Судебная практика

Решение от 11 августа 2011 года № А76-12121/2011. По делу А76-12121/2011. Челябинская область.

Решение

г. Челябинск

«11» августа 2011 г. дело № А76-12121/2011

Резолютивная часть решения оглашена 04.08.2011 г.

Решение в полном объеме изготовлено 11.08.2011 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Елькина Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шалгинбаевой М.К.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

МОУ СОШ № 87 г. Челябинска, г. Челябинск

к ГУ МЧС России по Челябинской области, г. Челябинск

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: Абакумовой Т.Г. – директора, действующая на основании приказа от 23.09.2009 № 112-к, личность удостоверяется паспортом;

от заинтересованного лица: Лукьяновой Е.В. – помощника начальника, действующей на основании доверенности от 28.12.2010 № 6577, должность подтверждается удостоверением.

Установил:

МОУ СОШ № 87 г. Челябинска обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 2287 от 29.06.2011 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее - КоАП РФ), вынесенного заместителем главного государственного инспектора г. Челябинска по пожарному надзору.



Дело рассмотрено в присутствии лиц, участвующих в деле.

Как следует из материалов дела МОУ СОШ № 87 г. Челябинска (далее – заявитель, Учреждение) зарегистрировано в качестве юридического лица 13.12.2002 за основным регистрационным номером 1027402329602/л.д. 44/.

На основании Распоряжения начальника ОНД № 3 по пожарному надзору от 17.05.2011 № 2118 в МОУ СОШ № 87 г. Челябинска проведена плановая выездная проверка соблюдения требований противопожарной безопасности в соответствии с ежегодным планом проведения проверок на 2011 год/л.д. 73/.

Как следует из текста Распоряжения проверку предписано провести в период с 03.06.2011 по 01.07.2011.

Распоряжение о проведении проверки было вручено законному представителю Учреждения – директору Абакумовой Т.Г., что подтверждается подписью на второй странице Распоряжения.

Во исполнение данного Распоряжения инспектором ОНД № 3 по пожарному надзору в присутствии заместителя директора по АХЧ Капустиной Е.М. проведена проверка соблюдения МОУ СОШ № 87 г. Челябинска, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д. 61А, требований пожарной безопасности.

В ходе проверки инспектором по пожарному надзору были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

Двери центрального выхода имеют запоры, которые не обеспечивают людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа, в нарушение п. 53 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».

В тамбуре центрального выхода отсутствует эвакуационное освещение, в нарушение п .51 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п. 6.22 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 7.62 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

На путях эвакуации над дверями эвакуационного выхода из коридора первого этажа старшего блока в вестибюль, световые указатели «Выход» со стороны коридора отсутствуют, в нарушение п. 51 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п.п. 5.1.1, 6.1.4, 6.2.2 ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»

На первом этаже над эвакуационны Ф.И.О. клетки (старший блок) световой указатель «Выход» отсутствует, в нарушение п. 51 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п.п. 5.1.1, 16.1.4,6.2.2 ГОСТР 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

На первом этаже над эвакуационным выходом во внутренний двор (старший блок) световой указатель «Выход» отсутствует, в нарушение п. 51 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п.п. 5.1.1, 6.1.4, 6.2.2 ГОСТР 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

На первом этаже над эвакуационным выходом во внутренний двор (под лестничным маршем старшего блока) отсутствует световой указатель «Выход», в нарушение п. 51 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п.п. 5.1.1, 6.1.4, 6.2.2 ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

На первом этаже в тамбуре эвакуационного выхода № 3 (под лестничным маршем старшего блока) отсутствует эвакуационное освещение, в нарушение п. 51 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п. 6.22 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п. 7.62 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

Шлейфы АПС №№ 2, 9, 19, 22 находятся в отключенном состоянии, в нарушение п. 98 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».



Над эвакуационным выходом из столовой в коридор световой указатель «Выход» отсутствует, в нарушение п. 51 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п.п. 5.1.1, 6.1.4, 6.2.2 ГОСТР 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

На одном окне зала столовой установлена глухая металлическая решетка, в нарушение п. 40 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».

Эвакуационный выход из обеденного зала столовой непосредственно наружу на половину ширины перегорожен кухонным оборудованием, в нарушение п.п. 51, 53 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».

Огнетушитель в столовой находится в нерабочем состоянии (давление ОТВ равно нулю), в нарушение п. 17 прил. З ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».

Одна из створок дверей эвакуационного выхода из столовой в коридор забита, в нарушение п. 53 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».

