Судебная практика

Решение от 11 сентября 2006 года № А71-2785/2006. По делу А71-2785/2006. Удмуртская Республика.

Решение

г. Ижевск Дело № А71-2785/2006

11 сентября 2006 г. Г16

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2006 г. Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2006 г. Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Козленко В.Н., протокол судебного заседания вел судья Козленко В.Н., рассмотрел в судебном заседании дело по иску ГУП Учреждения ЯЧ91/9 ГУИН Минюста России по УР, г. Ижевск

к 1. Администрации г. Ижевска, г. Ижевск

МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска», г. Ижевск

3-е лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по УР, г. Ижевск

об обязании принять объекты в муниципальную собственность,

от истца: Трефилов А.А. – дов. № 19/59-449 от 03.02.2006г.

от ответчиков: 1) Сандалов М.В. – дов. № 01-23-1105 от 26.04.2006г.

Тетельбаум К.А. – дов. № 17-Д от 01.02.2006г.

Черепанова Ю.И. – дов. № 18-Д от 01.02.2006г.

от 3-го лица: Бурменко О.В. – дов. № 2 от 10.01.2006г.

Установил:

ГУП Учреждения ЯЧ91/9 ГУИН Минюста России по УР, г. Ижевск обратилось с иском в Арбитражный суд УР к 1. Администрации г. Ижевска, г. Ижевск, 2. МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска», г. Ижевск, 3-е лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по УР, г. Ижевск об обязании принять имущество с баланса истца в муниципальную собственность и подписать акты приема-передачи формы ОС-1.

Определением суда от 11.07.2006г. по ходатайству истца уточнены исковые требования, истец просит обязать ответчиков выполнить обязанности по приему-передаче имущества с баланса истца в муниципальную собственность по акту приема-передачи формы ОС-1 следующих объектов недвижимости, расположенных по адресу: 426000, УР, г. Ижевск, ул. Л. Толстого, д. 5, жилой дом площадью 105,2 кв.м.; 426000, УР, г. Ижевск, ул. Авиационная, д. 14, жилой дом площадью 211,8 кв.м.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ дело рассмотрено с перерывом в судебном заседании.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал. В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства:

В соответствии со ст. 296 ГК РФ, ст. 11 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы», договора о передаче государственному унитарному предприятию уголовно-исполнительной системы федерального имущества в хозяйственное ведение от 2002г. № 70-9 на балансе истца состоят спорные объекты недвижимости. Данное имущество внесено в Реестр федерального имущества с присвоением реестрового № 01800226. Согласно п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации…» объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежат передаче в муниципальную собственность. В связи с признанием утратившими силу Постановления Правительства РФ от 07.03.1995г. № 235 «О порядке передачи объектов ...» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2006г. № 437 и Распоряжения Президента РФ от 18.03.1992г. № 114-рп «Об утверждении Положения об определении по объектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности» в соответствии с Указом Президента РФ от 12.06.2006г. № 603, порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную определяется ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты..». Согласно ч.11 ст. 154 данного закона предложение о передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность направляются органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника федерального имущества, который принимает соответствующее Решение о передаче имущества. Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2005г. № 1700-р принято предложение Городской Думы г. Ижевска (Решения Городской Думы г. Ижевска от 25.04.2003г. № 104, Постановления Администрации г. Ижевска от 16.07.2003г. № 344) о передаче в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся на балансе истца. Во исполнение указанных нормативных актов Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по УР приняло Распоряжение от 07.11.2005г. № 579-р о передаче спорных жилых домов в муниципальную собственность г. Ижевска. Таким образом, есть все правовые основания и созданы необходимые условия для принятия спорных объектов в муниципальную собственность, и ответчик неправомерно уклоняется от исполнения установленных законом обязанностей.

Администрация г. Ижевска исковые требования не признала по мотивам, изложенным в отзыве, считает требования необоснованными по следующим основаниям. Пунктом 5 Положения «О порядке передачи объектов..», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 235 от 07.03.1995г., органы местного самоуправления в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утвержденной Министерством строительства РФ и Министерством финансов РФ форме. Истцом данная документация до настоящего времени надлежащим образом не оформлена. В соответствии с п. 2.5. Постановления администрации г. Ижевска от 16.07.2003г. № 344 истец обязан был представить расчеты и перечислить на расчетный счет МУ «ГЖУ-УК в ЖКХ г. Ижевска» финансовые средства на капитальный ремонт жилых домов и приведение их в технически исправное состояние согласно утвержденным сметам. Истцом не представлено доказательств выполнения этой обязанности. В настоящее время передача жилых домов (включая все квартиры данного дома) в муниципальную собственность невозможна, т.к. в них могут иметься приватизированные гражданами квартиры, находящиеся в частной собственности. Передача жилых домов в муниципальную собственность будет нарушать права других собственников квартир в многоквартирном доме, предусмотренные ст.ст. 30, 36 ЖК РФ и ст.ст. 288, 289, 290 ГК РФ. Кроме того, ответчик пояснил, что Постановление Правительства № 235 от 07.03.1995г. и Распоряжения Президента РФ от 18.03.1992г. № 114-рп, определявшие порядок передачи объектов в муниципальную собственность признаны утратившими силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2006г. № 437 и Указом Президента РФ от 12.06.2006г. № 603.

Второй ответчик - МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» иск не признал по следующим основаниям. 16.07.2003г. вышло Постановление Администрации г. Ижевска № 344 «О приеме в муниципальную собственность жилых домов и электросчетчиков от ГУП «Учреждения ЯЧ91/9 УИН по УР Минюста России». П. 2.5. данного Постановления предусмотрено, что истец обязан был предоставить расчеты и перечислить на расчетный счет ГЖУ финансовые средства на капитальный ремонт жилых домой и приведение их в технически исправное состояние согласно утвержденным сметам. ГЖУ неоднократно обращалось в адрес истца с просьбой выполнить ремонтные работы согласно актов технического состояния, либо перечислить денежные средства на выполнение этих работ, что истцом не было сделано. Согласно Устава МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска» является самостоятельным юридическим лицом, созданным Администрацией г. Ижевска для осуществления деятельности по организации содержания и эксплуатации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры в г. Ижевске, выполняя функции управления жилыми домами вне зависимости от формы собственности. Таким образом, ГЖУ никак не может «… выполнить обязанности по приему-передаче имущества … в муниципальную собственность и подписать акты приема-передачи..», а, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, ответчик пояснил, что Постановление Правительства № 235 от 07.03.1995г. и Распоряжения Президента РФ от 18.03.1992г. № 114-рп, определявшие порядок передачи объектов в муниципальную собственность признаны утратившими силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2006г. № 437 и Указом Президента РФ от 12.06.2006г. № 603.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по УР считает исковые требования обоснованными, поскольку согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности…» от 27.12.1991г. № 3020-1 объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежат передаче в муниципальную собственность. Поскольку Постановление Правительства РФ «О порядке передачи объектов…» № 235 от 07.03.1995г. и Распоряжение Президента РФ от 18.03.1992г. № 114-рп признаны утратившими силу, порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную определяется ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004г. Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2005г. № 1700-р принято предложение Городской Думы г. Ижевска о передаче в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся на балансе истца. Во исполнение указанных нормативных актов Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по УР приняло Распоряжение от 07.11.2005г. № 579-р о передаче спорных жилых домов в муниципальную собственность г. Ижевска. Таким образом, есть все правовые основания и созданы необходимые условия для принятия спорных объектов в муниципальную собственность, и ответчик неправомерно уклоняется от исполнения установленных законом обязанностей. Ссылка ответчиков на необходимость проведения и финансирования работ по ремонту и восстановлению спорных объектов жилищного фонда не основаны на действующем законодательстве. В п. 7 Постановления Правительства РФ № 235 от 07.03.1995г. установлено, что средства для финансирования содержания и эксплуатации объектов выделяются только в случаях, предусмотренных действующим законодательством и только после передачи объектов в муниципальную собственность. Кроме того, в соответствии с п. 5 Постановления обязанность по оформлению технической документации лежит на органе местного самоуправления.

Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, арбитражный суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, за истцом на праве хозяйственного ведения закреплены следующие объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности: жилой дом, расположенный по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Л. Толстого, 5 и жилой дом, расположенный по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Авангардная, 14. Указанные объекты включены в Реестр федерального имущества с присвоением реестрового номера 01800226. что подтверждается соответствующей выпиской из Реестра федерального имущества № 400 от 31.10.2005г.

Согласно п. 1 Приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения отнесены к муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 данного Постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3, должны быть переданы в муниципальную собственность городов и районов независимо от того, на чьем балансе они находятся.

Передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации, на баланс муниципальных образований должна была осуществляться в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 235 от 07.03.1995г. и Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности».

Указанные нормы предусматривают не право, а обязанность органов местного самоуправления принять на баланс объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию данных объектов.

Каких-либо дополнительных требований по поводу порядка передачи объектов в муниципальную собственность действующим законодательством не установлено.

Решением Городской Думы г. Ижевска от 25.04.2003г. № 104 Администрации г. Ижевска было разрешено в соответствии с вышеуказанными нормативными актами принять в муниципальную собственность спорные жилые дома, закрепленные за истцом на праве хозяйственного ведения. 16 июля 2003г. Администрацией г. Ижевска было принято соответствующее Постановление № 344 «О приеме в муниципальную собственность жилых домов и электросчетчиков от ГУ «учреждения ЯЧ-91/9 Управления исполнения наказаний по УР Минюста России».

Распоряжением Правительства РФ № 1700-р от 14.10.2005г. вышеуказанное предложение Городской Думы г. Ижевска о передаче в муниципальную собственность г. Ижевска вышеуказанных жилых домов (с электрооборудованием), находящихся в хозяйственном ведении истца.

В соответствии с данным распоряжением Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по УР приняло Распоряжение № 579-р от 07.11.2005г. о передаче в муниципальную собственность спорных объектов жилищного фонда.

На момент рассмотрения дела спорные жилые дома Администрацией г. Ижевска в установленном порядке в муниципальную собственность не были приняты.

Учитывая изложенные обстоятельства, исковые требования об обязании Администрации г. Ижевска принять в муниципальную собственность жилой дом, расположенный по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Л. Толстого, д. 5, и жилой дом, расположенный по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Авиационная, д. 14, подлежат удовлетворению. В иске к МУ «Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска», г. Ижевск следует отказать.

Возражения Администрации г. Ижевска со ссылкой на то, что истцом не оформлена техническая документация на жилые дома, подлежащие передаче, и акты приема-передачи по установленной форме, судом не принимаются, поскольку в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ № 235 от 07.03.1995г. обязанность по оформлению необходимой технической документации возложена на органы местного самоуправления, в собственность которых передаются соответствующие объекты.

Возражения первого ответчика о том, что передача жилых домов истцом в муниципальную собственность не может быть произведена, в связи с тем, что часть квартир в указанных домах приватизирована жильцами и при передаче домов будут нарушены права собственников квартир в многоквартирном доме, не приняты судом во внимание, т.к. ответчиком не представлены доказательства того, что собственниками квартир спорных домов для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома и общих помещений созданы товарищества собственников жилья, которыми приняты обязанности по содержанию и сохранению жилых домов.

Доводы ответчиков о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку Постановление Правительства № 235 от 07.03.1995г. и Распоряжения Президента РФ от 18.03.1992г. № 114-рп признаны утратившими силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2006г. № 437 и Указом Президента РФ от 12.06.2006г. № 603, судом отклоняются, поскольку в соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ № 325 от 07.03.1995г. ответчик обязан был принять жилые дома от истца в муниципальную собственность г. Ижевска в месячный срок с момента принятия соответствующего решения. Истец согласно штампу на почтовом конверте обратился с настоящим иском в суд 11.04.2006г., т.е. требование о передаче жилых домов в муниципальную собственность г. Ижевска истцом заявлено в период действия Постановления Правительства № 235 от 07.03.1995г. и Распоряжения Президента РФ от 18.03.1992г. № 114-рп. Несмотря на принятые Правительством РФ и Государственной Думой г. Ижевска решения о передаче спорных объектов, на момент предъявления иска и рассмотрения дела, обязательства по принятию Администрацией г. Ижевска данных объектов в муниципальную собственность не исполнены.

Возражения ответчиков со ссылкой на необходимость проведения и финансирования истцом работ по капитальному ремонту и приведению домов в технически исправное состояние, судом не принимаются, поскольку не основаны на действующем законодательстве. Спорные жилые дома являются объектами муниципальной собственности в силу федеральных нормативных актов и ответчик не вправе устанавливать какие-либо условия или ограничения при принятии объектов в муниципальную собственность. Учитывая изложенные обстоятельства, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований суд не усматривает.

На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на первого ответчика, при этом, поскольку истцу на основании определения суда от 18.05.2006г. была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики,

Решил:

Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Пермь путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия или в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья В.Н. Козленко