Судебная практика

Решение от 24 марта 1999 года . Решение от 24 марта 1999 года № . Ставропольский край.

Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Иванова *.*.

при секретаре Писковацкой *.*. ,

с участием:

помощника межрайонного Буденновского прокурора Мирошкиной *.*. ,

представителей администрации г. Буденновска: ведущего специалиста юридического отдела администрации г. Буденновска - Галкина *.*. , главного специалиста отдела образования администрации г. Буденновска - Гукосьянц *.*. , заведующего отделом образования администрации г. Буденновска - Матжанова *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Будённовского межрайонного прокурора к администрация муниципально­го образования городского округа города Буденновска о понуждении совершить определенные действия,

Установил:

Будённовский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением указав, что в ходе прокурорской проверки установлено, что с 1992 года на территории города Буденновска количество детских садов сократилось с 24 до 19, которые функционируют в настоящее время как муниципальные дошкольные учреждения. Общая численность детей, охваченных услугами дошкольного образования (в 19 муниципальных дошкольных учреждениях и 1 государственном дошкольном об­разовательном учреждении, подведомственном Министерству обороны Россий­ской Федерации) - 3066 человек. По состоянию на 01.07.2010 на 100 мест в ука­занных учреждениях претендуют 119 детей. Потребность в увеличении мест в детских дошкольных учреждениях еже­годно увеличивается: в 2007 году потребность составляла 750 человек, в 2008 -870, в 2009 - 1711. На 01.07.2010 местами в дошкольных учреждениях не обес­печено 2000 детей. В соответствии с. пп. 3 п. 1 ст. 31 Закона Данные изъятыФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации к компетен­ции местной администрации муниципального образования относится утвержде­ние долгосрочных целевых программ, финансируемых за счет средств местного бюджета.

Подпунктами 1, 2 и 20 п. 1 ст. 31 Устава городского округа города Буден­новска, утвержденного Думой города Буденновска Дата обезличена Данные изъяты установлено, что администрация города Буденновска разрабатывает проекты планов и про­грамм социально-экономического развития города Буденновска, бюджета города Буденновска, организует их исполнение; обеспечивает учет данных, необходи­мых для разработки проектов планов и программ социально-экономического раз­вития города Буденновска; организует предоставление общедоступного бесплат­ного дошкольного образования в городе Буденновске.



Администрацией муниципального образования городского округа г. Буден­новска действенных мер к развитию сети дошкольных учреждений не принима­ется, строительство детских дошкольных учреждений не ведется, муниципальных целевых программ в целях определения основных направлений деятельности в рамках реализации вопроса местного значения - общедоступность и бесплатность дошкольного образования не принято, что привело к необеспечению достаточно­го количества мест в дошкольных образовательных учреждениях города. Бездействие администрации города Буденновска нарушает конституцион­ное право жителей города Буденновска на общедоступность дошкольного обра­зования. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В связи с чем просит признать бездействие администрации городского округа города Буденновска в части необеспечения развития сети детских дошкольных образователь­ных учреждений незаконным. Обязать администрацию города Буденновска в срок до Дата обезличена года разработать и утвердить муниципальную целевую программу определяющую основные направления деятельности органов местного самоуправления го­рода Буденновска направленную на обеспечение общедоступности и бесплатно­сти дошкольного образования и обеспечить создание детских дошкольных учре­ждений в соответствии с потребностями жителей г. Буденновска в срок до Дата обезличена.

В судебном заседании помощник Буденновского межрайонного прокурора Мирошкина *.*. уточнила заявленные требования в части, а именно: обязать администрацию города Буденновска в срок до Дата обезличена года разработать и утвердить муниципальную целевую программу на 2011г. 2013 г., определяющую основные направления деятельности органов местного самоуправления го­рода Буденновска, направленную на обеспечение общедоступности и бесплатно­сти дошкольного образования и обеспечить создание детских дошкольных учре­ждений в соответствии с потребностями жителей г. Буденновска в срок до Дата обезличена г., уточненные требования поддержала и просила их удовлетворить.

