Судебная практика

О признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий. Решение от 08 сентября 2010 года №. Магаданская область.

Тенькинский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Лобановой *.*., при секретаре Шайдоровой *.*., с участием помощника прокурора Тенькинского района Ситникова *.*., рассмотрев в помещении районного суда гражданское дело

по заявлению прокурора Тенькинского района Магаданской области в защиту интересов МО «Поселок Усть-Омчуг» и неопределенного круга лиц о признании бездействия Главы администрации МО «Поселок Усть-Омчуг» незаконным и понуждении к установке прибора учета и отключения на лампу уличного освещения на доме №... по улице... в пос. Усть-Омчуг,

Установил:

Прокурор Тенькинского района обратился с заявлением в защиту интересов МО «Поселок Усть-Омчуг» и неопределенного круга лиц о признании бездействия Главы администрации МО «Поселок Усть-Омчуг» незаконным и понуждении
к установке прибора учета и отключения на лампу уличного освещения на доме №... по улице... пос. Усть-Омчуг.

В обоснование заявления указано, что согласно акту №... от 28 мая 2010 года лампа, установленная на доме №... по ул.... пос. Усть-Омчуг работает круглосуточно, что влечет перерасход потребляемой электроэнергии. Администрация МО «Поселок Усть-Омчуг» за круглосуточную работу одной ламы уличного освещения на доме №... по ул.... пос. Усть-Омчуг за период с 1 декабря 2009 года по 31 июля 2010 года переплатила... за необоснованно затраченную электроэнергию. Учет потребленной электроэнергии данной лампой с 24 марта 2010 года производится общедомовым прибором учета, установленным в доме №... по ул.... пос. Усть-Омчуг.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор на требованиях, изложенных в заявлении настаивал по основаниям в нем указанным и просил признать незаконным бездействие Главы администрации МО «Поселок Усть-Омчуг»... в части непринятия мер к установлению прибора учета на лампу уличного освещения на доме №... по ул.... пос. Усть-Омчуг и прибора ее отключения, а также обязать его в срок до 30 августа 2010 года заключить договор на установку прибора учета потребляемой электроэнергии на лампу уличного освещения на доме №... по ул.... пос. Усть-Омчуг и прибора ее отключения.

Представитель заинтересованного лица... в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, в направленной в адрес суда телефонограмме просила суд предоставить срок на заключение договора на установку прибора учета потребляемой электроэнергии на лампу уличного освещения на доме №... по ул.... пос. Усть-Омчуг и прибора ее отключения, в срок до 01 ноября 2010 года, поскольку необходимо время для приобретения приборов учета, материалов и
времени на заключение договоров.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов муниципальных образований.

Статья 255 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено, что между администрацией МО «Поселок Усть-Омчуг» и ОАО ЭиЭ «Магаданэнерго» заключен муниципальный контракт-договор №... на электроснабжение, срок действия которого определен с 01 января 2010 по 31 декабря 2010 года. По условиям данного договора энергоснабжающая организация обязана подавать электроэнергию администрации МО «Поселок Усть-Омчуг» для обеспечения полномочий муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг», предусмотренные пунктом 21 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно: организация освещения улиц.

Согласно приложения № 2 к указанному договору электросчетчик к приборам уличного освещения отсутствует, расчет за электропотребление осуществляется по установленной мощности токоприемников согласно прилагаемому к договору расчету исходя из продолжительности работы лампы в тот или иной период (май, июнь, июль - 6 часов; ноябрь, декабрь, январь, февраль - 18 часов; март, апрель август, сентябрь, октябрь - 12
часов).

Между тем, согласно акту №... от 28 мая 2010 года лампа, установленная на доме №... по ул.... пос. Усть-Омчуг работает круглосуточно, что влечет перерасход потребляемой электроэнергии.

