Судебная практика

О признании бездействия органа местного самоуправления незаконным. Решение от 05 мая 2011 года №. Саратовская область.

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Армяшиной *.*.,

при секретаре Туновой *.*.,

с участием помощника Ртищевского межрайонного прокурора Гордеевой *.*.,

представителя заинтересованного лица - главы администрации Салтыковского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области Арясова *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ртищевского межрайонного прокурора в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным (в порядке статьи 254 ГПК РФ),

Установил:

Ртищевский межрайонный прокурор (далее - Прокурор) обратился в суд с заяв-

лением в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании

незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации Салтыковского муниципального
образования Ртищевского муниципального района Саратовской области (далее - администрация Салтыковского МО).

В обоснование заявленного требования Прокурор в заявлении указал, что бездействие администрации Салтыковского МО выразилось в неподготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, непредставлении в срок до 15 марта 2011 года доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, нераз-мещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в сети Интернета. Исполнение администрацией Салтыковского МО указанных требований определено: Федеральным законом № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года), Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Бездействие администрации Салтыковского МО нарушает охраняемые частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации права и интересы неопределенного круга лиц - населения Российской Федерации на получение информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля, а также нарушает интересы Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти на получение в установленные сроки информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля.

Заявляя о нарушенном праве, Прокурор просит суд: - признать незаконным бездействие администрации Салтыковского МО, выразившееся в неподготовке доклада об осуществлении муниципального земельного
контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, непредставлении в срок до 15 марта 2011 года доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федера -

ции на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, неразмещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в сети Интернета; - обязать администрацию Салтыковского МО подготовить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, представить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в сети Интернета.

В судебном заседании помощник Прокурора Гордеева *.*. уточнила заявленные требования, просила суд обязать администрацию Салтыковского МО подготовить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, представить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в сети Интернета в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части заявление поддержала, настаивала на его удовлетворении, дала пояснения аналогичные изложенному в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - глава администрации Салтыковского МО Арясов *.*. в судебном заседании уточнённые требования Прокурора признал в полном объёме, выразил согласие на удовлетворение заявления Прокурора.

Суд, заслушав заявителя и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявления Прокурора по следующим основаниям.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании статьи 254 ГПК РФ граждане, организации вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.

Исходя из содержания статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе и неопределённого круга лиц.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля является
открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 7 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам: информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля: подготовка в установленном порядке предложении о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и другое.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года ежегодно органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации осуществляют подготовку

докладов об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля и его представление в Правительство Российской Федерации.

Порядок подготовки указанных докладов регламентирован Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2010 года
№ 215 (далее - Правила).

Так, в соответствии с пунктами 2, 3 Правил органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, по итогам своей деятельности ежегодно подготавливаются доклады, в которые включаются сведения об организации и проведении муниципального контроля за отчетный год и его эффективности согласно Приложению по следующим разделам: состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности; организация муниципального контроля; финансовое и кадровое обеспечение муниципального контроля; проведение муниципального контроля; действия органов муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений; анализ и оценка эффективности муниципального контроля; выводы и предложения по результатам муниципального контроля.

Полный перечень сведений, включаемых в доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля, определен Приложением к Правилам.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что к докладу прилагается отчёт об осуществлении муниципального контроля по утверждённой форме федерального статистического наблюдения.

В соответствии с пунктом 6 Правил, доклады подписываются руководителями органов местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля, и представляются в Министерство экономического развития Российской Федерации до 15 марта года, следующего за отчётным годом, на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде.

Согласно пункту 8 Правил, сведения, содержащиеся в докладах, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернета, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, в срок не позднее 14 марта 2011 года обязаны подготовить и представить в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе
с приложением копии в электронном виде доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля за 2010 год, которые должны содержать сведения и документы, перечень которых определен Правилами. При этом сведения, содержащиеся в докладах, должны быть размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернета.

На основании пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.

Пунктом 2.2 Положения о муниципальном земельном контроле, утверждённым Решением Совета Салтыковского МО от 15 февраля 2010 года № 2 предусмотрено, что муниципальный земельный контроль осуществляется Главой администрации Салтыковского муниципального образования или должностным лицом, уполномоченным осуществлять земельный контроль в соответствии с настоящим положением в порядке, установленным муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.

В судебном заседании глава администрации Салтыковского МО Арясов *.*. пояснил, что названные требования Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года и Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, а также требования Правил администрацией Салтыковского МО не исполнены до настоящего времени.

Пояснения представителя заинтересованного лица подтверждаются справкой о результатах проверки соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля в администрации Салтыковского МО от 20 апреля 2011 года, подготовленной помощником Прокурора Гордеевой *.*.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Суд приходит к выводу о том, что бездействием администрации Салтыковского
МО нарушены интересы Российской Федерации в лице федеральных органов государственной власти и интересы неопределённого круга лиц - населения Российской Федерации на получение информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля.

Суд считает, что заявленные Прокурором требования законны, доказательно обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199,254-257 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании бездействия администрации Салтыковского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области незаконным - удовлетворить.

Бездействие администрации Салтыковского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неподготовке доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, непредставлении в срок до 15 марта 2011 года доклада об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, неразмещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в сети Интернета - признать незаконным.

Обязать администрацию Салтыковского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области подготовить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год, представить доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде, разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2010 год на официальном сайте администрации Ртищевского муниципального района Саратовской
области в сети Интернета в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд в течение десяти дней.

Судья подпись