Судебная практика

О взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой. Определение от 24 сентября 2010 года № . Алтайский край.

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Этвеш *.*.

при секретаре Кувалаки *.*.

с участием прокурора Текутьевой *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ,

Установил:

К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Октябрьского района г. Барнаула в интересах несовершеннолетнего Лемешко *.*. к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее по тексту - КФНКП) о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ взыскана с КФНКП в пользу Кубовской *.*. недополученная сумма опекунского пособия на опекаемого Лемешко *.*. за 8 месяцев и 9 дней 2005 года (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в размере 8 904,57 руб. за счет средств бюджета Алтайского края. КФНКП освобожден от уплаты госпошлины в доход местного бюджета.

КФНКП не согласился с указанным Решением мирового судьи, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое Решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывается, что размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом, в связи с чем расчет размера опекунского пособия за 2004 год, произведенный судом, не может служить доказательством получения опекуном в 2004 году опекунского пособия в большем размере, чем выплачено в 2005 году.

В соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.



Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 в абзац 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения и с 01.01.2005 порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ.

С ДД.ММ.ГГГГ порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае».

Статьей 27 закона Алтайского края от 28.12.2004 №65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» не предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год.

Норма указанного закона, устанавливающая размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения отнесенным к полномочиям субъектов РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. На дату рассмотрения дела судом и до настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» никем не оспорена в установленном законом порядке.

Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичные нормативным обязательством - публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российское Федерации). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемое каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке.

В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Аналогичное право предоставлено и прокурору в пределах его компетенции.

Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Ввиду того, что на ДД.ММ.ГГГГ размер опекунского пособия был установлен Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003 № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» в размере 28 080 рублей на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей, Алтайский край при установлении опекунского пособия в том же размере в 2005 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством. Размер и условия выплаты опекунского пособия в соответствии с законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», не стали ниже тех, которые действовали до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ.



Из этого следует, что судом неверно установлен факт получения опекуном в 2004 году пособия на опекаемого ребенка в большем размере, чем было выплачено в 2005 году.

Вышеназванными нормами федеральных законов субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов расходные обязательства по выплате денежных средств, в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен.

В соответствии с приложением 8 к закону Алтайского края от 04.07.2006 № 54-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2005 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) на 2005 год» исполнен в размере 100 процентов.

Таким образом, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства в полном объеме.

В судебное заседание представитель КФНКП, представители третьих лиц - Комитета по образованию администрации Октябрьского района г. Барнаула, Комитета администрации г. Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике, истец в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ принял Решение о рассмотрении жалобы в их отсутствие.

Прокурор Текутьева *.*. полагала, что доводы жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2004 года) 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) также установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 -ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда ( включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий ( в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Законом Алтайского края от 28 декабря 2004 года 65 - ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2005 году в размере 28 080 руб. на одного ребенка в год или 2 340 руб. в месяц.

В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации Железнодорожного района г. Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ Кубовская *.*. назначена опекуном над несовершенноле Ф.И.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ей назначено пособие на содержание опекаемого ребенка.

Учитывая, что объем социальных гарантий в установленных ранее в 2004 году на мальчика дошкольного возраста, составлял 40 954 руб. 18 коп., мировой судья обоснованно пришел к выводу, что объем социальных гарантий, подлежащий выплате Кубовской *.*. на содержание Лемешко *.*. в 2005 году из средств краевого бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма. С учетом полученного пособия в размере 19 422 руб., недополученная сумма опекунского пособия на Лемешко *.*. за 8 месяцев и 9 дней 2005 года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) составляет 8 904,57 руб. Ответчик в своих возражениях ссылается на те же самые нормы права, что и истец и суд в своем решении, однако, толкует их в ином, выгодном ответчику и, ущемляющем права истца, смысле, не соответствующем действительному, с учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы КФНКП.

Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, суд

Определил:

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах несовершеннолетнего Лемешко *.*. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой, оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья: *.*. Этвеш