Судебная практика

Решение от 12 августа 2011 года № А51-10988/2011. По делу А51-10988/2011. Приморский край.

Решение

г. Владивосток Дело № А51-10988/2011

12 августа 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2011 года. Полный текст решения изготовлен 12 августа 2011 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.А. Тимофеевой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Кочерга,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества c ограниченной ответственностью «АТРИУМ» (ИНН 2508094041, ОГРН 1102508001320)

к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)

о признании незаконным решения от 31.05.2011 о корректировке таможенной стоимости товара по ГТД № 10714040/141210/0027725

при участии:

от общества – представитель В.И. Балабай по доверенности от 01.11.2010 на 1 год, удостоверение 1308 от 07.11.2005,

от таможни – не явились, извещены надлежащим образом,

Установил:

Общество c ограниченной ответственностью «АТРИУМ» (далее «заявитель», «общество») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Находкинской таможни (далее «таможенный орган», «таможня») от 31.05.2011 о корректировке таможенной стоимости товаров по ГТД № 10714040/141210/0027725, оформленного отметкой «таможенная стоимость принята» в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2.

Представитель таможенного органа в предварительное судебное заседание 08.09.2011 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений относительно рассмотрения дела в его отсутствие не заявил, отзыв на заявление не представил.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» суд счел возможным завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.

На основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело без участия представителя таможни по имеющимся в материалах дела документам.

В обоснование заявленного требования общество указало на неправомерность применения таможенным органом шестого метода определения таможенной стоимости в отношении ввезенных товаров. Заявитель считает, что документально подтвердил таможенную стоимость декларируемого товара, в связи с чем таможенная стоимость должна быть принята в рамках метода по цене сделки с ввозимыми товарами.

Заслушав доводы заявителя, изучив материалы дела, суд Установил следующее.

Компания «SHENZHEN YONG TONG TAI TRADE CO.,» (КНР) и ООО «АТРИУМ» заключили контракт от 26.05.2010 № 01АТ-10 купли-продажи товара, перечень которого содержится в пункте 1.1 настоящего контракта.

Поставка товара осуществляется партиями согласно отгрузочным документам продавца, на основании заказа покупателя (пункт 1.2 контракта от 26.05.2010 № 01АТ-10).

Во исполнение контракта от 26.05.2010 № 01АТ-10 в декабре 2010 года обществом на таможенную территорию Российской Федерации согласно спецификациям № 28/01АТ-10 от 23.11.2010 и №27/01АТ-10 от 19.11.2010 были ввезены товары общей стоимостью 167920 (110080+57840) долларов США.

При таможенном оформлении данного товара таможенный брокер произвел его декларирование по ГТД № 10714040/141210/0027725. Таможенная стоимость заявлена декларантом с применением основного метода определения таможенной оценки «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».

В обоснование применения первого метода таможенной оценки обществом в таможенный орган представлены следующие документы: контракт от 26.05.2010 № 01АТ-10, спецификации № 28/01АТ-10 от 23.11.2010 и №27/01АТ-10 от 19.11.2010, инвойсы от 19.11.2010 № 27/01АТ-10 и 23.11.2010 № 28/01АТ-10, упаковочные листы, коносаменты № MCPU552800512, MCPUMCC042091, паспорт сделки от 02.06.2010 № 10060001/2733/0003/2/0 и другие документы, предусмотренные пунктом 1 Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного Приказом ФТС России от 25.04.2007 № 536.

В ходе таможенного контроля таможенным органом было установлено, что представленные к оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу.

14.12.2010 таможней было принято Решение о проведении дополнительной проверки, из которого следует, что обществу необходимо в срок до 14.01.2011 представить дополнительные документы.

Декларант сопроводительным письмом от 13.01.2011 представил в таможню часть дополнительно запрошенных документов и пояснения относительно невозможности представления остальных документов.

Посчитав, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, таможня приняла Решение от 17.05.2011 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ № 10714040/141210/0027725.

Заявителю было предложено определить таможенную стоимость товара с помощью другого метода определения таможенной стоимости.

Поскольку общество не согласилось произвести корректировку таможенной стоимости с использованием другого метода определения таможенной стоимости, таможенным органом по результатам рассмотрения всех имеющихся документов было вынесено Решение от 31.05.2011 по таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ № 10714040/141210/0027725, оформленного в виде отметки «Таможенная стоимость принята» в декларации таможенной стоимости товара по форме ДТС-2. Таможенная стоимость товара была определена с использованием шестого метода на базе третьего.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения общества с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.

Суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.

Статьей 64 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. При изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза - таможенным органом.

В силу статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главой 27 настоящего Кодекса и настоящей главой.

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

Сведения, указанные в пункте 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

В силу пункта 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее «Закон о таможенном тарифе») первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 Закона о таможенном тарифе, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 Закона о таможенном тарифе.

Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (пункт 3 статьи 12 Закона о таможенном тарифе). Аналогичные правила закреплены в пункте 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Пунктом 2 статьи 19 Закона о таможенном тарифе предусмотрен исчерпывающий перечень основан Ф.И.О. метод определения таможенной стоимости товара не может быть использован.

Исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности, данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

Положения статей 12, 19 – 24 Закона о таможенном тарифе исключают произвольный подход к порядку определения и заявления таможенной стоимости товаров.

Исследовав представленные обществом документы, подтверждающие правомерность определения таможенной стоимости по первому методу, суд считает, что заявитель представил полный пакет документов, поименованных в Перечне документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденном Приказом ФТС России от 25.04.2007 № 536.

В представленных таможенному органу документах полностью описан товар, его количество, указана цена, условия и сроки платежа, условия поставки товара. Сведения, указанные в ГТД № 10714040/141210/0027725 соответствуют сведениям, содержащимся в документах сделки.

При этом данные документы свидетельствуют об исполнении продавцом по упомянутому внешнеэкономическому контракту принятых обязательств и отсутствие каких-либо замечаний по их исполнению со стороны общества.

В качестве основания невозможности применения основного метода таможенной оценки таможня указала на непредставление обществом дополнительно запрошенных документов. Суд отклоняет данный довод как необоснованный по следующим основаниям.

Предусмотренные в пункте 39 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК РФ от 28.11.2003 № 1356, полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 176 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Обязанность декларанта представлять по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо об ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.

При этом суд исходит из того, что со стороны таможенного органа не должно допускаться необоснованного и произвольного истребования сведений, не влияющих на принятие таможенным органом решения по таможенной стоимости либо неимеющих значения для выяснения всех обстоятельств сделки.

Дополнительные документы, запрошенные таможней, не содержат в себе сведений относительно существенных условий, таких как количество, стоимость товара, которые согласованы сторонами и определены в контракте от 26.05.2010 № 01АТ-10, спецификациях № 28/01АТ-10 от 23.11.2010 и № 27/01АТ-10 от 19.11.2010.

При таких обстоятельствах суд считает, что у таможенного органа не возникло само право истребования у декларанта дополнительных документов, поскольку первоначально представленные обществом документы подтверждали таможенную стоимость товара, определенную по цене сделки с ввозимыми товарами, и не содержали ни признаков ее недостоверности, ни признаков недостаточности.

Довод таможни о невозможности идентифицировать инвойсы от 19.11.2010 № 27/01АТ-10 и 23.11.2010 № 28/01АТ-10 с данной поставкой суд отклоняет, поскольку в материалы дела обществом представлены отгрузочные спецификации от 19.11.2010 № 27/01АТ-10 и 23.11.2010 № 28/01АТ-10, которые содержат ссылки и на инвойсы от 19.11.2010 № 27/01АТ-10 и 23.11.2010 № 28/01АТ-10, и на контракт от 26.05.2010 № 01АТ-10, в рамках которого поставлен спорный товар.

Суммы, указанные в инвойсах от 19.11.2010 № 27/01АТ-10 и 23.11.2010 № 28/01АТ-10, совпадают с суммами, указанными в отгрузочных спецификациях, что позволяет однозначно идентифицировать поставку товара по спорной ГТД.

Кроме того, оплата товара подтверждается представленными в материалы дела заявлениям на перевод от 24.12.2010 № 24 на сумму 30000 долларов США, из которых 20000 долларов США – по ГТД № 10714040/141210/0027725, и от 28.01.2011 № 2 на сумму 147920 долларов США.

Расхождение между заявленной декларантом таможенной стоимостью и имеющейся в таможенном органе ценовой информацией не является основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров без выяснения причин такого расхождения.

Следовательно, то обстоятельство, что определенная заявителем таможенная стоимость товаров оказалась ниже ценовой информации, само по себе не влечет корректировку таможенной стоимости, поскольку не названо в законе в качестве основания для корректировки.

Таким образом, доказательств отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой, не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам, таможенный орган не представил.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Решение от 31.05.2011 по корректировке таможенной стоимости товаров по ГТД № 10714040/141210/0027725 является неправомерным.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая, что оспариваемое Решение повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, исчисляемых в соответствии с таможенной стоимостью товаров, чем нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, суд признает оспариваемые решения недействительными, а требования общества – подлежащими удовлетворению.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей на таможенный орган.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным Решение Находкинской таможни от 31.05.2011 о таможенной стоимости товаров по декларации на товары № 10714040/141210/0027725, выраженное в проставлении отметки «таможенная стоимость принята» в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2, как не соответствующее Таможенному кодексу таможенного союза.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «АТРИУМ» 2000 (две тысячи) рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Ю.А.Тимофеева