В кабинете заведующей столовой эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), в нарушение п. 60 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».

В комнате для сыпучих продуктов эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), в нарушение п. 60 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».

Отделка стен коридора из большого спортзала в вестибюль выполнена горючими материалами (масляная краска, бумажные обои), в нарушение п. 53 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».

Огнетушитель в большом спортзале не перезаряжен (год выпуска 1992), в нарушение п. 17 прил. З ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».

Помещение для арендаторов не защищено автоматической пожарной сигнализацией, в нарушение п. З ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п. 38 табл. 3 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией».

В кабинете зам по АХЧ на окне установлена глухая металлическая решетка, в нарушение п. 40 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».

В кабинете директора установлена глухая металлическая решетка, в нарушение п. 40 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».

В библиотеке в помещении для хранения книг расстояние от светильников до хранящихся книг менее 0,5м (0,05м-0,3м), в нарушение п. 503 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».

Лестница 3-го типа из актового зала частично не Ф.И.О. площадке, совпадающей с крыльцом выхода из столовой), в нарушение п. З ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п. 6.30 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Помещение секции лыжников не защищено автоматической пожарной сигнализацией, в нарушение п. З ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п. 38 табл. 3 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией».

В помещении секции лыжников эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), в нарушение п. 60 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».

В помещении секции лыжников над эвакуационным выходом смонтирована антресоль для хранения горючих материалов, что ухудшает условия безопасной эвакуации людей из помещения, в нарушение п. 40 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».

Помещение секции лыжников обеспечено огнетушителями, в нарушение п. 108 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».

На втором этаже над эвакуационным выходом из коридора в холл младшего блока световой указатель «Выход» отсутствует, в нарушение п. 51 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п. 5.1.1, 6.1.4, 6.2.2 ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

На втором этаже над эвакуационным выходом из коридора в холл старшего блока световой указатель «Выход» отсутствует, в нарушение п. 51 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п. 5.1.1, 6.1.4, 6.2.2 ГОСТР 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

В помещении спальни для девочек (летний оздоровительный лагерь) огнетушитель находится в нерабочем состоянии (давление ОТВ равно нулю), в нарушение п. 17 прил. З ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».

Места размещения огнетушителей не обозначены в соответствии с требованиями ГОСТ, в нарушение п. 51 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п.п. 1, 5.1.1, 6.2.2 ГОСТР 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».

О проведенных проверках огнетушителей не делается отметка на огнетушителе, в его паспорте и в журнале учета огнетушителей, в нарушение п. 7.17 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации».

Исполнение планов эвакуации не соответствует ГОСТ (выполнены не на основе фотолюминесцентных материалов), п. З ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», п. 6.2.7 ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля».

На объекте отсутствует прямая телефонная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи города, в нарушение п. 39 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ».

Указанные нарушения нашли отражение в акте проверки № 2118 от 10-16.06.2011, копия которого была вручена директору Учреждения в день составления акта/л.д. 74-76/.

Должностным лицом в тот же день было оформлено предписание от 16.06.2011 № 2118/1/1-33 и вручено директору в день оформления/л.д. 77/.

По факту выявленных нарушений государственным инспектором по пожарному надзору 16.06.2011 в присутствии законного представителя школы был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ/л.д. 79-83/.

По существу протокола директором Абакумовой Т.Г. пояснений дано не было.

Время и место рассмотрения материалов административного дела было определено административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, что отражено в тексте протокола, копия которого была вручена непосредственно директору Учреждения/л.д. 83/.

Рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы проверки, заместитель главного государственного инспектора ОНД № 3 по пожарному надзору А.А. Смирновым 29.06.2011 в присутствии законного представителя Учреждения Постановлением № 2287 привлек МОУ СОШ № 87 г. Челябинска к административной ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей/л.д. 9-13/.

Копия постановления была получена директором в день рассмотрения дела, о чем свидетельствует отметка учиненная в постановлении/л.д. 13/.

Считая вынесенное Постановление незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд.

В обоснование незаконности вынесенного постановления заявитель указал на отсутствие состава административного правонарушения вследствие отсутствия вины Учреждения. Пояснил, что часть нарушений после проверки была устранена, а для устранения отдельных нарушений нет объективной возможности ввиду отсутствия финансирования.

Административный орган заявленное требование не признал, указав, что правонарушение установлено правомерно, порядок привлечения к ответственности не нарушен.

Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению по ниже следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежат обжалованию в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Рассмотрение дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд производит в судебном заседании с соблюдением требований ст. 210 АПК РФ.

В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое Решение в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса, влечет предупреждение, наложение административного штрафа на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313, (далее – Правила, ППБ 01-03), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил).

В силу п. 3 Правил пожарной безопасности наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

К указанным нормативным актам следует отнести Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) и иные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующих правоотношения в области противопожарной безопасности.

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, вступивший в силу 30.04.2009 распространяется на все существующие правоотношения в области обеспечения пожарной безопасности. Требования Технического регламента и иных актов в области пожарной безопасности обязательны для исполнения при эксплуатации уже существующих объектов пожарной охраны.

Непосредственным объектом защиты отношений в области пожарной безопасности является имущество юридических лиц, (здания, сооружения, строения, оборудование, иное имущество), к которым установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре (ст. 2 Закона № 123-ФЗ).

Подвергшееся проверке здание детского сада в силу требовании технического регламента о пожарной безопасности относится к объекту противопожарной защиты.

На основании ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Как следует из Устава Учреждения, МОУ СОШ № 87 г. Челябинска создано в соответствии с Постановление главы администрации Калининского района г. Челябинска. Учредителем МОУ № 87 от имени муниципального образования «город Челябинск» является Управление по делам образования города Челябинска (далее Учредитель). Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обладает, в том числе, обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами/л.д. 45/.

Учитывая положения ст. 38 Закона № 69-ФЗ и п. 10 ППБ 01-03 обязанность по содержанию имущества учреждения, являющегося объектом противопожарной защиты возлагается на учреждение заявителя, которое обязано использовать предоставленное ему имущество в соответствии с требованиями законодательства, в том числе противопожарного.

Согласно статье 37 Закона № 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Организации, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 ППБ 01-03).

В результате проведенной проверки административным органом установлено, что требования пожарной безопасности к объекту защиты в учреждении не соблюдаются.

Согласно пунктам 3, 17 абз. 3, 39, 40, 51, 53, 60, 98, 108, 503 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ»,

Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п. 3).

В зданиях и сооружениях с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к категории маломобильных (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, люди с недостатками зрения и дефектами слуха, а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные), обслуживающий персонал должен пройти специальное обучение по проведению эвакуации лиц, относящихся к категории маломобильных, по программам, согласованным с ГПС (п. 17 абз. 3).

Организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов (п. 39).

В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается (п. 40):

хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах;

использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;

размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и т.п.;

устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток;

снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно;

загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы;

проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;

оставлять неубранным промасленный обтирочный материал;

устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке;

остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;

устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов;

устанавливать дополнительные двери или изменять направление открывания дверей (в отступлении от проекта) из квартир в общий Ф.И.О. клетки), если это препятствует свободной эвакуации людей или ухудшает условия эвакуации из соседних квартир;

устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих и трудногорючих материалов и листового металла.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) (п. 51).

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается (п. 53):

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);

фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;

остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;

заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг.

При эксплуатации действующих электроустановок запрещается (п. 60):

использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;

обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;

применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;

размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.

Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации (п. 98).

Перевод установок с автоматического пуска на ручной запрещается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах.

Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением к Правилам пожарной безопасности № 3 (п. 108).

Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

Расстояние от светильников до хранящихся товаров должно быть не менее 0,5 м (п. 503).

Пунктами 6.22, 6.30 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» установлено, что пути эвакуации должны быть освещены в соответствии с требованиями СНиП 23-05 (п. 6.22)

Уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи - как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см.

Уклон открытых лестниц для прохода к одиночным рабочим местам допускается увеличивать до 2:1.

Допускается уменьшать ширину проступи криволинейных парадных лестниц в узкой части до 22 см; ширину проступи лестниц, ведущих только к помещениям (кроме помещений класса Ф5 категорий А и Б) с общим числом рабочих мест не более 15 чел. - до 12 см.

Лестницы 3-го типа следует выполнять из негорючих материалов и размещать, как правило, у глухих (без световых проемов) частей стен класса не ниже К1 с пределом огнестойкости не ниже RЕI 30. Эти лестницы Ф.И.О. эвакуационных выходов, ограждения высотой 1,2 м и располагаться на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов.

Лестницы 2-го типа должны соответствовать требованиям, установленным для маршей и площадок лестниц в лестничных клетках (п. 6.30).

