Судебная практика

Решение от 19 апреля 2011 года № А29-1509/2011. По делу А29-1509/2011. Республика Коми.

Решение

г. Сыктывкар

19 апреля 2011 года Дело № А29-1509/2011

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2011 года, полный текст решения изготовлен 19 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Тарасова Д.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пешкиной Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми

к Государственному учреждению Республики Коми «Печорская станция по борьбе с болезнями животных»

о привлечении к административной ответственности

без участия сторон

Установил:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении ГУ РК «Печорская станция по борьбе с болезнями животных» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ответчик отзыв на заявление не представил.

В соответствии со статьями 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Суд, изучив материалы дела, Установил следующее.

ГУ РК «Печорская станция по борьбе с болезнями животных» зарегистрировано в качестве юридического лица 25.03.2004 г. за основным государственным регистрационным номером 1041100740636, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 21.03.2011 г.



В соответствии с Уставом Учреждение осуществляет деятельность, направленную на осуществление профилактики болезней и лечения животных, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения и защиты населения от болезней, общих для человека и животных на территории МОГО «Печора». Дл достижения указанных целей Учреждение осуществляет, в том числе, приобретение и реализацию препаратов ветеринарного назначения и лекарственных препаратов (пункт 2.3.4 Устава).

На основании распоряжения от 20.01.2011 г. № 15 должностными лицами Ухтинского межрайонного отдела Россельхознадзора по Республике Коми (г. Печора) при участии специалиста Службы Республики Коми по ветеринарному надзору 01.02.2011 г. была проведена плановая проверка в отношении ГУ РК «Печорская станция по борьбе с болезнями животных», осуществляющего свою деятельность по адресу: г. Печора, ул. Деповская, д. 12, по вопросу соблюдения Учреждением обязательных требований законодательства.

В ходе проверки было установлено, что Учреждение осуществляет реализацию лекарственных средств для животных без специального разрешения (лицензии). Данный факт зафиксирован в акте проверки от 01.02.2011 г. № 1.

Установив в действиях Учреждения признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, 28.02.2011 г. административным органом составлен протокол об административном правонарушении № 03/ВН.

Для рассмотрения по существу указанный протоколвместе с материалами административного дела направлен в Арбитражный суд Республики Коми.

Исследовав представленные материалы, арбитражный суд считает обоснованными доводы заявителя о совершении ответчиком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, исходя из нижеследующего.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объектом данного правонарушения является порядок лицензирования отдельных видов деятельности, установленный Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензируемым видом деятельности в силу статьи 2 названного выше Федерального закона является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Пунктом 16 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.10.2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что «при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии)».

Подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, включена фармацевтическая деятельность.

Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтической деятельностью является деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 1 названной выше статьи под лекарственными средствами понимаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 г. № 301, ветеринарные препараты отнесены к коду 93 0000 4 «Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения».

Пунктом 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 г. № 898, предусмотрен перечень платных ветеринарных услуг, согласно которому клинические, лечебно-профилактические, ветеринарно-санитарные, терапевтические, хирургические, акушерско-гинекологические, противоэпизоотические мероприятия, иммунизация, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дегельминтизация, а также все виды лабораторных исследований, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, исследования и другие ветеринарные мероприятия, связанные с продажей племенных животных, оформление и выдача ветеринарных документов, консультации (рекомендации, советы) по вопросам диагностики, лечения, профилактики болезней всех видов животных и технологии их содержания относятся к платным ветеринарным услугам.



Пунктом 1 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Факт реализации Учреждением ветеринарных лекарственных средств без специального разрешения (лицензии), подтверждается материалами дела, а именно: актом от 01.02.2011 г., протоколом от 28.02.2011 г. № 03/ВН, журналом регистрации животных № 1-вет, квитанциями на оплату ветеринарных услуг №№ 816460, 816463, 816464, 674089, 816746, 816857, из которых следует, что владельцы животных оплачивали, в том числе предоставленные лекарственные средства и из которых не усматривается, что работником Учреждения действия по применению животным внутренне или наружно всего объема оплаченных лекарственных средств совершались во время вызова.

Учреждение возражений относительно факта выявленного правонарушения ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела в суд не представило.

Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

При таких обстоятельствах, доводы заявителя о наличии в действиях ГУП РК «Печорская станция по борьбе с болезнями животных» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, являются обоснованными.

В ходе судебного заседания арбитражным судом проверено соблюдение заявителем процедуры привлечения к административной ответственности, предусмотренной нормами КоАП РФ. Нарушения требований статей 26.2, 26.3, 28.1, 28.2 КоАП РФ арбитражным судом не установлены и ответчиком не заявлены.

Вместе с тем, арбитражный суд считает, что в данном случае имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, ввиду чего заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом нормы КоАП РФ не содержат исключений для применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения.

Таким образом, необходимо установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

В рассматриваемой ситуации арбитражный суд, оценив характер и степень общественной опасности совершенного Учреждением правонарушения, конкретные обстоятельства дела, приходит к выводу о том, что при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе оно не содержит особо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов отдельных граждан, населения, общества и государства непосредственно реализацией ответчиком лекарственных препаратов для животных, суду не представлено.

Сведениями о повторности привлечения Учреждения к административной ответственности за аналогичное нарушение суд не располагает.

Принимая во внимание перечисленные выше обстоятельства (в их взаимосвязи и совокупности), совершенное ответчиком правонарушение арбитражный суд признает малозначительным, в связи с чем Учреждение освобождается от административной ответственности с объявлением ему устного замечания.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Государственному учреждению Республики Коми «Печорская станция по борьбе с болезнями животных» объявить устное замечание.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в 10-дневный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья Д.А. Тарасов