Судебная практика

Решение от 09 августа 2011 года № А53-5572/2011. По делу А53-5572/2011. Ростовская область.

Решение

г. Ростов-на-Дону

«09» августа 2011 года № А53-5572/2011

Резолютивная часть решения объявлена «02» августа 2011 года.

Полный текст решения изготовлен «09» августа 2011 года.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Н.Н.Овчаренко

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Манжиковой А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российский железные дороги», в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога», СК ТЦФТО

к открытому акционерному обществу «МИР Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта» в лице Новочеркасского филиала ОАО «Мир СК ПЖТ» (ОГРН 1022301428599, ИНН 2309023737)

о взыскании сбора за подачу и уборку вагонов в сумме 4 446 665,50 руб.

при участии в судебном заседании:



от истца – представитель Мельникова О.В. доверенности от 12.12.2010г. № ТЦФТО – СК/95,

от ответчика – представитель Витушинская С.Ю. по доверенности

Установил, что открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» Северо-Кавказский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (далее - железная дорога, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу «Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта» в лице Новочеркасского филиала открытого акционерного общества «Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта» (далее - ОАО «Мир СК ПЖТ» ответчик) о взыскании сбора за подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования в размере 4 446 665,50 руб.

Истец поддержал требования, просит взыскать с ответчика заявленную сумму задолженности.

Ответчик явился, отзыв не представил, приобщил акт сверки, указав что расчет истца составлен верно с учетом п.2.7.9. тарифного руководства № 3, которым предусмотрено, что в случае подачи и уборки вагонов локомотивом, принадлежащим организации Федерального ж.д.транспорта на выставочные пути организации с последующей расстановкой этих вагонов по местам погрузки и выгрузки локомотивом не принадлежащим организации федерального ж.д. транспорта, ставки сбора на подачу и уборку вагонов уменьшаются на 7 %.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд Установил, что 09.02.2009 г. между железной дорогой и ОАО «Мир СК ПЖТ» заключен договор на организацию расчетов № 218/02-09.

Пунктом 1.4 договора установлено, что настоящий договор применяется также к отношениям сторон, возникающим на основе заключенных сторонами договоров, соглашений, связанных с перевозкой грузов.

Пунктом 6.3. договора установлена договорная подсудность в Арбитражном суде Ростовской области.

Между ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала «Северо-Кавказская железная дорога» СК ТЦФТО (перевозчик) и ОАО «МИР Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта» (владелец) заключен договор № 3/1 от 19.10.2006 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Новочеркасского филиала ОАО «МИР Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта» при станции Хотунок Северо-Кавказской железной дороги.

В соответствии с ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора осуществляется обслуживание, принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, являющегося продолжением перегона станция Хотунок-Блок-пост 13 км, который, в свою очередь, примыкает стрелкой № 7 к путям станции Хотунок Северо-Кавказской железной дороги, обслуживаемого собственным локомотивом (§ 1 договора № 3/1 от 19.10.2006).



В соответствии с параграфом 15 договора № 3/1 расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов составляет 2,4 км в оба конца.

В пункте б § 16 указанного договора сторонами согласовано, что владелец уплачивает перевозчику сбор за подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования по ставкам таблицы 8 Тарифного руководства № 3 с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуг. Среднесуточное число поданных и убранных вагонов составляет 240,04 вагона, группа железнодорожного пути необщего пользования десять. В последующем перевозчик каждый календарный год пересчитывает группу подъездного пути исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов, и письменно уведомляет об этом владельца. При изменении группы подъездного пути в настоящий договор вносится изменение установленным порядком.

Указанный сбор вносится перевозчику на подсобный расчетный счет железной дороги через лицевой счет владельца, обслуживающийся в ТехПД-1 предоплатой помесячно (§ 17 договора).

В соответствии с параграфом 14 договора № 3/1 на условиях настоящего договора вагоны подаются ряду организаций, в том числе «ОГК-6 Новочеркасская ГРЭС».

В адрес данной организации в июне - декабре 2010 г., январе – марте 2011г. прибывали вагоны. Согласно накопительной ведомости N 140102 за январь 2010 г. был начислен сбор за подачу и уборку вагонов на ж.д. пути необщего пользования в сумме 476282,57 руб. В данный период по накопительным ведомостям был начислен сбор за подачу и уборку вагонов на ж.д. пути необщего пользования в общей сумме 4 446 665,50 руб. (л. д. 21-30).

Представитель ответчика от подписи накопительных ведомостей отказался, о чем составлены акты общей формы (л. д. 31-40).

