Судебная практика

Решение от 10 августа 2011 года № А79-10277/2010. По делу А79-10277/2010. Чувашская Республика.

Решение

г. Чебоксары

Дело № А79-10277/2010

10 августа 2011 года

Резолютивная часть решения оглашена 03.08.2011.

Полный текст решения изготовлен 10.08.2011.

Арбитражный суд в составе: судьи Новожениной *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Никифоровой *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью “Торгово-строительная компания “Парнас“, г. Чебоксары,



к муниципальному учреждению “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“, г. Чебоксары,

о взыскании 1373248 руб.,

при участии

от истца: Кошкина *.*. по доверенности от 09.06.2011,

от ответчика: Долговой *.*. по доверенности от 12.01.2011,

Установил:

общество с ограниченной ответственностью “Торгово-строительная компания “Парнас“ (далее – ООО “ТСК “Парнас“, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному учреждению “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“ (далее – МУ “Управление ЖКХ и благоустройства“, ответчик) об обязании подписать акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат за июнь-август 2010 года, взыскании 1477716 руб. долга, 16224 руб. 09 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.09.2010 по 22.10.2010 и 15000 руб. в возмещение расходов по оплате услуг представителя.

Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства по оплате работ, выполненных истцом в рамках заключенного сторонами муниципального контракта №63/05-10 от 14.04.2010 на текущее содержание пляжей г.Чебоксары.

В предварительном заседании суда представитель истца заявил ходатайство об отказе от исковых требований в части обязания ответчика подписать справки о стоимости выполненных работ и затрат и акты выполненных работ за июнь-август 2010 года. Требования в части взыскания 1493940 руб. 09 коп. поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

По ходатайству истца определением суда от 20.01.2011 по делу №А79-10277/2010 назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено провести ООО “Стройэкспо“.



Определением суда от 05.07.2011 производство по делу возобновлено.

В заседании суда представитель истца заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 1373248 руб. Просил взыскать 1367948 руб. долга по оплате работ, а также 5300 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 05.10.2010 по 22.10.2010. Кроме того, просил возместить расходы по оплате производства экспертизы в сумме 51085 руб.

На возражения ответчика пояснил, что условиями муниципального контракта снижение договорной цены на 27% не предусмотрено.

Представитель ответчика исковые требования признал частично по основаниям, изложенным в отзыве. Указал, что фактически истцом работы выполнены на сумму 1641560 руб. 97 коп. с учетом применения процента снижения 27%. При этом в счет оплаты были произведены авансовые платежи на общую сумму 1076566 руб. Т.о. ответчик признает за собой долг в сумме 564994 руб. 97 коп. Дополнительно пояснил, что возражений относительно видов и объемов услуг и работ, отраженных в актах выполненных истцом работ и экспертном заключении, не имеется.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд Установил следующее.

По результатам размещения муниципального заказа путем проведения открытого конкурса (т.1 л.д.53-82) МУ “Управление ЖКХ и благоустройства“ (заказчик) и ООО “ТСК “Парнас“ (подрядчик) 14.04.2010 заключен муниципальный контракт №63/05-10 на текущее содержание пляжей г. Чебоксары (т.1 л.д.6-13), по условиям которого подрядчик по поручению заказчика обязался выполнить работы по текущему содержанию пляжей г. Чебоксары, а заказчик – принять результат выполненной работы и уплатить обусловленную настоящим контрактом цену.

Согласно пункту 1.1 муниципального контракта, Приложению №1 к муниципальному контракту, определяющему перечень и технологический порядок содержания пляжей г. Чебоксары, подрядчик обязался выполнить следующие виды работ: подготовка разрешительных документов по открытию пляжей (Центр ГИМС МЧС РФ по ЧР, Роспотребнадзор, ФГУЗ “ЦГиЭ в ЧР“); выполнение мероприятий для открытия пляжей, отбор проб воды и песка, ремонт пляжного оборудования; установка, содержание и текущий ремонт оборудования городских пляжей; сбор случайного мусора на территории пляжей; своевременный вывоз мусора с пляжей; обеспечение безопасности жизни людей на воде (дежурство спасателей); дежурство медицинского персонала; обеспечение бесперебойной работы пляжей.

Сроки выполнения работ по муниципальному контракту определены в пункте 3.1: начало – 01.06.2010, окончание – 01.09.2010.

