Судебная практика

Решение от 17.01.2006 №А37-4488/2005. По делу А37-4488/2005. Магаданская область.

Решение г. Магадан Дело № А37- 4488/05-5

17 января 2006 г.

Резолютивная часть Решение объявлена 17.01.2006 г.

Полный текст Решение изготовлен 17.01.2006 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Адаркиной *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Магаданэнергоналадка»

к Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Магаданской области

о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Магаданской области от 08.12.2005 г. №НТ-08-10/7555

с участием третьего лица – Администрации Особой экономической зоны

при участии в судебном заседании представителей:



от заявителя – Петров *.*. , доверенность от 11.08.2005 г. №20/21-616;

от ответчика – не явился;

от третьего лица – не явился,

Установил:

Заявитель, Открытое акционерное общество «Магаданэнергоналадка», обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Магаданской области №НТ-08-10/7555 от 08.12.2005 г. На основании указанного решения заявителю предложено уплатить налог на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС) за август 2005 г. в федеральный бюджет в сумме 392 670 руб., доначислена пеня в размере 13 442 руб. 40 коп. Также в соответствии с указанным Решением заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 72 908 руб. 58 коп.

Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ответчиком, третьим лицом в материалы дела представлены запрошенные судом документы. Просят рассмотреть дело в отсутствии своих представителей.

Представить заявителя полагает, что оспариваемое Решение противоречит Федеральному закону от 31.05.1999 г. №104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области», Закону Магаданской области от 29.06.1999 г. №75-ОЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» в соответствии с которыми при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области участники ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов в части, поступающих в федеральный бюджет (за исключением отчислений в ПФ РФ и ФСС РФ). Указанное положение действует до 31.12.2005 г.

Как указывает заявитель, НК РФ и Закон «Об особой экономической зоне в Магаданской области» являются нормативными актами одного уровня. Закон «Об особой экономической зоне в Магаданской области» в соответствии со ст. 76 Конституции РФ имеет прямое действие. Нормы ст. 5 указанного закона в установленном порядке не отменены.

Также представитель заявителя обращает внимание на то, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.04.2004 г. № 9-П, нормы, отменяющие или изменяющие определенные преимущества, компенсации и льготы, вносятся в текст того федерального закона, которыми они были установлены. Никаких изменений, касающихся предоставления льготы участника ОЭЗ в Магаданской области, в указанные выше законы не вносились. Данные законы об ОЭЗ в Магаданской области не значатся в перечне законодательных актов, утративших силу на основании ФЗ от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах», а п.4 ст. 126 ФЗ от 23.12.2004 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 г.» действие ст. 5 Закона «Об ОЭЗ в Магаданской области» приостановлено только в части льгот по уплате акцизов и НДС на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию ОЭЗ.

Ответчик в оспариваемом решении ссылается на нормы главы 21 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2001 года, в которой не предусмотрены льготы в части НДС участникам ОЭЗ в Магаданской области, а также на п.15 Постановления Пленума ВАС РФ №5 от 28.02.2001 г., в соответствии с которым нормы законов, в целом не связанных с вопросами налогообложения, касающиеся налоговых льгот, подлежат применению до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового Кодекса РФ. По мнению ответчика, с введением в действие главы 21 Налогового Кодекса РФ в соответствии с п.15 упомянутого выше Постановления Пленума ВАС РФ, льгота по уплате налога на добавленную стоимость, предусмотренная ст.5 ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», не подлежит применению.



Также налоговый орган обращает внимание на то, что ст. 18 и ст. 56 НК РФ с 01.01.2005 г. действуют в новой редакции (ФЗ от 29.07.2004 г. №95-ФЗ), в соответствии с которой НК РФ специального налогового режима в виде особой экономической зоны не предусматривает, а льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются только НК РФ. На основании изложенного, налоговым органом делается вывод о том, что положения ст. 5 Закона «Об ОЭЗ в Магаданской области» к правоотношениям, возникающим с 01.01.2005 г. применяться не должны.

Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области требования заявителя поддержала в письменном отзыве на заявление.

Рассмотрев доказательства по делу, суд пришел к следующему выводу: из материалов дела следует, что заявитель является участником Особой экономической зоны, что подтверждается соответствующим свидетельством.