Задолженность ответчика за период июнь - декабрь 2010 г., январь – март 2011г составила 4 446 665,50 руб., что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, считает, что требование истца о взыскании сбора, начисленного перевозчиком за пользование ответчиком железнодорожными путями необщего пользования за период с июня - декабрь 2010 г., января – март 2011г. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В данном случае порядок расчета сбора за подачу и уборку вагонов определяется в соответствии с Тарифным руководством № 3 и относится к условиям оплаты по договору.

Пунктом 2.7.1 Тарифного руководства N 3 определено, что сбор за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального железнодорожного транспорта, взимается за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца по одному из двух вариантов: в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы № 8 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и по ставкам таблицы № 9 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге; за каждый выход локомотива по ставкам таблицы N 10 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь не принадлежит железной дороге, и за каждый выход локомотива и пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам таблицы № 11 настоящего Тарифного руководства, если железнодорожный подъездной путь принадлежит железной дороге (применяется для 1 и 2 групп железнодорожных подъездных путей).

В соответствии с пунктом 2.7.2 Тарифного руководства N 3 выбор варианта оплаты для 1 и 2 групп железнодорожных подъездных путей осуществляется грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного подъездного пути при заключении или продлении договора, связанного с подачей и уборкой вагонов, и договора, связанного с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны свободны в заключении договора, условия которого определяются по их усмотрению, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В статье 425 названного Кодекса закреплен принцип обязательности и исполнимости договора, в соответствии с которым стороны обязаны исполнить возникшее из договора обязательство.

Проанализировав условия договора от 19.10.2006 г. № 3/1, суд приходит к выводу, что стороны избрали вариант, при котором ставка сборов за подачу и уборку вагонов взыскивается по ставкам таблицы N 8 Тарифного руководства исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов. Среднесуточное число поданных и убранных вагонов составляет 240,04 вагона, группа железнодорожного пути необщего пользования десять.

Таким образом, с ответчика взимается фиксированная ставка платы за подачу и уборку вагонов в сутки, из расчета 240,04 вагона в сутки по десятой группе подъездных путей, что составляет 13020,29 руб. в сутки.

Факт оказания услуги подачи и уборки вагонов в спорный период с июня по декабрь 2010 г., января по март 2011г. сторонами не оспаривается.

Истцом при расчете сбора за период с января по март 2011г. в соответствии с Приказом ФСТ от 07.12.2010г. №386-т/1 установлен повышающий коэффициент к ставкам Тарифного руководства №3 на 2011 г. 3,116.

Таким образом, сбор за подачу и уборку вагонов на ж.д. пути необщего пользования составил в июне 2010 г. 428 655,06 руб., в июле 2010г. 442 943,56 руб., в августе 2010 442 943,56 руб., в сентябре 2010г. 428 655,06 руб., в октябре 2010г. 442 943,56 руб., в ноябре 2010г. 428 655,06 руб., в декабре 2010 г. 442 943,56 руб., в январе 2011 г. 478 407,87 руб., в феврале 2011г. 432 110,34 руб., в марте 2011г. 478 407,87 руб., итого в общей сумме 4 446 665,50 руб.

Довод ответчика о том, что в адрес ответчика вагоны не поступали, расходы по подаче и уборке вагонов должен оплачивать грузополучатель - ОАО «ОГК-6 Новочеркасский филиал», накопительные ведомости не подписаны в связи с отказом ответчика от их подписания, не принимается ввиду следующего.

В пункте “б“ параграфа 16 договора от 19.10.2006 сторонами согласовано, что владелец (ответчик) уплачивает перевозчику (истцу) сбор за подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования по ставкам таблицы 8 Тарифного руководства N 3 с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуг.

Контрагенты (грузополучатели) уплачивают перевозчику (истцу) плату за пользование вагонами и штрафы в соответствии со статьями 60, 62 Устава железнодорожного транспорта и Тарифного руководства N 2 на основании отдельного соглашения между перевозчиком, владельцем и контрагентом (параграф 14 договора от 19.10.2006).

Таким образом, ответчик вправе предъявить требования к грузополучателям путем обращения с исковым заявлением в общем порядке.

Исходя из правил, установленных статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, судебные расходы относятся судом на истца, поскольку требования истца признаны судом необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь 110, 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Взыскать с открытого акционерного общества «Мир СКПЖТ» в лице Новочеркасского филиала ОАО «Мир СКПЖТ» (ОГРН 1022301428599, ИНН 2309023737) в пользу открытого акционерного общества «РЖД» Северокавказская железная дорога СК ТЦФТО (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) 4 446 665,50 руб. - задолженности, 45233 руб. 33 коп. в счет возмещения судебных расходов.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через суд, вынесший Решение, в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Н.Н.Овчаренко