Судебная практика

Постановление от 28 февраля 2011 года № А53-20321/2010. По делу А53-20321/2010. Российская Федерация.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 47б лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

Постановление

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-20321/2010

28 февраля 2011 года 15АП-532/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2011 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Н.

судей Гуденица Т.Г., Захарова Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной Е.А.

при участии:



от ОАО “Энергосбыт Ростовэнерго“: Елисенко В.А., паспорт, доверенность от 31.12.2010 г., № 16,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Энергосбыт Ростовэнерго“

на Решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.11.2010 года по делу № А53-20321/2010,

принятое судьей Барановой Н.В.

по заявлению открытого акционерного общества “Энергосбыт Ростовэнерго“

к заинтересованному лицу - Государственной жилищной инспекции Ростовской области

при участии третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания “НАНО ТЕХНОЛОГИИ“ (1), общества с ограниченной ответственностью “Управляющая Компания “Филипп“ (2), открытого акционерного общества “Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга“ (3) открытого акционерного общества “Аэропорт-Ростов-на-Дону“ (4)

о признании незаконными и подлежащими отмене акта проверки № 2173 от 10 сентября 2010 года, предписания № 666 от 13 сентября 2009 года,

Установил:

открытое акционерное общество “Энергосбыт Ростовэнерго“ (далее – заявитель, общество, ОАО “Энергосбыт Ростовэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция, Госжилинспекция области) о признании незаконными и подлежащими отмене акта проверки № 2173 от 10 сентября 2010 года и предписания № 666 от 13 сентября 2009 года.

Определениями Арбитражного суда Ростовской области от 30 сентября 2010 года (т.1 л.д. 1-2), от 13 октября 2010 года (т.1 л.д. 97-98), от 01 ноября 2010 года (т. 1 л.д. 114-115) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью “НАНО ТЕХНОЛОГИИ“ (далее – ООО “НАНО ТЕХНОЛОГИИ“), общество с ограниченной ответственностью “Управляющая Компания “Филипп“ (далее – ООО “УК “Филипп“), открытое акционерное общество “МРСК Юга“ (по месту нахождения филиала ОАО “МРСК Юга“ – “Ростовэнерго“) (далее ОАО “МРСК Юга“), открытое акционерное общество “Аэропорт-Ростов-на-Дону“ (далее – ОАО “Аэропорт-Ростов-на-Дону“).

Заявитель полагает, что ОАО “Энергосбыт Ростовэнерго“, являясь энергосбытовой организацией, в рассматриваемом случае, не несет ответственность за надежность снабжения потребителей электрической энергией и ее качество, поскольку согласно акту разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон, кабельная линия 0,4 кВ от ТП-2 до жилого дома, расположенного по адресу: проспект Шолохова 195/3, находится на балансе ООО “УК “Филипп“. Именно ООО “УК “Филипп“, в соответствии с пунктом 114 постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530, несет ответственность перед жильцами дома за надежность электроснабжения и его качество. ОАО “Энергосбыт Ростовэнерго“ не относится к категории лиц, которым Госжилинспекция области вправе выдавать предписание об устранении выявленных нарушений. Кроме того, предписание № 666 датировано 13 сентября 2009 года, однако, акт проверки № 2173, по результатам которой выдано спорное предписание, датирован 10 сентября 2010 года. Таким образом, инспекцией нарушен порядок выдачи предписаний. В силу статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 36-ФЗ запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам совмещать деятельность по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии. С целью выполнения указанного положения закона ОАО “Энергосбыт Ростовэнерго“, будучи гарантирующим поставщиком, заключило с ОАО “МРСК Юга“ договор от 30 марта 2008 года № 60309/08/219/01/08 оказания услуг по передаче электрической энергии. В связи с установлением факта непоставки электрической энергии потребителю, заявитель обратился к ОАО “МРСК Юга“, как сетевой организации, осуществляющей оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю, с требованием о восстановлении подачи электрической энергии. Кроме того, общество обратилось к ООО “УК “Филипп“, как лицу, на балансе которого находятся поврежденные сети, с просьбой устранения неполадок. Между тем, указанными лицами никаких действий по устранению перебоев в передаче электрической энергии не произведено. Со своей стороны ОАО “Энергосбыт Ростовэнерго“, как гарантирующим поставщиком, приняты все возможные меры, направленные на устранение перебов в передаче электрической энергии.

