Судебная практика

О понуждении восстановления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решение от 15 декабря 2010 года № . Пензенская область.

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи А.В. Никина,

при секретаре судебного заседания Е.А. Генераловой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Ф.И.О. к администрации Мокшанского района, администрации р.п. Мокшан, третьи лица: Управление образованием администрации Мокшанского района, Управление социальной защиты населения администрации Мокшанского района, о восстановлении в очереди на получение жилья,

Установил:

Танков Ю.Е. обратился в суд с иском к администрации Мокшанского района, администрации р.п. Мокшан, третьи лица: Управление образованием администрации Мокшанского района, управление социальной защиты населения администрации Мокшанского района, о восстановлении в очереди на получение жилья.

Требования мотивированы следующим. В период с Дата обезличена по Дата обезличена, истец находился в детском доме - интернате р.п. Мокшан. В Дата обезличена выбыл в ... интернат Пензенской области, где проживал около 3х месяцев. После чего приехал в р.п. Мокшан, где, не имея жилья, бродяжничал. В 2000 году обратился в администрацию р.п. Мокшан с заявлением о предоставлении жилья как ребенку - сироте. В администрации р.п. Мокшан, заявление приняли и предоставили для проживания комнату в ... по ..., в аварийном, бесхозном доме. В связи со сложившейся обстановкой и невозможностью проживания истец обратился в администрацию р.п. Мокшан с вопросом о предоставлении ему жилого помещения в соответствие с очередью, в которой он стоял с Дата обезличена. Однако ответчики положительно данный вопрос не Решили, и в очереди не восстановили. В обоснование своих требований истец ссылается на положения ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, которым предусмотрено в качестве меры социальной защиты детей-сирот возложение обязанностей на соответствующие органы обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

В судебном заседании истец Танков Ю.Е. полностью поддержал исковые требования и их уточнил. Просил обязать администрацию р.п. Мокшан, и администрацию Мокшанского района Пензенской области восстановить его в списках, как нуждающегося в жилом помещении вне очереди с 2000 года. Суду пояснил следующее. В период с 1980 по 1992 года, находился на полном государственном обеспечении в Мокшанском детском доме. В 1992 году, был направлен в Грабовский ПНИ. Пробыл там три месяца и вновь вернулся в р.п. Мокшан. В период с 1992 года по 1995 год, проживал у А.Т.., которая являлась его опекуном. В последующем проживал в ..., у знакомых и малознакомых людей. В Дата обезличена обратился в администрацию р.п. Мокшан, с заявлением о предоставлении ему жилья. Постановлением главы администрации от 30 августа 2000 года, за № 448 ему было представлено жилье по адресу ..., где зарегистрирован с Дата обезличена, и проживает по настоящее время. Однако, как считал истец, его права нарушены тем, что ему предоставлено не благоустроенное жилье, и он в настоящее время, будучи сиротой, имеет право на восстановление в очереди для получения жилья, как ребенок-сирота.

Представитель ответчика, глава администрации р.п. Мокшан Пензенской области, Миронов С.А. иск не признал, просил в удовлетворении иска Танкову Ю.Е. отказать. Суду пояснил следующее. Танков Ю.Е. проживает по адресу: ... В настоящее время данный жилой дом, состоит на учете как бесхозный. В Дата обезличена, после установленного законом срока, администрация намерена данный жилой дом зарегистрировать в собственность. В настоящий момент администрация поселка, не может решить вопрос о ремонте данного дома, и расходовании каких либо денежных средств на дом. Претензий к Танкову Ю.Е. по поводу его проживания в данном доме администрация не имеет, однако считает, что иск Танкова не может быть удовлетворен, поскольку Танков Ю.Е. никогда в очереди в администрации р.п. Мокшан на получения жилья не состоял, и с заявлением по данному поводу в администрацию поселка не обращался.

Представитель истца по доверенности от Дата обезличена Любимов А.Н., исковые требования поддержал. При этом дополнил, что в настоящее время Танкову Ю.Е. исполнилось ... года, он зарегистрирован по адресу: .... О том, что дети, оставшиеся без попечения родителей, вправе рассчитывать на помощь государства по вопросу обеспечения жилым помещением, Танков Ю.Е. на момент Дата обезличена, не знал, и рассчитывал, что его включили в очередь на получение жилья, как ребенка в соответствие ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“.

Представитель ответчика администрации р.п. Мокшан, действующая на основании доверенности от 02 декабря 2010 года, Драгунова З.Н., исковые требования не признала и суду пояснила, что истец право на внеочередное получения жилья не имеет, поскольку в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учебном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, при этом указанные положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста. Танков Ю.Е. до достижения им 23-летнего возраста не обращался в администрацию р.п. Мокшан, с заявлениями о предоставлении ему жилого помещения, и в установленном законом порядке не принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, следовательно, он утратил статус лица, имеющего право на внеочередное получение жилья. Кроме этого Танков Ю.Е., проживает в жилом доме, который ему выделен Постановлением главы администрации р.п. Мокшан от 30 августа 2000 года, по его заявлению, как лицу, не имеющему жилья. В случае, если Танкова Ю.Е. данная жилплощадь не устраивает, то он не лишен права обращения в администрацию поселка с соответствующим заявлением, которое будет рассмотрено и по нему будет принято Решение в соответствие с законом. Просила исковые требования к администрации р.п. Мокшан оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика, администрации Мокшанского района Пензенской области Леденева Н.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что обязанность по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот возложена на органы местного самоуправления, т.е. на администрацию р.п. Мокшан. Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ установлен возраст, в течение которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вправе требовать внеочередного предоставления жилого помещения, т.е. дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения. Танков Ю.Е. до достижения им 23-летнего возраста не обращался в администрацию р.п. Мокшан с заявлениями о постановке его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, таким образом, он утратил право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью по договору социального найма. Просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Представитель третьего лица, привлеченного судом к участию в деле, Управления образованием администрации р.п. Мокшан Пензенской области по доверенности Новокрещенова Ю.А., считала иск Танкова Ю.Е. не подлежащим удовлетворению.

Представитель третьего лица, привлеченного судом к участию в деле, Управления социальной защиты населения администрации Мокшанского района Пензенской области по доверенности Иванова Л.Н., считала иск Танкова Ю.Е. не подлежащим удовлетворению.

Свидетели К.Р., К.Т., П.А. суду показали, что в период пребывания Танкова Ю.Е. в Мокшанском детском доме с 1980 по 1992 год работали в данном учреждении и Танкова Ю.Е. хорошо знали. В период нахождения Танкова в детском доме никто из его родителей не приезжал и не интересовался жизнью ребенка, все его считали сиротой. В Дата обезличена, Танков Ю.Е. после достижения им ... лет был направлен в ....

Свидетель А.Е. суду показала, что в Дата обезличена, к ней попросился жить Танков Юрий, который ушел из .... До Дата обезличена Танков жил у неё без регистрации, а поскольку никто его не искал, она в Дата обезличена оформила на него опекунство и с Дата обезличена официально зарегистрировала у себя по адресу: ..., и осуществляла над ним опеку. Постоянно Танков Ю.Е. жил у неё до Дата обезличена, в период проживания его никто не искал, о его родителях ей ничего не известно. После Дата обезличена, ушел, где и с кем проживал Танков ей не известно. Снят Танков Ю. Е. с регистрационного учета в Дата обезличена.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, показания свидетелей суд приходит к следующему.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт “ж“ части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное Решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Статьей 9.1, Закона Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО “О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области“ Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области наделены государственными полномочиями Пензенской области по организации и осуществлению деятельности, в том числе и по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных Законом Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО “О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области“:

Федеральный закон “ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта “ж“ пункта 1 статьи 1 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Как следует из преамбулы ФЗ РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

Из материалов дела видно, что Танков Ю.Е. заявляя иск к администрации р.п. Мокшан и администрации Мокшанского района Пензенской области о восстановлении в очереди с 2000 года как ребенок-сирота, оспаривает свое право на получение жилого помещения вне очереди, а, следовательно, между истцом и органом местного самоуправления возникли жилищные правоотношения, которые по своему характеру являются длящимися.

Исходя из общих правил действия закона во времени, к этим правоотношениям подлежит применению закон, действующий в настоящее время.

Как установлено судом Танков Юрий Евгеньевич, Дата обезличена рождения, действительно относился к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. В период с Дата обезличена по Дата обезличена находился в Доме ребенка Номер обезличен УЗ ЗАО .... С Дата обезличена по Дата обезличена, являлся воспитанником ... на полном государственном обеспечении (л.д.11-12, 28-44).

Постановлением главы администрации от 30 августа 2000 года, за № 448 ему была представлена комната в жилом доме по адресу: ..., где он по настоящее время проживает (л.д. 8,10).

В соответствие абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Нормой абзаца четвертого статьи 1 Федерального закона № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, законодатель определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Так же, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Истец, признал факт выделения ему для постоянного проживания комнаты в ... на основании постановления № 448 от 30 августа 2000 года, как воспитаннику детского дома, т.е. ребенку оставшемуся без попечения родителей.

Танков Ю.Е. обратившись в администрацию р.п. Мокшан в Дата обезличена, по достижении им полных ... лет, вне очереди получил для проживания комнату в жилом ... по ... в .... Таким образом, истец в настоящее время, имея закрепленную в установленном порядке жилую площадь, настаивал на восстановлении его в очереди, на получение жилья как ребенок-сирота.

Признавая факт права владения и пользования выделенной ему комнатой в ... по ..., ... по постановлению главы администрации р.п. Мокшан № 488 от 30 августа 2000года, Танков Ю.Е. тем самым подтвердил наличие у него жилого помещения, которым открыто, как своим пользовался более 10 лет, проводив все эти годы текущий ремонт дома, и благоустройство придомовой территории.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования Танкова Ю.Е. противоречат нормам Федерального закона № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “ и удовлетворению не подлежат.

Доводы истца о том, что он не знал о наличии льготы, предусмотренной ст. 8 Федеральным законом № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а поэтому своевременно не обратился в орган местного самоуправления, суд считает не состоятельными, поскольку они не нашли своего подтверждения в судебном заседании, и не могут являться основанием для удовлетворения иска.

Отсутствие оснований у Танкова Ю.Е. на предоставление ему жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не умоляет его права для обращения в орган местного самоуправления для получения жилого помещения по другим основаниям.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Решил: Ф.И.О. в удовлетворении иска к администрации Мокшанского района, администрации р.п. Мокшан, третьи лица: Управление образованием администрации Мокшанского района, Управление социальной защиты населения администрации Мокшанского района, о восстановлении в очереди на получение жилья, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд, в десятидневный срок с момента составления мотивированного решения суда, через Мокшанский районный суд.

Мотивированное Решение составлено 20 декабря 2010 года.