В соответствии с пунктом 2.1 муниципального контракта цена контракта составила 2555000 руб. и является твердой на весь период его действия.

Согласно пунктам 2.2-2.5 муниципального контракта подрядчик вправе распределять расходы по статьям затрат в пределах общей стоимости работ по контракту; заказчик вправе снизить цену муниципального контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объема работ и иных условий его исполнения; в случае нарушения подрядчиком условий контракта применяются экономические санкции согласно приложению №2; размер оплаты за месяц уменьшается на величину экономических санкций; изменение общей стоимости работ по контракту должно быть оформлено в качестве дополнения к настоящему контракту.

Стоимость содержания и ремонта определяется по тарифам, утвержденным Постановлением администрации г. Чебоксары на 2010 год, а при отсутствии таковых применяется норма времени в соответствии с ГЭСН и тарифные ставки, утвержденные Постановлением администрации г. Чебоксары, а стоимость работы машин и механизмов – по сборникам, утвержденным Минстроем ЧР (пункт 4.1.2 контракта).

В соответствии с пунктами 8.2-8.4 муниципального контракта подрядчик после выполнения всех работ представляет заказчику акты о приемке выполненных работ, а также все документы, подтверждающие фактическое выполнение и необходимые для оплаты счета-фактуры; заказчик в течение 10 дней со дня получения акта приемки выполненных работ осуществляет проверку выполненных работ, рассматривает, оформляет и подписывает представленные документы и направляет один экземпляр подрядчику, в случае отказа от подписания акта – направляет подрядчику обоснованный письменный отказ; оплата выполненных работ осуществляется способом безналичного расчета платежным поручением после подписания сторонами акта о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ по мере поступления денежных средств из бюджета г. Чебоксары.

ООО “ТСК “Парнас“ оформлены акты выполненных работ от 01.09.2010 на сумму 1027193 руб., на сумму 567760 руб. и на сумму 959329 руб., на общую сумму 2554813 руб., которые была направлены МУ “Управление ЖКХ и благоустройства“ 28.09.2010 для их подписания и приемки выполненных работ (т.1 л.д.14-24).

Бездействие заказчика по подписанию актов и оплате выполненных работ послужило основанием направления 18.10.2010 претензии в адрес МУ “Управление ЖКХ и благоустройства“ (т.1 л.д.15).

В ответе от 26.10.2010 на указанную претензию МУ “Управление ЖКХ и благоустройства“ указало, что представленные подрядчиком акты оформлены с нарушениями, а именно: при оформлении актов по оплате работников по обслуживанию пляжей не применены действующие тарифные ставки для муниципальных предприятий ЖКХ, утвержденные распоряжениями администрации г. Чебоксары; не применен ресурсный метод; не учтено снижение по конкурсу 27%; предъявленная стоимость песка и услуги по вывозу мусора не соответствуют фактической стоимости материалов и работ (т.1 л.д.41-42).

В счет оплаты стоимости выполненных работ МУ “Управление ЖКХ и благоустройства“ перечислено 1076566 руб. в т.ч., по платежным поручениям №692 от 31.05.2010, №594 от 14.05.2010, №698 от 01.06.2010, №721 от 03.06.2010 (т.1 л.д.142-149).

Наличие задолженности по оплате выполненных в соответствии с муниципальным контрактом №63/05-10 от 14.04.2010 работ в сумме 1477716 руб. послужило основанием предъявления настоящего иска в суд.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Как следует из содержания муниципального контракта №63/05-10 от 14.04.2010, а также пояснений сторон, намерения сторон были направлены на заключение смешанного договора, содержащего в себе признаки договора подряда и договора возмездного оказания услуг.

В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В целях установления объемов и стоимости выполненных истцом работ (услуг) была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО “Стройэкспо“.

Согласно заключению эксперта (т.2 л.д.4-33) стоимость фактически выполненных ООО “ТСК “Парнас“ объемов работ по текущему содержанию пляжей г. Чебоксары, исходя из условий договора, актов приемки выполненных работ от 01.09.2010, составляет 2444514 руб.

При этом, как следует из заключения эксперта, поскольку на момент проведения строительно-технической экспертизы, определить фактически выполненные работы по текущему содержанию пляжей не представляется возможным, за факт выполнения были приняты работы (объемы) и материальные ресурсы, приобретенные для выполнения данных объемов, отраженные в актах о приемке выполненных работ в редакции заказчика – МУ “Управление ЖКХ и благоустройства“.

