Судебная практика

Решение от 10 августа 2011 года № А70-5427/2011. По делу А70-5427/2011. Тюменская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

г. Тюмень

10 августа 2011 года

Дело № А70-5427/2011

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2011 года

Решение в полном объеме изготовлено 10 августа 2011 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Стафеева С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Горшковой Е.В., рассмотрев в судебном заседании заявление

ООО «Фарммедсервис»

к Администрации г. Тюмени

о признании незаконным отказа в приватизации нежилого помещения, расположенного по адресу: г Тюмень, ул. Садовая, 133, строение 1 и обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя

при участии представителей:

от заявителя: Фугаева Ю.В., на основании доверенности от 01.02.2011г.

от Администрации г. Тюмени: Батарчук И.М., на основании доверенности от 08.12.20101г. № 71/11;

от Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени: Батарчук И.М., на основании доверенности от 30.12.2010г. № 263;



Установил:

ООО «Фарммедсервис» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации г. Тюмени о признании незаконным, противоречащим статьям 3, 4, 9 Федерального закона от 22.07.2008г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» решения об отказе, сформулированное в письме Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени «О продаже муниципального имущества» от 29.04.2011г. № 8-1819-юл в реализации ООО «Фарммедсервис» преимущественного права на приобретение в собственность 53/100 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение номера по плану 1-8, литеры А1, А2, общей площадью 137,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Садовая, 133, строение 1; об обязании Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени устранить нарушение прав ООО «Фарммедсервис» путем заключения с ООО «Фарммедсервис» договора на реализацию 53/100 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение номера по плану 1-8, литеры А1, А2, общей площадью 137,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Садовая, 133, строение 1, а также путем проведения всех необходимых для заключения вышеуказанного договора мероприятий, а именно: заключить договор на проведение рыночной оценки стоимости доли в праве общей долевой собственности на указанное выше нежилое помещение; подготовить решения об условиях приватизации 53/100 доли в праве общей долевой собственности на указанное выше нежилое помещение; подготовить проект договора купли-продажи 53/100 доли в праве общей долевой собственности на указанное выше нежилое помещение.

Определением суда от 10.08.2010г. судом произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации г. Тюмени на надлежащего ответчика Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени.

В судебном заседании представитель ООО «Фарммедсервис» (далее по тексту - Общество) поддержал заявленные требования.

Представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени (далее по тексту – Департамент) с заявленными требованиями не согласен.

Как следует из материалов дела, 22.03.2002г. между Обществом, Департаментом и балансодержателем Муниципальным учреждением «Тюменское городское имущественное казначейство» был заключен договор, в соответствии с условиями которого арендодатели (Департамент, Балансодержатель) сдают, а Арендатор (Общество) принимает в пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Садовая, 133 строение 1, площадью 88 кв.м. Срок действия договора установлен с 01.02.2002г. до 01.02.2007г.

23.05.2006г. между указанными выше сторонами был заключен договор инвестиций в муниципальное имущество № 491, в соответствии с условиями которого стороны договорились объединить свои средства для реконструкции нежилого помещения площадью 88 кв.м., расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Садовая, 133 строение 1 в целях его дальнейшего использования на правах общей долевой собственности.

21.01.2009г. между указанными лицами был заключен договор аренды № 01924969, предметом которого является нежилое помещение, расположенное на 1 этаже по адресу: г. Тюмень, ул. Садовая, 133 строение 1, площадью 88 кв.м. (литера А1: №№ 9, 19, 20, 25, 26, 27, 28, 29), литера а: № 1, литера а 1: № 1, по экспликации к плану объекта недвижимости).

Срок действия договора установлен с 02.12.2008г. до дня государственной регистрации перехода права собственности на нежилое помещение, но не более чем по 27.11.2009г.

04.12.2009г. между указанными лицами был заключен аналогичный договор № 12926847 аренды. Срок действия договора установлен с 28.11.2009г. до дня государственной регистрации перехода права собственности на указанное помещение, но не более чем по 22.11.2010г.

После проведения реконструкции между указанными выше лицами было заключено дополнительное соглашение от 04.10.2010г. к договору инвестиций от 23.05.2006г. № 491.

В соответствии с названным соглашением были определены доли в неделимом нежилом помещении, расположенном по указанному выше адресу.

Согласно названному соглашению размер доли Департамента составил 2 784 000 руб. или 53/100 доли в праве общей долевой собственности на указанный объект. Размер доли Общества составил 2 436 426 руб. или 47/100 доли в праве общей долевой собственности на указанный объект.

23.12.2010г. между Обществом, Департаментом и балансодержателем заключено соглашение о порядке пользования общей долевой собственностью.

Право общей долевой собственности Общества и муниципального образования городской округ г. Тюмень на указанный выше объект недвижимого имущества зарегистрировано Управлением Росреестра по Тюменской области 17.11.2010г.



11.04.2011г. Общество обратилось в Департамент с заявлением о передаче ему в собственность 53/100 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение номера по плану 1-8, литеры А1, А2, общей площадью 137,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Садовая, 133, строение 1, для чего заключить с Обществом договор купли - продажи указанной доли, определив стоимость принадлежащей муниципальному образованию доли.

Заявление мотивировано ссылками на положения ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2008г. № 159-ФЗ).

Письмом от 29.04.2011г. № 08-1819-юл Департамент отказал в продаже муниципального имущества. Отказ мотивирован тем, что осуществить продажу доли в праве общей долевой собственности, в порядке предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ, не возможно, поскольку указанным законом предусмотрено отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в то время как в муниципальной собственности находится имущественное право.

Общество считает незаконным отказ Департамента в реализации преимущественного права на приобретение указанного выше имущества.

