Судебная практика

Решение от 29 июля 2011 года № 2-1836/2011. Решение от 29 июля 2011 года № 2-1836/2011. Красноярский край.

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Андреева *.*.

при секретаре Барановой *.*.

с участием помощника Канского межрайпрокурора Орешонковой *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах малолетнего Ф.И.О. к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 5 (Канский) о признании бездействия по не обеспечению инвалида Ф.И.О. техническими средствами реабилитации незаконным и нарушающим права последнего, возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации,

Установил:

Канский межрайпрокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Вологодского *.*. к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 5 (Канский) о признании бездействия по не обеспечению инвалида Вологодского *.*. техническими средствами реабилитации незаконным и нарушающим права последнего, возложении обязанности по обеспечению Вологодского *.*. . техническими средствами реабилитации.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что Вологодский Д.Д является инвалидом детства и согласно индивидуальной программы реабилитации от 24.12.2009 (карта № 12 к акту освидетельствования № 12 от 24.12.2009) ему необходимы технические средства реабилитации в виде: кресла-коляски прогулочной и ортопедической обуви в количестве 4 пар по сезону (2 пары летней и 2 пары утепленной). Вологодская *.*. в интересах своего сына Вологодского *.*. обратилась с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации в Филиал № 5 (Канский) Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, однако техническими средствами реабилитации сын не обеспечен по настоящее время, что не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию.

В судебном заседании помощник Канского межрайпрокурора Орешонкова *.*. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Юдина *.*. иск не признала, суду пояснила, что требования прокурора не основаны на законе, поскольку ненадлежащее обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации связано с отсутствием финансирования за счет средств краевого бюджета и недостаточным финансированием за счет средств из федерального бюджета, что не может рассматриваться как незаконные действия отделения Фонда социального страхования РФ, в связи с чем ГУ – Красноярское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не может являться ответчиком по иску прокурора.

Суд, заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит, что иск прокурора в интересах инвалида Вологодского *.*. является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.



В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по инвалидности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ст.ст. 10, 11.1 названного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ.

На основании п. 16 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации…, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

В соответствии с требованиями п.п. 3, 4, 5 указанных Правил заявление о предоставлении инвалиду технического средства подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства, который в 15-ти дневный срок с даты поступления заявления рассматривает его и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет. Одновременно с уведомлением о постановке на учет инвалиду выдается направление на получение (изготовление) технического средства в организации, отобранной уполномоченным органом Фонда социального страхования в установленном порядке. Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства.

Согласно п.п. 7, 9 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, кресло-коляска прогулочная, обувь ортопедическая относятся к техническим средствам реабилитации, обеспечение которыми возложено на Фонд социального страхования.

В силу п.п. 3 ст. 6 Федерального закона от 28.11.2009 № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. В соответствии со ст. 162 Бюджетного Кодекса РФ получатель бюджетных средств вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования является Фонд социального страхования РФ.

Согласно п. 1 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101, Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Из п.п. 3, 24 приведенного Положения следует, что в субъектах Российской Федерации образуются региональные отделения, которые являются исполнительными органами Фонда социального страхования РФ и осуществляют управление средствами социального страхования на территории соответствующего субъекта РФ.

Таким образом, обязанность по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов на определенной территории возложена на региональный исполнительный орган Фонда социального страхования РФ. На основании изложенного, от имени Российской Федерации в соответствии со ст. 125 ГК РФ в правоотношениях по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации выступают исполнительные органы Фонда социального страхования, как органа, осуществляющего финансирование указанных расходов. В Красноярском крае таким исполнительным органом является ГУ - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.



Как установлено в судебном заседании, Вологодский *.*. является ребенком-инвалидом (л.д. 8, оборот. сторона). Согласно его индивидуальной программы реабилитации от 24.12.2009 г. ему необходимы технические средства реабилитации в виде: кресло-коляска прогулочная, обувь ортопедическая 4 пары по сезону (2 пары летней и 2 пары утепленной). Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации - с 24.12.2009 соответственно по 01.01.2013 (по коляске) и по 01.01.2011 (по обуви). Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации определен Фонд социального страхования (л.д. 7-8). Вологодский *.*. поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации в Филиале № 5 (Канский) ГУ - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ 14.04.2010, однако до настоящего времени он не обеспечен названными техническими средствами реабилитации, что не отрицается ответчиком.

Таким образом, невыполнение в полном объеме государственных социальных гарантий, препятствующее реализации индивидуальной программы реабилитации Вологодского *.*. , следует рассматривать как нарушение прав инвалида, а действие исполнительного органа Фонда социального страхования, не обеспечившего инвалида техническими средствами реабилитации – незаконным.

При этом Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и вышеуказанные Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации не предусматривают в качестве основания освобождения от обязанности по обеспечению инвалидов недостаточное финансирование расходов на приобретение данных средств. Поэтому доводы о недостаточном финансировании расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации не могут быть приняты во внимание судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Решил:

Исковое заявление Канского межрайонного прокурора в интересах Ф.И.О. к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 5 (Канский) - удовлетворить.

Признать бездействие Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 5 (Канский), выраженное в не обеспечении техническими средствами реабилитации инвалида Ф.И.О. незаконным.

Обязать Государственное Учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 5 (Канский) обеспечить инвалида Ф.И.О. техническими средствами реабилитации в виде: кресло-коляска прогулочная, обувь ортопедическая 4 пары по сезону ( 2 пары летней и 2 пары утепленной), согласно индивидуальной программы реабилитации от 24 декабря 2009г.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение десяти дней с момента вынесения.

Судья *.*. Андреев

<данные изъяты>