о., с учетом произведенных ответчиком платежей, сумма долга составляет 1367948 руб.

Доказательств погашения долга в материалы дела не представлено.

В связи с этим суд считает требования истца о взыскании долга в размере 1367948 руб. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика суд считает несостоятельными. Сметная документация на выполнение работ по текущему содержанию пляжей г. Чебоксары и расчеты обоснования контрактной цены с определением видов и объемов работ (услуг) у сторон отсутствуют. Отсутствует она и в конкурсной документации.

В муниципальном контракте указана твердая цена - 2555000 руб.; положений, позволяющих заказчику уменьшить указанную стоимость на 27%, условия муниципального контракта не содержат. Работы по муниципальному контракту были выполнены и подлежат оплате. Доказательств невыполнения либо ненадлежащего выполнения работ по текущему содержанию пляжей ответчик не представил.

Необходимость применения тарифных ставок для муниципальных учреждений ЖКХ, утвержденных распоряжением Администрации г. Чебоксары №1153-р от 01.04.2009 “О повышении минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда по муниципальным предприятиям ЖКХ“ (т.1 л.д.94), при расчете затрат, произведенных на оплату труда обслуживающему персоналу (услуги медицинских работников, матросов-спасателей, охранников) документально не подтверждена. Истец является коммерческой организацией и не относится к муниципальным предприятиям ЖКХ, ритуального обслуживания, банно-прачечного хозяйства, бытового обслуживания, либо к другим муниципальным предприятиям. В связи с указанным действие данного правового акта не может быть распространено на ООО “ТСК “Парнас“. Положения пункта 4.1.2 муниципального контракта, а также пояснения сторон, не свидетельствуют о том, что сторонами было достигнуто соглашение относительно применения данного акта при оплате труда обслуживающему персоналу.

При обращении с иском в суд ООО “ТСК “Парнас“ также просило взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 5300 руб. за период с 05.10.2010 по 22.10.2010.

В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму этих средств. При этом, при взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения (пункт 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации). На основании изложенного при взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами суд применяет ставку в размере 7,75 % годовых, действовавшую на день обращения с иском в суд.

Проверив расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, суд считает его обоснованным в сумме 4122 руб. 84 коп. за период с 09.10.2010 по 22.10.2010, исходя из условий пункта 8.3 муниципального контракта, а также того обстоятельства, что акты выполненных работ были направлены и получены ответчиком 28.09.2010.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает отказ истца от исковых требований в части обязания ответчика подписать справки о стоимости выполненных работ и затрат и акты выполненных работ за июнь-август 2010 года, и в силу пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в этой части прекращает.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации оплата государственной пошлины относится на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Учитывая, что частичное удовлетворение первоначально заявленных исковых требований произведено по результатам проведенной экспертизы, расходы по ее оплате относятся судом на стороны пропорционально первоначально заявленным и удовлетворенным исковым требованиям.

Оснований для взыскания 15000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя суд не находит, поскольку несение истцом расходов в указанной сумме не подтверждено материалами дела.

В заседании суда объявлялся перерыв до 03.08.2011.

Руководствуясь статьями 110, 150 (п.4 ч.1), 151, 167 – 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

взыскать с муниципального учреждения “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“, г. Чебоксары ОГРН 1082130001788, в пользу общества с ограниченной ответственностью “Торгово-строительная компания “Парнас“, г. Чебоксары ОГРН 1062130013571, 1367948 руб. долга, 4122 руб. 84 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 09.10.2010 по 22.10.2010, 46896 руб. 03 коп. в возмещение расходов по оплате производства экспертизы.

В остальной части иска отказать.

Производство по делу в части требования об обязании муниципального учреждения “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“ подписать справки о стоимости выполненных работ и затрат и акты выполненных работ за июнь-август 2010 года прекратить.

Взыскать с муниципального учреждения “Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства“, г. Чебоксары ОГРН 1082130001788, в доход федерального бюджета 26709 руб. 57 коп. государственной пошлины.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Торгово-строительная компания “Парнас“, г. Чебоксары ОГРН 1062130013571, в доход федерального бюджета 22 руб. 91 коп. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение одного месяца с момента его принятия.

В таком же порядке Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья *.*. Новоженина