По мнению заявителя, отказ Департамента в продаже помещения не имеет под собой правовых оснований, так как Общество соответствует установленным Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ критериям. Заявитель считает, что данное помещение может быть приобретено им в собственность на основании положений Федерального закона от 22.07.2008г. № 159-ФЗ.

Департамент возражает против удовлетворения заявленных требований. Ссылаясь на положения ст. 1, 3 Федерального закона от 22.07.2008г. № 159-ФЗ Департамент указывает, что реализация преимущественного права приобретения муниципального имущества возможна только при наличии действующего договора аренды. На момент обращения Общества с заявлением в Департамент договора аренды между сторонами не существовало. Отношения между сторонами были урегулированы соглашением о порядке пользования общей долевой собственностью. При этом соглашение о порядке пользования общей долевой собственностью не является по своей правовой природе договором аренды. Информационное письмо ВАС РФ от 05.11.2009г. № 134 также не содержит каких-либо указаний о возможности применения Федерального закона от 22.07.2008г. № 159-ФЗ при отчуждении муниципальным образованием доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество.

Исследовав материалы дела, доводы заявления, отзыва, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст.1 Федерального закона 22.07.2008г. №159-ФЗ названный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов РФ или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

Условия реализации преимущественного права на приобретении арендуемого имущества установлены ст. 3 Федерального закона 22.07.2008г. №159-ФЗ.

Согласно указанной норме субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Из материалов дела следует, что Общество в период с 01.02.2002г. по 17.11.2010г. владело и пользовалось недвижимым имуществом на основании договоров аренды, то есть более двух лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008г. № 159-ФЗ.

Судом установлено, что после проведения реконструкции муниципального имущества заявитель пользовался муниципальным имуществом на основании соглашения о порядке пользования общей долевой собственностью от 23.12.2010г.


Согласно п.1 ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Пунктом 1 ст. 129 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно п. 2 ст. 244 Гражданского кодекса РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

В силу п. 2 ст. 246 Гражданского кодекса РФ участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных ст. 250 настоящего Кодекса.

В силу указанных положений Гражданского кодекса РФ определённому имущественному праву муниципального образования городской округ г. Тюмень соответствует конкретная часть недвижимого имущества, которая может быть отчуждена в порядке, предусмотренном Федеральном законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ.

Учитывая специфику сложившихся правоотношений между Департаментом и Обществом, последнее не может быть лишено преимущественного права на приобретение доли в недвижимом имуществе из муниципальной собственности. При этом суд исходит из разъяснений, содержащихся в пунктах 6, 9 Информационного письма ВАС РФ № 134 от 05.11.2009г., согласно которым субъекты малого или среднего предпринимательства, пользующиеся на основании возмездных договоров в течение двух и более лет до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ частями нежилого здания (помещения), и не имеющие задолженности по оплате за пользование этим имуществом, неустойкам (штрафам, пеням), вправе приобрести указанную часть здания (помещения) в собственность.

Как усматривается из отзыва, Департамент указывает, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие отнесение Общества к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Судом указанные доводы не принимаются по следующим основаниям.

Из оспариваемого отказа не усматривается, что данное обстоятельство явилось основанием для отказа в реализации права преимущественного права на приобретение муниципального имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательств, подтверждающих, что Общество не относится к числу субъектов, которым может быть предоставлено преимущественное право на приобретение муниципального имущества, Департамент в материалы дела не представил.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства Обществом были представлены документы, свидетельствующие, что Общество соответствует критериям, позволяющим отнести его к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Учитывая изложенное выше, суд считает, что Департамент необоснованно отказал в реализации преимущественного права на приобретение недвижимого имущества, в связи с чем суд признает незаконным отказ Департамента, изложенный в письме от 29.04.2011г. № 08-1819-юл.

В качестве меры восстановления своих нарушенных прав Общество просит суд обязать Департамент устранить нарушение прав Общества путем заключения с ним договора на реализацию 53/100 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение номера по плану 1-8, литеры А1, А2, общей площадью 137,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Садовая, 133, строение 1, а также путем проведения всех необходимых для заключения вышеуказанного договора мероприятий, а именно: заключения договора на проведение рыночной оценки стоимости доли в праве общей долевой собственности на указанное выше нежилое помещение; подготовки решения об условиях приватизации 53/100 доли в праве общей долевой собственности на указанное выше нежилое помещение; подготовки проекта договора купли-продажи 53/100 доли в праве общей долевой собственности на указанное выше нежилое помещение.

В силу положений ст. 201 АПК РФ суд не связан предложенной заявителем формулировкой меры направленной на восстановление нарушенных прав, в связи с чем вправе самостоятельно избрать такую меру.

В порядке восстановления нарушенных прав заявителя суд считает необходимым обязать Департамент выполнить необходимые действия, предусмотренные ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008г. № 159-ФЗ, направленные на реализацию Обществом преимущественного права выкупа муниципального имущества в виде 53/100 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, номера по плану 1-8, литеры А1, А2, площадью 137,2 кв.м. расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Садовая, 133, строение 1.

В связи с удовлетворением заявленных требований, государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с Департамента в пользу Общества.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ

Решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени, изложенный в письме от 29.04.2011г. № 08-1819-юл, в реализации ООО «Фарммедсервис» преимущественного права выкупа муниципального имущества в виде 53/100 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, номера по плану 1-8, литеры А1, А2, площадью 137,2 кв.м. расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Садовая, 133, строение 1.

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени выполнить необходимые действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленные на реализацию ООО «Фарммедсервис» преимущественного права выкупа муниципального имущества в виде 53/100 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, номера по плану 1-8, литеры А1, А2, площадью 137,2 кв.м. расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Садовая, 133, строение 1.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в пользу ООО «Фарммедсервис» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.

Возвратить ООО «Фарммедсервис» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.

Судья С.А. Стафеев