Решением суда от 24 ноября 2010 года производство по делу в части признания незаконным и подлежащим отмене акта проверки № 2173 от 10 сентября 2010 года прекращено. В остальной части заявленных требований отказано. В дополнении к заявлению общество указало, что продолжительность отключения составила менее 24 часов, следовательно, со стороны общества отсутствует нарушение пункта 9 части IV приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.

Принимая Решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что производство по делу в части оспаривания акта проверки № 2173 от 10 сентября 2010 года подлежит прекращению в силу части 1 статьи 150 АПК РФ. Заявитель не обосновал, каким образом оспариваемый акт проверки нарушает права и законные интересы общества в предпринимательской сфере. Акт проверки от 10 сентября 2010 года № 2173 лишь фиксирует обстоятельства, установленные в ходе проверки, и не содержит обязательных для общества предписаний, распоряжений. Довод общества о невозможности вынесения заинтересованным лицом предписания в отношении ОАО “Энергосбыт Ростовэнерго“ отклонен со ссылкой на Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года и Положение о Государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденного Постановление главы администрации Ростовской области № 381 от 07 октября 1999 года. Суд первой инстанции указал, что поставка электроэнергии жильцам дома, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, проспект Шолохова 195/3, осуществляется именно ОАО “Энергосбыт Ростовэнерго“ на основании договоров, заключенных непосредственного собственниками помещений (договор энергоснабжения № 60704002 от 29 декабря 1999 года). Оплата за полученную жильцами дома электроэнергию производится непосредственно ОАО “Энергосбыт Ростовэнерго“. Допущенная в акте проверки описка в дате его составления, не может служить основание для признания предписания, выданного обществу, недействительным.

Не согласившись с указанными выводами, открытое акционерное общество “Энергосбыт Ростовэнерго“ обжаловало Решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, удовлетворить требования, заявленные ОАО “Энергосбыт Ростовэнерго“, в полном объеме. Доводы апелляционной жалоб Ф.И.О. доводам, изложенным в заявлении, с которым общество обратилось в суд первой инстанции.



В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «МРСК «Юга», ссылаясь на пункт 114 Правил фунционирования розничных рынков №530, указывает, что в связи с тем, что на участке кабельной линии 0,4 кВ от ТП-2 и до жилого дома, находящегося по адресу пр.Шолохова, 195/3, электрические сети ОАО «МРСК Юга» отсутствуют, довод апелляционной жалобы о том, что именно ОАО «МРСК Юга» должно быть восстановить электроснабжение, является несостоятельным.

В судебном заседании представитель заявителя огласил доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, просил Решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, внеплановая выездная проверка в отношении ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» проводилась в связи с поступившей жалобой гражданки Царёвой Н.П. по вопросу ненадлежащего электроснабжения в доме № 195/3 по проспекту Шолохова в городе Ростове-на-Дону. Проверка проведена на основании распоряжения заместителя начальника Госжилинспекции области от 08 сентября 2010 года № 2173 о проведении проверки в срок с 09 сентября 2010 года по 28 сентября 2010 года.

Государственной жилищной инспекцией Ростовской области в ходе проверки многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, проспект Шолохова, дом 195/3, составлен акт визуального осмотра от 10 сентября 2009 года. Указанным актом установлено, что на момент проверки в квартирах № 2, № 4, № 46, № 47 отсутствует электроэнергия, в первом подъезде указанного дома электроэнергия также отсутствует. Таким образом, инспекцией выявлено нарушение обязательных требований в области электроэнергетики, а именно нарушение норм Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 – пункта 9 части 4 приложения № 1.

