистрации захоронений на территории сельских поселений. Сведений о том, выдавались ли главой администрации поселения, гражданам разрешения на захоронения не имеется.

Выслушав стороны, прокурора, исследовав представленные материалы дела, полагаю, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением от 18 марта 2011 года главного государственного инспектора по использованию и охране земель Белореченского района Микова *.*. глава администрации Школьненского сельского поселения Фесенко *.*. признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей (л.д. 16-17) за самовольное занятие земельных участков под кладбища. За использование земельных участков под кладбища, без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов он к ответственности не привлекался.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 2.4. КоАП РФ определяет, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Глава Школьненского сельского поселения Белореченского района был избран на должность главы поселения в 2009 году и приступил к исполнению своих обязанностей. В октябре-ноябре 2010 года главой поселения в соответствии с порядком, установленным Земельным кодексом РФ предприняты меры к оформлению документов на земельные участки, на которых производятся захоронения: направлено заявление о предоставлении земельных участков в администрацию района, 12 ноября 2010 года принято Решение техническим Советом, 1 февраля 2011 года заключен договор на проведение межевых работ 17 кладбищ, работы выполнены и межевые дела переданы в марте 2011 года в администрацию района для принятия постановления об утверждении схемы расположения земельных участков. В настоящее время администрация муниципального образования Белореченский район утвердила схемы расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории (л.д.19-26). До настоящего времени на кадастровый учет земельные участки не поставлены.Указанные документы свидетельствуют о том, что главой сельского поселения проделана необходимая работа по получению разрешительных документов под использование земельных участков под кладбища.

Согласно ст.16 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и ст.17 Закона Краснодарского края от 4 февраля 2004 года № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» предусмотрено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством.

Указанные нормы регулируют правоотношения по организации новых мест погребения и содержатся соответственно в главе Ш федерального закона и в главе 4 краевого закона под названием «Организация места погребения» и ст. «Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения».

Как было установлено в судебном заседании, существующие места погребения размещены и созданы с момента образования населенных пунктов в 1800-1920-х годах, размещены до принятия указанных выше нормативно-правовых актов, фактически захоронения производились в исторически сложившемся месте на свободном участке земли, без проведения каких-либо работ по сооружению кладбища, соответственно без оформления проектов и иной документации. Места захоронения используются по назначению и в силу прямого указания законов, по принадлежности являются муниципальными, находятся в ведении администраций поселений, которые в установленном порядке выполняют полномочия по их содержанию.

Согласно ст.4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В вышеназванных законах не установлены сроки оформления прав на участки, на которых размещены захоронения, возникшие до принятия законов.



Земельные участки под кладбищами в х. Лантратове, х. Вербине, х. Капустине, х. Черниговском, х. Амосове, х. Бережном, х. Малом Бродовом, с. Новоалексеевском используются для захоронения умерших жителями Школьненского сельского поселения без согласования с администрацией сельского поселения со времени образования поселков, и по понятным причинам невозможно не использовать земельный участок, для проведения захоронений, так как в результате будут нарушены права граждан на захоронение. Поскольку ст.16 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и ст.17 Закона Краснодарского края от 4 февраля 2004 года № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» регулируют правоотношения по организации новых мест погребения, то требования указанных законов не могут быть применены к земельным участкам, которые используются под кладбища, еще до принятия указанных законов о надлежащем оформлении правоустанавливающих документов. Глава сельского поселения самовольно не занимал земельные участки под кладбища, поскольку участки использовались под захоронения длительное время еще до избрания его на должность главы сельского поселения, разрешений о создании новых кладбищ без правоустанавливающих документов глава не выдавал.

В связи с этим в действиях главы Школьненского сельского поселения отсутствует состав правонарушения, нет его вины, поскольку в соответствии со ст.15 Федерального закона о погребении и похоронном деле и ст.16 Краевого закона о погребении и похоронном деле все кладбища являются государственными либо муниципальными, находятся в ведении поселений. Соответственно используются для выполнения возложенных на поселение полномочий, в соответствии с земельным законодательством меры по установлению границ земельных участков с целью соблюдения санитарных и экологических норм главой приняты.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на Постановление по делу об административном правонарушении выносится Решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Поскольку в судебном заседании было установлено, что в действиях главы Школьненского сельского поселения отсутствует состав правонарушения, то в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ Постановление от 18 марта 2011 года подлежит отмене, производство по делу прекращению.

Руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.7, 30.8, 30.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Решил:

Постановление от 18 марта 2011 года главного государственного инспектора по использованию и охране земель Белореченского района Микова *.*. о признании главы администрации Школьненского сельского поселения Ф.И.О. виновным в совершении административного правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 1000 рублей отменить и производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение десяти суток.

Судья подпись *.*. Грицай