Администрация МО «Поселок Усть-Омчуг» за круглосуточную работу одной ламы уличного освещения на доме №... по ул.... пос. Усть-Омчуг за период с 1 декабря 2009 года по 31 июля 2010 года переплатила... за необоснованно затраченную электроэнергию. Учет потребленной электроэнергии данной лампой с 24 марта 2010 года производится общедомовым прибором учета, установленным в доме №... по ул.... пос. Усть-Омчуг.

Следовательно, отсутствие приборов учета потребленной электроэнергии и отключения вышеуказанной лампы влечет необоснованное расходование бюджетных средств муниципального образования «поселок Усть-Омчуг».

В соответствии со ст.ст. 2, 5 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», деятельность, связанная с использованием энергетических ресурсов должна осуществляться в режиме сбережения и повышения энергетической эффективности.

На основании ст. 4 вышеназванного Федерального закона правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергоснабжения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законам, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность Решение населением непосредственно и (или) через органы местного
самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно п.2.1 Договора на энергоснабжение, электроснабжающая организация обязуется подавать потребителям в многоквартирных жилых домах электрическую энергию для использования для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также для использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирных жилых домах) и для расхода электроэнергии на ее транспортировку по внутридомовым сетям многоквартирных жилых домов, а также определять объем потребляемых потребителями энергоресурсов (в том числе и доли электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды) и размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя, а также осуществлять сбор денежных средств с потребителей в оплату электрической энергии, отпущенной на объекты электроснабжения в порядке и на условиях, определенных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307.

В соответствии с пунктом 4.1 договора учет отпущенной и потребленной потребителями электроэнергии осуществляется общедомовыми расчетными приборами учета, указанными в приложении № 2 к договору.

Таким образом, отсутствие приборов учета потребленной электроэнергии и отключения вышеуказанных ламп до перехода на оплату электроэнергии по показаниям общедомового прибора учета влечет необоснованное расходование бюджетных средств МО «Поселок Усть-Омчуг», а при расчете потребления электроэнергии лампами после перехода на оплату электроэнергии по показаниям общедомового прибора учета влечет нарушение прав граждан, проживающих в доме №... по ул.... пос. Усть-Омчуг, поскольку граждане будут вопреки требованиям закона оплачивать электроэнергию, затраченную на лампы уличного освещения свыше времени, указанного в договоре, так как сверхнормативные показания электроэнергии, потребленной лампами, будут учтены
общедомовым прибором учета как подлежащие оплате жильцами.

Администрация муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг» в соответствии с Уставом МО «Поселок Усть-Омчуг» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Невыполнение надлежащим образом своих обязанностей органом местного самоуправления нарушает интересы населения муниципального образования, так как влечет необоснованные расходы из местного бюджета, в связи с чем суд признает заявление прокурора обоснованным, а бездействие главы администрации муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг»... в части непринятия мер к установлению прибора учета и прибора ее отключения на лампу уличного освещения на доме №... по ул.... в пос. Усть-Омчуг незаконным.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает Решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу части 1 п. 7 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с МО «Поселок Усть-Омчуг» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. 254-258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Признать бездействие главы администрации муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг»... в части непринятия мер к установлению

прибора учета на лампу уличного освещения и прибора ее отключения на доме №... по ул.... пос. Усть-Омчуг Тенькинского района Магаданской области незаконным.

Обязать главу администрации муниципального образования «Поселок Усть-Омчуг»... заключить договор на установку прибора учета потребляемой электроэнергии и прибора отключения, на лампу уличного освещения на доме №... по ул.... пос. Усть-Омчуг Тенькинского района Магаданской области в срок до 01 ноября 2010 года.

Об исполнении решения сообщить суду в месячный срок.

Взыскать с МО «Поселок Усть-Омчуг» государственную пошлину в сумме 200 рублей в пользу МО «Тенькинский район».

Решение может
быть обжаловано в Магаданский областной суд через Тенькинский районный суд в течение 10 дней.

Судья *.*. Лобанова