В соответствии с пунктами 7.62 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», во внутренней зоне минимально допустимые величины средней яркости дорожного покрытия внутренней зоны тоннеля должны соответствовать данным, указанным в таблице 23 СНиПа.

Согласно пунктам 5.1.1, 6.1.4, 6.2.2 ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»,

смысловое значение, область применения сигнальных цветов и соответствующие им контрастные цвета установлены в таблице 1 пункта 5.1.1.

Знаки пожарной безопасности, размещенные на пути эвакуации, а также эвакуационные знаки безопасности и знак безопасности ЕС 01 должны быть выполнены с применением фотолюминесцентных материалов по ГОСТ Р 12.2.143-2009 (п. 6.1.4).

Знаки для обозначения выходов из зрительных залов, коридоров и других мест без освещения должны быть объемными с внутренним электрическим освещением от автономного питания и от сети переменного тока (п. 6.2.2).

Знаки безопасности, размещенные на воротах и на (над) входных(ми) дверях(ми) помещений, означают, что зона действия этих знаков распространяется на всю территорию и площадь за воротами и дверями.

Размещение знаков безопасности на воротах и дверях следует выполнять таким образом, чтобы зрительное восприятие знака не зависело от положения ворот или дверей (открыто, закрыто). Эвакуационные знаки безопасности Е 22 “Выход“ и Е 23 “Запасный выход“ должны размещаться только над дверями, ведущими к выходу.

Знаки безопасности, установленные у въезда (входа) на объект (участок), означают, что их действие распространяется на объект (участок) в целом.

При необходимости ограничить зону действия знака безопасности соответствующее указание следует приводить в поясняющей надписи на дополнительном знаке.

Пунктом 38 табл. 3 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» установлено, что объектами защиты являются помещения административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные (независимо от площади).

В соответствии с пунктом 7.17 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации», о проведенных проверках и испытаниях делается отметка на огнетушителе, в его паспорте и в журнале учета огнетушителей.

Согласно пункту 6.2.7 ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля», Планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов.

Из анализа приведенных норм, следует, что выявленные при проверке нарушения являются нарушениями требований пожарной безопасности, исполнение которых при осуществлении деятельности Учреждения обязательно.

Наличие нарушений требований пожарной безопасности подтверждается материалами административного дела: актом проверки, протоколом об административном правонарушении.

Доводы заявителя об отсутствии вины Учреждения в совершении правонарушений материалами дела не подтверждаются.

Представленные заявителем в материалы дела фотографии здания школы производные, исследуя которые не представляется возможным установить, в какое время изготовлены и к каким пунктам установленных административных нарушений относятся.

Юридическое лицо знало о недопустимости совершения нарушений, так как подобные имели место ранее, за которые Учреждение привлекалось к ответственности в виде предупреждения (Постановление № 271 от 05.08.2009)/л.д. 67/.

Часть выявленных нарушений требований пожарной безопасности Учреждением было устранено, о чем представлены доказательства, что было учтено Управлением (заинтересованным лицом по спору) при рассмотрении материалов административного дела и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности в минимальном размере.

Между тем доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин невыполнения остальных обязательных требований пожарной безопасности, а также подтверждающих принятие юридическим лицом необходимых мер, направленных на устранение правонарушения суду и административному органу при рассмотрении дела не представлено, в связи с чем, в бездействии юридического лица содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Доводы заявителя об отсутствии финансирования Учреждения не могут рассматриваться в качестве уважительных причин неисполнения обязательных требований противопожарной безопасности.

Доказательств принятия юридическим лицом всех необходимых мер для приведения здания в соответствие с установленными требованиями не представлено.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения не имеется, так как фактических обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного, судом не установлено.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Несоблюдение условий противопожарной безопасности, безусловно, несет в себе угрозу наступления последствий в виде гибели людей и существенного повреждения имущества в случае пожара.

Учитывая исследованные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что событие правонарушения и вина учреждения установлены при рассмотрении дела на основе имеющихся материалов, что нашло отражение в постановлении о привлечении к административной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении судом не установлено. Заявителем не оспарвиается.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, пунктом 2 статьи 176, ст. 211 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявления Муниципального образовательного учреждения средняя образовательная школа № 87 г. Челябинска о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности № 3 по пожарному надзору от 29.06.2011 г. о назначении административного наказания по основанию части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в ФАС Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Решение в порядке кассационного производства может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции.

Судья Л.А. Елькина

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru