Судебная практика

О предоставлении жилого помещения. Решение от 12 июля 2011 года № . Пермский край.

Березовский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Рюминой Г.И. при секретаре Кановой Г.И.

с участием помощника прокурора района Седеговой И.А. представителя администрации Березовского муниципального района Худеньких А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Березовка гражданское дело по иску прокурора района к администрации Березовского муниципального района о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Свириденко А.В. вне очереди жилого помещения.

Установил:

Прокурор Березовского района обратился с иском о возложении обязанности на администрацию Березовского муниципального района предоставления Свириденко А.В. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям на одного человека общей площадью не менее установленной нормы предоставления за счет денежных средств, выделенных Правительством Пермского края на эти цели..

В судебном заседании помощник прокурора района Седегова И.А. иск просит удовлетворить по доводам, указанным в исковом заявлении.

Истец Свириденко А.В. в судебном заседании не участвует по причине отсутствия денежных средств на транспортные расходы, исковые требования о предоставлении ему жилого помещения для проживания просил удовлетворить.

Представитель ответчика Худеньких А.А. иск признала, пояснив, что Свириденко А.В. имеет право на предоставление ему жилого помещения, но поскольку обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъектов РФ, а району денежные средства на эти цели не выделяются, администрация района не имеет пока возможности приобрести для Свириденко А.В. жилое помещение.

Представитель Министерства финансов Пермского края в судебном заседании не участвует, направлен отзыв о возможности рассмотрения дела без представителя 3 го лица, сообщено, что поскольку государственные полномочия по социальной поддержке детей- оставшихся без попечения родителей, в том числе и по обеспечению их жилой площадью переданы органам местного самоуправления, поэтому вопросы предоставления жилья решает администрация района, которая может использовать поступившие к ней субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд считает возможным удовлетворить требования прокурора.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки/ попечительства/.

Согласно ст.1 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года/ в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ/ под детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в том числе понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также остались без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав. В силу абзаца 2 ч.1 ст. 8 данного Закона дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства/ в черте соответствующего населенного пункта/ общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Кроме того, в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ жилое помещение детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья, предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. Финансирование дополнительных гарантий по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в том числе и обеспечение их жилыми помещениями осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « от 29.12.2004 года № 1939- 419 дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленным нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

Согласно подпунктам 1,2,8 Положения « О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 10.08.2006 года № 16-П с изменениями от 5 февраля 2009 года, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных районов и расходуются ими на приобретение/ строительство/ жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям -сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилах помещениях.

В судебном заседании установлено, что Свириденко <данные изъяты> родился ДД.ММ.ГГГГ. Отец записан со слов матери, отцовство не установлено. Мать Свириденко Т.В. Решением суда от 11.10. 2007 года была ограничена в родительских правах.

На регистрационном учете по предоставлению жилья Свириденко А.В. в администрации района значится с 31.10.2007 года. С декабря 2007 года по 2008 год находился в Ашапском детском доме, затем обучался в МОУ « Вечерняя/сменная/ общеобразовательная школа № 1 г.Кунгура Пермского края». л.д. 13. После окончания учебного заведения жилым помещением не был обеспечен, в настоящее время проживает вместе с матерью в Кишерском районе д.Саламатово д.1 кв.4 л.д. 12



Таким образом, Свириденко А.В. в силу норм ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, окончил пребывание в учебном заведении, а поскольку право на закрепленное за ним жилье отсутствует, Свириденко А.В. приобрел право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Данное право истца предполагает возложение соответствующей обязанности на орган исполнительной власти по месту его жительства.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, в не в порядке какой- либо очереди/ по списку внеочередников/. Жилищным Кодексом право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимости от наличия или отсутствия иных лиц также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, поэтому указанное право истца должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий и времени принятия их на учет.

Согласно сообщения Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю от 23.06.2011 года в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним права Свириденко А.В. не зарегистрированы. л.д. 15 Также право собственности истца не зарегистрировано и в ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края». л.д. 14

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если гражданин обратился с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав по обеспечению права на жилище.

При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить требования прокурора района о предоставлении жилья Свириденко А.В.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать администрацию Березовского муниципального района Пермского края предоставить Свириденко <данные изъяты> на семью из одного человека вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее установленной нормы в границах Березовского района за счет средств бюджета Пермского края.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березовский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Рюмина Г.И.