Судебная практика

Постановление от 09 августа 2011 года № А51-13005/2007. По делу А51-13005/2007. Российская Федерация.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА Именем Российской Федерации Постановление арбитражного суда кассационной инстанции

г. Хабаровск

09 августа 2011 г. № Ф03-3485/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего: *.*. Цирулик

Судей: *.*. Гребенщикова, *.*. Камалиевой

при участии

от истца: Калитко *.*. , представитель, доверенность от 01.01.2011 № 31

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу военного комиссариата Приморского края



на Решение от 20.01.2011, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011

по делу № А51-13005/2007Арбитражного суда Приморского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья *.*. Кошлакова, в апелляционном суде судьи: *.*. Симонова, *.*. Алферова, *.*. Грачев

По заявлению Объединенного военного комиссариата г.Спасск-Дальний и Спасского района Приморского края

к администрации Спасского городского округа, муниципальному учреждению «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю, Управлению по городскому округу Спасск-Дальний Главного управления МЧС России по Приморскому краю

третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации

о признании незаконными распоряжения от 27.09.2007 № 546-р, действий администрации Спасского городского округа и об освобождении помещений

Объединенный военный комиссариат г.Спасска-Дальнего и Спасского района Приморского края обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации Спасского городского округа (далее - Администрация), муниципальному учреждению «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний» (далее - Учреждение), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю (в настоящее время - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю) (далее - ТУ ФАУГИ) о признании незаконным распоряжения ТУ ФАУГИ от 27.09.2007 № 546-р, и обязании Учреждения и Управления по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по Приморскому краю (далее – Управление) освободить спорные помещения (с учетом неоднократного уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).

Иск обоснован тем, что оспариваемое распоряжение ТУ ФАУГИ противоречит Федеральному закону «Об обороне», Указу Президента РФ от 01.09.2007 № 1132 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах», ответчики занимают спорные помещения без каких-либо законных оснований.

Решением от 31.07.2008, оставленным без изменения Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009, производство по делу в отношении требований к Администрации прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с отказом заявителя от этой части требований и принятия отказа арбитражным судом. В удовлетворении остальной части требований отказано.



Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.04.2009 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Решением от 25.11.2009, оставленным без изменения Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2010, в удовлетворении требований военного комиссариата отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.07.2010 произведена замена в порядке процессуального правопреемства Объединенного военного комиссариата г.Спасска-Дальнего и Спасского района Приморского края на Военный комиссариат Приморского края (далее – Военкомат), судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

Решением от 20.01.2011, оставленным без изменения Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.

Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое распоряжение соответствует пункту 2 статьи 296, статье 299 ГК РФ, принято ТУ ФАУГИ в пределах его компетенции как органа, уполномоченного собственником принадлежащих заявителю объектов на распоряжение ими. Поэтому основания для признания незаконным распоряжения ТУ ФАУГИ и соответственно для выселения Учреждения и Управления из занимаемых помещений отсутствуют.

В кассационной жалобе Военкомат просит Решение и Постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о нарушении судами статей 296, 301 ГК РФ и нормативных правовых актов, касающихся распоряжения военным имуществом. Указывает, что правообладателем данного имущества является Министерство обороны РФ, в полномочия которого входит принятие решений по вопросам распоряжения этим имуществом. Согласие на высвобождение спорного имущества Министерство обороны не давало. Также в жалобе приведены доводы о том, что Учреждение занимает спорные помещения без каких-либо правовых оснований, а Управление фактически прекратило деятельность в спорных помещениях.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство обороны полностью поддержало ее доводы и также просило отменить судебные акты.

ГУ МЧС России по Приморскому краю в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с изложенными в ней доводами, просит Решение и Постановление апелляционного суда оставить без изменения.

В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель Военкомата поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и дал по ним пояснения.

Представители других участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседании суда участия не принимали.

В судебном заседании 27.07.2011 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ до 16 часов 20 минут 02.08.2011.

Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Постановлением Главы администрации г.Спасска-Дальнего от 28.07.1993 № 578 на баланс в оперативное управление Спасского Горвоенкомата передано здание, расположенное по ул. Надреченской, 15 в г.Спасске-Дальнем.

Впоследствии распоряжением ТУ ФАУГИ от 15.08.2007 № 455-р вышеуказанное здание, расположенное по ул.Надреченской, 15, закреплено за Военкоматом на праве оперативного управления как объект федеральной собственности. Государственная регистрация права оперативного управления Военкомата произведена 04.05.2008.

