Судебная практика

Решение от 03 августа 2011 года № А19-11400/2011. По делу А19-11400/2011. Иркутская область.

Решение

г. Иркутск Дело № А19-11400/2011

«03» августа 2011г.

Резолютивная часть решения объявлена 27.07.2011г. Полный текст решения изготовлен 03.08.2011г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “ДорСибСтрой“ о признании незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц Общества с ограниченной ответственностью «ГАЛС».

при участии в судебном заседании:

от Заявителя: представителя по доверенности Шрамбиан Е.А., паспорт,

от МИ ФНС № 17 по Иркутской области: представителя по доверенность Гапоновой В.Н., удостоверение,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью “ДорСибСтрой“ (ОГРН 1023801535780, местонахождение: г. Иркутск, ул. Байкальская, 244) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области (местонахождение: г. Иркутск, ул. Советская, 55) по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц Общества с ограниченной ответственностью «ГАЛС».

В судебном заседании 26.07.2011г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 27.07.2011г.

Представитель Заявителя Шрамбиан в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

В обоснование заявленных требований Заявитель указал, что Общество, будучи кредитором ООО «ГАЛС», потеряло возможность возврата причитающихся денежных средств, в связи с тем, что в официальной публикации, содержащей Решение о предстоящем исключении ООО «ГАЛС» из ЕГРЮЛ не была указана информация о порядке и сроках направления кредиторами заявлений, а также адреса, по которому могут быть направлены такие заявления.

Кроме того, по мнению заявителя, налоговый орган не принял в виде отдельного акта решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Также заявитель полагает, что ООО «ГАЛС» следует отнести к действующему юридическому лицу, так как ему был предоставлен земельный участок под строительство.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области Гапонова в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.

В отзыве Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области указала, что в отношении ООО «ГАЛС» соблюдена процедура прекращения деятельности недействующего юридического лица, следовательно, оснований для признания незаконными действий инспекции не имеется.

Выслушав представителей Заявителя и регистрирующего органа, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд

Установил:

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (пункт 9 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“).

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

В силу пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает Решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - Решение о предстоящем исключении).

Пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ установлено, что Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с Решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений Решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Как следует из материалов дела, в отношении ООО «ГАЛС» ИНН 3809002455, Инспекцией ФНС России №12 по Иркутской области 07.07.2010 были сформированы справки за № 272 по форме: «О» - о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчётности, предусмотренных законодательством РФ; «С» - об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов. На основании вышеуказанных справок Инспекцией 09.07.2010 принято Решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ за № 1069.

Регистрирующий орган уведомил всех имеющихся кредиторов организации, в отношении которой принято Решение о предстоящем исключении, путём публикации сообщений в журнале «Вестник государственной регистрации» № 27 от 14.07.2010, что подтверждается журналом «Вестник государственной регистрации» №27 за 2010 год и размещено на сайте ФНС России в разделе “Сведения, опубликованные в журнале “Вестник государственной регистрации“ о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ“, что соответствует Регламенту организации работы налоговых органов по размещению в сети Интернет на сайте ФНС России сведений о юридических лица, утвержденному Приказом от 03.11.2006 N САЭ-3-09/765 @ “Об информировании участников гражданского оборота“.

Поскольку в установленный пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ трехмесячный срок заявления от заинтересованных лиц, указанных в пункте 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, в регистрирующий орган не поступили, в связи с чем, по истечении 15 дней, со дня окончания трехмесячного срока с момента опубликования Решений в журнале «Вестник государственной регистрации», Инспекцией правомерно исключено из ЕГРЮЛ ООО «ГАЛС» как прекратившее свою деятельность недействующее юридическое лицо, о чем имеется запись ГРН 2103850561571 от 02.11.2010.

При таких обстоятельствах оспариваемые действия об исключении юридического лица не нарушает права заявителя, поскольку последний в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении Общества из реестра юридических лиц не направил в регистрирующий орган соответствующего заявления.

Довод Заявителя о том, что в официальной публикации, содержащей Решение о предстоящем исключении ООО «ГАЛС» из ЕГРЮЛ не была указана информация о порядке и сроках направления кредиторами заявлений, а также адреса, по которому могут быть направлены такие заявления суд находит несостоятельным в связи со следующим.

В действующем законодательстве отсутствуют нормы права, обязывающие регистрирующий орган извещать о предстоящем исключении из реестра иначе, чем через публикацию в органах печати, где публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица.

Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Из содержания статьи 41 АПК РФ следует, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться своими процессуальными правами и нести процессуальные обязанности.

В силу статьи 6 Закона о регистрации, содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.

Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о ликвидации должника, при проявлении должной осмотрительности Общество вправе был отслеживать информацию о своем должнике.

Рассмотрев довод заявителя о непринятии налоговым органом в виде отдельного акта решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, суд считает необходимым указать следующее.

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ не содержит указание на необходимость принятия отдельного решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Суд полагает, что, как принятие в виде отдельного акта решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, так и отсутствие такого решения именно в виде отдельного акта, не влечет безусловного признания действий инспекции по исключению ООО «ГАЛС» из ЕГРЮЛ незаконными, учитывая, что при наличии оснований для такого исключения, налоговым органом полностью соблюдена процедура исключения ООО «ГАЛС» как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Заявитель считает, что ООО «ГАЛС» фактически имело возможность осуществлять деятельность и произвести расчет с заявителем, поскольку Обществу с ограниченной ответственностью «ГАЛС» муниципальным органом предоставлялся земельный участок под строительство.

Однако, данный довод суд считает несостоятельным, поскольку предоставление земельного участка под строительство не свидетельствует об осуществлении обществом предпринимательской деятельности на данном земельном участке.

Заявителем не представлены доказательства использования земельного участка, получения дохода от такого использования.

Кроме того, указанный земельный участок не находился в собственности у ООО «ГАЛС», т.е. не являлся имуществом, реализовав которое, общество могло бы произвести погашение своей задолженности перед заявителем.

При таких обстоятельствах оспариваемые действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц Общества с ограниченной ответственностью «ГАЛС» соответствует нормам действующего законодательства о государственной регистрации; исключение ООО “ГАЛС“ из ЕГРЮЛ совершено при наличии всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона о регистрации признаков недействующего юридического лица, и с соблюдением требований к процедуре исключения юридического лица.

В соответствии с ч.3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья О.П. Сураева