Должностным лицом Государственной жилищной инспекцией Ростовской области составлен акт проверки № 2173 от 10 сентября 2010 года.

По результатам проверки 13 сентября 2010 года выдано предписание № 666 об устранении выявленных нарушений.

Не согласившись с указанным актом проверки № 2173 от 10 сентября 2010 года, а также предписанием № 666 от 13 сентября 2010 года, заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании их незаконными и подлежащими отмене.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) даны основные понятия, среди которых:

розничные рынки электрической энергии (далее - розничные рынки) - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;

энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии;

гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию;

территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;

двусторонний договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию в определенном количестве и определенного требованиями соответствующих технических регламентов и иными обязательными требованиями качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора (в редакции № 12 от 27 июля 2010 года, действовавшей на момент проведения проверки).

Согласно статье 38 Закона 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Согласно пункту 19 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее – Правила), договоры для целей использования электрической энергии для бытовых нужд гражданами-потребителями заключаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией), обслуживающим соответствующих потребителей, или самими потребителями электрической энергии.

В соответствии с пунктом 3 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530 (далее – «Правила функционирования»), субъектами розничных рынков являются, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации.

Согласно пункту 4 «Правил функционирования» продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления (далее - граждане-потребители).

Пунктами 64-65 «Правил функционирования» предусмотрено, что действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.

Качество электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.

Согласно пункту 6 Правил функционирования в соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.

Согласно пункту 112 Правил функционирования качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии.

Пунктом 117 Правил функционирования предусмотрено, что услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.

Из приведенного следует, что энергосбытовые организации наравне с др Ф.И.О. продажи электроэнергии вправе заключать договоры на её поставку. При этом наличие договорных отношений по поставке электрической энергии с гражданином-потребителем не ставится в зависимость от наличия договора, заключенного в письменной форме. Подтверждением наличия договорных отношений является квитанция на оплату электрической энергии. В указанной квитанции содержатся сведения о гарантирующем поставщике – лице, несущем перед потребителем ответственность за качество и объем поставляемой энергии. Наличие договорных отношений с гражданином-потребителем влечет для гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) исполнение обязанности по осуществлению продажи электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц, оказывающих услуги по передаче электрической энергии.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что энергоснабжение дома, расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, проспект Шолохова, дом 195/3, осуществляется на основании договора энергоснабжения, заключенного с каждым собственником квартиры. Так, в материалы дела представлены квитанции ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» на оплату электрической энергии за июль – август 2010 года. Плательщиком денежных средств являются граждане-потребител Ф.И.О. Сусликова Тама Солодилов Александр Иванович, проживающие по адресу: город Ростов-на-Дону, проспект Шолохова, д. 195/3, кв. 2, 46, 47. В подтверждение наличия договорных отношений между жильцами указанного выше дома и ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго», в материалы дела представлен договор энергоснабжения № 60704002 от 29 декабря 1999 года. Указанный договор заключен между гражданкой Мирошниченко (потребитель) и ОАО «Ростовэнерго» (энергоснабжающая организация). Пунктом 5.3 договора № 60704002 от 29 декабря 1999 года предусмотрено, что энергоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемой электроэнергии, за ее своевременную поставку. Согласно уставу ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго», общество является правопреемником ОАО «Ростовэнерго» (пункт 1.2). Следовательно, в материалы дела представлены достаточные доказательства, свидетельствующие, что заявитель находится в договорных отношения с жильцами дома, расположенного на проспекте Шолохова, дом 195/3, в городе Ростове-на-Дону. Кроме того, согласно информации, содержащейся в квитанции на оплату электрической энергии, ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» является гарантирующим поставщиком, несущим ответственность перед гражданами-потребителями за качество и объемы энергии, по урегулированию отношений третьими лицами, оказывающими услуги по передаче электрической энергии.