27.09.2007 ТУ ФАУГИ издало распоряжение № 546-р об изъятии нежилых помещений третьего этажа указанного здания общей площадью 159,8 кв.м и гаражного бокса № 4 общей площадью 25,2 кв.м из оперативного управления военного комиссариата как излишнего и неиспользуемого имущества. Этим же распоряжением изъятые объекты закреплены на праве оперативного управления за Главным управлением МЧС России по Приморскому краю.

Дав оценку данному распоряжению, суды пришли к выводу о том, что оно принято управлением в пределах его компетенции и соответствует статье 296 ГК РФ.

Между тем при рассмотрении спора суды не учли следующее.

В соответствии со статьей 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренными настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Пунктом 2 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что собственник имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, вправе изъять только излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.

Приведенная редакция подпункта 71 пункта 7 действовала на момент принятия оспариваемого распоряжения ТУ ФАУГИ.

Постановлением Правительства РФ от 24.06.1998 № 623 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества», в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого распоряжения, предусмотрено, что Решение о высвобождении недвижимого военного имущества принимает Росимущество, но по представлению федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, в настоящем случае, Министерства обороны РФ.

Доказательств соблюдения порядка высвобождения военного имущества, а также доказательств согласия Минобороны России, осуществляющего правомочия собственника спорного недвижимого имущества, на его передачу, в материалах дела не имеется.

В материалах дела имеется письменный ответ от 03.09.2007 № 3684 Военкомата на запрос ТУ ФАУГИ от 28.08.2007 № 07-9310 об освобождении имущества, в котором военный комиссариат, являющийся в силу пункта 5 Положения о Министерстве обороны и Положения о военных комиссариатах территориальным органом Министерства обороны РФ, выражает свое несогласие с изъятием спорного военного имущества.

В отзывах Министерства обороны на исковое заявление и в устных пояснения его представителя, данных в судебных заседаниях, указано, что Министерство обороны РФ согласия на высвобождение спорного военного имущества не давало.

В силу пункта 2 статьи 64 АПК РФ в качестве доказательств допускаются, в том числе, объяснения лиц, участвующих в деле, иные документы и материалы.

Каких-либо доказательств, опровергающих доводы Военкомата и Министерства обороны РФ и подтверждающих получение ТУ ФАУГИ согласия на освобождение военного имущества, в деле не имеется.

Вывод судов обеих инстанций о том, что ТУ ФАУГИ располагало полномочиями по распоряжению спорным имуществом, так как в оспариваемом распоряжении решается вопрос не о высвобождении, а об изъятии военного имущества основан на надуманном, произвольном толковании норм права. При этом судами обеих инстанций были нарушены положения статьи 289 АПК РФ об обязательности толкования закона, изложенного в постановлении кассационной инстанции, для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

При таких обстоятельствах вывод судов о том, что распоряжение от 27.09.2007 № 546-р соответствует закону, является необоснованным, сделанным с неправильным применением норм материального права и без оценки имеющихся в деле доказательств.

В связи с изложенным, судебные акты подлежат отмене, а требования Военкомата о признании распоряжения ТУ ФАУГИ от 27.09.2007 № 546-р - удовлетворению.

В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального Закона Российской Федерации от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» здание военкомата и гараж переданы из муниципальной собственности в федеральную и распоряжением ТУ ФАУГИ от 15.08.2007 № 455-р закреплены на праве оперативного управления за Военкоматом.

Так как в ходе рассмотрения дела судами не установлено правовых оснований для нахождения ответчиков в спорных помещениях кроме оспариваемого распоряжения, а последнее является несоответствующим закону, подлежат удовлетворению требования Военкомата о возложении на Учреждение и Управление обязанности освободить занимаемые помещения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

Постановил:

Решение от 20.01.2011, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2011 по делу № А51-13005/2007 Арбитражного суда Приморского края отменить, исковые требования - удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю от 27.09.2007 № ПК № 546-р.

Обязать муниципальное учреждение «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний», Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю освободить помещения общей площадью 124,8 кв.м, расположенные по адресу: Приморский край, г.Спасск - Дальний, ул. Надреченская, 15.

Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий *.*. Цирулик

Судьи *.*. Гребенщиков

А.Камалиева