В судебном заседании представители администрации г. Буденновска – Галкин *.*. , Матжанов *.*. , Гукосьянц *.*. просили суд отказать в удовлетворении требований в полном объёме указывая, что факт бездействия администрация муниципально­го образования городского округа города Буденновска не доказан.

Выслушав стороны, исследовав доводы заявления, материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Будённовского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно информации отдела образования администрации города Буденновска от 06.07.2010 года Данные изъяты на территории муниципально­го образования городского округа города Буденновска количество детских садов, функционировавших в 1992 г., - 24 сада. В настоящее время в реестре муниципального имущества города Буденновска состоит 19 муниципальных дошкольных образовательных учреждений - детских садов и одно

государственное дошкольное образовательное учреждение, подведомственное Министерству обороны Российской Федерации. Согласно акту обследования технического состояния детского сада №8 от 24 марта 1999 г. данное учреждение было ликвидировано (Постановление Главы города Буденновска от 26.05.99 г.Данные изъятып) Постановлением Главы Буденовской территориальной государственной администрации Ставропольского края от 14.01.2002 г. Данные изъяты детский сад Данные изъяты был исключен из государственного реестра. В связи с тем, что данное здание не могло быть использовано для приема детей дошкольного возраста согласно нормам Сан ПиНа, оно было перепрофилировано под Центр детско-юношеского туризма и экскурсий (Решение Думы города Буденновска от 28.02.2003 г. Данные изъяты).

Закрыты аварийные ведомственные детские сады - Данные изъяты лентоткацкой фабрики, Данные изъяты детский сад элеватора, Данные изъяты УБР, Данные изъяты .... Детский сад ремонтно-механического завода передан под детский дом. Все здания детских садов на территории города Буденновска используются по назначению, приватизации детских садов не осуществлялась.

Общая численность детей, охваченных услугами дошкольного образования (в 20 дошкольных учреждениях)- 3066 человек. Число детей на 100 мест в ДОУ - 119 человек. Количество детей, находящихся в очереди в ДОУ около 2-х тысяч. Руководитель отделом образования администрации города Буденновска Матжанов *.*. с вопросом о необходимости строительства детских садов выступал на выездном заседании Правительства Ставропольского края, заседаниях Думы г.Буденновска, в администрации города при заслушивании профильных вопросов, направлялись письма Губернатору СК, Государственную Думу СК, Министерство образования СК, а также при личных встречах с губернатором и министром образования.

Для решения проблем развития дошкольного образования на территории города Буденновска, в условиях повышения рождаемости и увеличения спроса на услуги учреждений системы дошкольного образования запланирован и осуществляется ряд мер: разработана проектно - сметная документация на строительство детского сада на 140 мест. Строительство планируется в 2011 году путем софинансирования федерального, краевого и местного бюджета; подготовлено объемно - планировочное Решение на строительство детского сада на 210 мест; планируется открытие группы кратковременного пребывания детей на базе МДОУ Данные изъяты, а также по желанию родителей открытие группы выходного дня на базе МДОУ Данные изъяты л.д.8-9).

Из положений ч.1 и ч.2 ст. 43 Конституции Российской Федерации следует, что каж­дый имеет право на образование, в Российской Федерации гарантируются обще­доступность и бесплатность дошкольного образования.



В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации» (далее Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского ок­руга относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного до­школьного образования на территории городского округа.

Положениями ст. 31 Устава городского округа города Буден­новска, утвержденного Думой города Буденновска 10.06.2005 № 60 Подпунктами 1, 2 и 20 п. 1 установлено, что администрация города Буденновска разрабатывает проекты планов и про­грамм социально-экономического развития города Буденновска, бюджета города Буденновска, организует их исполнение; обеспечивает учет данных, необходи­мых для разработки проектов планов и программ социально-экономического раз­вития города Буденновска; организует предоставление общедоступного бесплат­ного дошкольного образования в городе Буденновске.