В обеспечение исполнение обязательств перед потребителями ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» (заказчик) заключило с ОАО «Ростовэнерго» (исполнитель) договор 60309/08/219/01/08 от 30 марта 2008 года. Согласно пункту 2.1 договора исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии (мощности) посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии (мощности) до энергопринимающих устройств потребителей заказчика через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей ТСО (территориальные сетевые организации), заключивших с исполнителем договоры об оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности), бесхозных сетей, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором. Указанное положение договора также подтверждает, что именно ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» является лицом, ответственным за поставку электрической энергии в необходимом количестве и объеме, перед гражданами-потребителями, проживающими по адресу: город Ростов-на-Дону, проспект Шолохова, 195/3.

В связи с изложенным суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом подателя жалобы о том, что ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» не является лицом, ответственным перед жильцами за поставку электрической соответствующего качества и в необходимом объеме.

Согласно Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (... органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами.... требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными актами Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерацией мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Под региональным государственным контролем (надзором) понимается деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации.

Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции, Положению о Государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденного Постановлением главы администрации Ростовской области № 381 от 07 октября 1999 года, главной задачей инспекции является контроль за обеспечением прав и законным интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг (пункт 1.2 Положения). К полномочиям инспекции относится осуществление контроля за соответствием качества, объёма и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям (пункт 2.1.4 Положения).

Инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (пункт 1.3 Положения). К правам инспекции относится проведение проверок любого подконтрольного объекта независимо от формы собственности в соответствии с задачами, определёнными настоящим Положением (пункт 3.1); выдача предписаний, в том числе и ресурсоснабжающим организациям, об устранении выявленных предписаний (пункт 3.3 Положения).

На основании вышеприведенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности довода общества о том, что Госжилинспекция области является ограном, не уполномоченным контролировать и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в отношении «Энергосбыт Ростовэнерго».

Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о необходимости прекращения производства по делу в части признания незаконным и подлежащим отмене акта проверки № 2173 от 10 сентября 2010 года.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Защита нарушенных прав в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ возможно только в отношении ненормативных актов государственного органа.

Ненормативный акт – это акт властного характера, обладающий одновременно следующими признаками:

имеет ненормативный характер, проявляющий себя в адресованности конкретному лицу или группе лиц;

порождает юридические последствия, при этом вне зависимости от их формы (письма, справки, информационные сообщения),

устанавливает права или возлагает на участников экономических правоотношений определенные обязанности.

Отсутствие хотя бы одного из признаков не позволяют его квалифицировать в качестве акта, властного характера, что одновременно лишает возможности обращения за защитой нарушенных прав в порядке, определенном главой 24 АПК РФ.

Как правильно указал суд первой инстанции, заявитель не обосновал, каким образом акта проверки № 2173 от 10 сентября 2010 года повлиял на законные права общества в предпринимательской сфере, какие обязанности на него возложил. Оспариваемый акт лишь фиксирует обстоятельства, установленные в ходе проверки, и не содержит каких-либо распоряжений властного характера.

На основании изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с требованием статьи 110 АПК РФ, по причине отказа в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины относятся на ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго».

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда уплачивается государственная пошлина в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

В пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 25 мая 2005 года N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации» содержаться разъяснения о порядке применения подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.

При подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1 000 рублей для юридических лиц.

Как следует из представленного в материалы дела платежного поручения № 18872 от 23 декабря 2010 года, при обращении с апелляционной жалобой ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей. Следовательно, государственная пошлина в размере 1 000 является излишне уплаченной и в соответствии с требованиями статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату.

Арбитражный суд первой инстанции всесторонне, полно Установил фактические обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 24 ноября 2010 года по делу № А53-20321/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» - без удовлетворения.

Возвратить «Энергосбыт Ростовэнерго» из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляцонной жалобы по платежному поручению № 18872 от 23 декабря 2010 года.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня изготовления его полного текста в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Н.Н. Иванова

Судьи Т.Г. Гуденица

А. Захарова