Согласно пп.3 п.1 ст.21 НК РФ, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст.5 ФЗ РФ «Об ОЭЗ в Магаданской области»» №104-ФЗ от 31.05.99 г., при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области участники ОЭЗ до 31.12.2005 г. освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в ПФ РФ и ФСС РФ).

Тот факт, что ст. 5 ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»» относится к законодательству о налогах и сборах налоговыми органами не оспаривается.

Суд полагает ошибочным довод ответчика о том, что, льгота, предусмотренная ст.5 указанного выше закона, прекратила свое действие в отношении НДС с введением в действие главы 21 НК РФ и в связи с внесением изменений в ст.18 и ст. 56 части 1 НК РФ по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.76 Конституции РФ, по предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Поскольку как Закон №107-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области», так и НК РФ относятся к федеральным законам, то в силу указанной статьи Конституции с учетом правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.1999 г. №182-О, ни один из них не обладает по отношению к другому большей юридической силой. Правильный же выбор на основе установления и исследования фактических обстоятельств и истолкование норм, подлежащих применению в конкретном деле, как указал Конституционный Суд, относится к ведению арбитражных судов.

Как следует из анализа статьи ст.17 НК РФ, а также в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Определение от 5 июля 2001 г. по запросу Хорошевского районного суда г. Москвы о проверке конституционности положений ст.ст.224 и 226 Налогового кодекса Российской Федерации), льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения и не затрагивают правовой природы налогового обязательства. Вопрос о введении или отмене льгот, равно как и определение (сужение или расширение) круга лиц, на которых распространяются налоговые льготы, относится к прерогативе законодателя.

Введение в действие Федеральным законом от 01.01.2001 г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» с 01.01.2001 г. главы 21 «Налог на добавленную стоимость», регламентирующей порядок уплаты налога на добавленную стоимость, не отменило установленный в законодательном порядке налоговый режим ОЭЗ и соответственно право их участников на освобождение от уплаты суммы НДС в федеральный бюджет, определенное статьей 5 вышеупомянутого ФЗ №104-ФЗ. Кроме того, со дня введения в действие ФЗ от от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» в числе признанных утратившими силу нормативных актов ФЗ от 31.05.1999 г. №104-ФЗ не указан.

Федеральным законом от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в часть 1 и 2 НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах» которым были внесены изменения и дополнения в ст. 18 и ст. 56 НК РФ также не установлено, что в связи с изменением налогового законодательства Закон РФ от 31.05.1999 г. № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» утратил силу.

Кроме того, ст. 57 Конституции РФ и ст. 5 НК РФ предусмотрено, что законы любым образом ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют. Льгота, предусмотренная ст.5 Закона РФ от 31.05.1999 г. №104-ФЗ действует соответствии с законом с 07.07.99 г. по 31.12.2005 г., т.е. данные налоговые правоотношения, касающиеся предоставления льготы участникам ОЭЗ в Магаданской области являются длящимися правоотношениями. На основании правовой позиции, высказанной Конституционным судом РФ в определении от 07.02.2002 г. №37-О внесение произвольных изменений в действующую систему норм, в том числе в сфере налоговых отношений, с распространением этих изменений на ранее возникшие длящиеся налоговые отношения, недопустимы.

Об отсутствии намерения законодателя отменить предусмотренные ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» льготы по налогообложению участников ОЭЗ также свидетельствует отсутствие об этом сведений в Федеральном законе от 23.12.2004 №173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год». В п.4 ст.126 указанного закона содержится норма о приостановлении действия ст.5 ФЗ №104-ФЗ от 31.05.99 г. лишь в части льгот по уплате акцизов и НДС на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию Магаданской области.

С учетом изложенной выше правовой ситуации, суд пришел к выводу, что основания полагать, что льготы по налогообложению, установленные ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области», в части освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость за август 2005 г., прекратили свое действие, отсутствуют.

Таким образом, доначисление налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки Открытому акционерному обществу «Магаданэнергоналадка» НДС за август 2005 г. не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя и создает препятствия заявителю в реализации права пользования своим имуществом в том смысле, какой придается данному праву ст.1 Протокола к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г., а соответственно, привлечение к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ и начисление пени также неправомерно.

В силу ч.2 ст. 176 АПК РФ, дата составления настоящего решения в полном объеме считается датой его принятия.

Руководствуясь статьями 110, 197, 200, 201, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Магаданской области

Решил:

Судья *.*. Адаркина