Согласно Постановления Главы города Буденновска от Дата обезличенаг. Данные изъятып л.д.83) утверждена Ведомственная целевая муниципальная программа «Развитие образования города Буденновска на 2009-2010 годы», в мероприятия которой постановлено на очередной финансовый год, то есть 2009 год, предусмотреть средства для реализации Программы. В представленную в суд Программу вошли мероприятия по строительству детского сада на 140 мест в районе «Молодежный» и на 210 мест в микрорайоне - 1 г. Буденновскал.д.84.

Стороной ответчика в суд представлена Ведомственная целевая муниципальная программа «Развитие образования города Буденновска на 2009-2010 годы» л.д.94 – 106) с приложенными мероприятиями л.д.84-93).

Согласно характеристике проблемы, на Решение которой направлена целевая Программа в городе Будённовске для обеспечения прав граждан на получение дошкольного образования с 2000 года функционируют 20 дошкольных образова­нных учреждений, из них 19 муниципальных, 1 - государственный (МО РФ). Все здания старой постройки л.д. 98).

С 1998 года по 2000 год в городе в связи с аварийным состоянием закрыты 4 МДОУ: Данные изъяты на 56 мест, Данные изъяты на 140 мест, Данные изъяты (ведомственный) на 52 места, Данные изъяты (ведомственный) на 65 мест. Сеть дошкольных учреждений города рассчитана на 2419 мест при наполняемости 2755. МДОУ города укомплектованы на 115 %. С 1988 года строительство детских садов не было. 19 дошкольных учреждений посещают 2800 воспитанников, с которыми работают 256 педагогов. В условиях повышения рождаемости и увеличения спроса на услуги учреждений системы дошкольного образования город нуждается в строительстве новых детских садов, а также комплекса; детский сад-школа. Учитывая высокую загруженность дошкольных образовательных учреждений города, а также имеющуюся в них очередность, немаловажным фактором является проведение мероприятий по оптимизации сети образовательных учреждений города л.д. 99).

Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации к компетен­ции местной администрации муниципального образования относится утвержде­ние долгосрочных целевых программ, финансируемых за счет средств местного бюджета.

При этом в п.9 Программы предусмотрено, что отдел образования представляет в администрацию города Будённовска отчеты о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы. Государственный заказчик - отдел образования администрации города Будённовска в частности подготавливает в установленном порядке отчеты о ходе реализации мероприятий Программы, уточняет предложения по мероприятиям Программы на очередной финансовый год, а также затрат по их осуществлению; проводит мониторинг результатов реализации мероприятий Программы; несет ответственность за своевременное и качественное внедрение мероприятий Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы.

Стороной ответчика в суд представлен градостроительный план земельного участка Данные изъяты от 26 июня 2009 года на строительства детского сада на 140 мест по адресу: г. Буденновск ул. ... на 50 листах л.д. 16 – 64) с градостроительным заключением, с технической документацией и экспертным заключением по отводу земельного участка Данные изъяты от 11.12.2008 года находящемся по адресу Ставропольский край г. Буденновск, микрорайон ...» ул. ...». При этом из исследуемого плана усматриваются разночтения в части месторасположения объекта.

Ответчиком в суд также представлено: положительное заключение государственной экспертизы объекта капитального строительства – детского сада на 140 мест в г. Буденновске от 28 августа 2009 года л.д.69 – 82); свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от 09.07.2009 г. л.д.65); Анализ возрастной и социальной структуры детского населения по состоянию на Дата обезличена года л.д.66- 67); Перечень строек и объектов предлагаемых к финансированию и краевого бюджета СК на2008 – 2010 годах л.д.69).

Суд, исследовав доказательства в их совокупности, считает, что администрацией муниципального образования городского округа г. Буден­новска действенных мер к развитию сети дошкольных учреждений не принима­ется, строительство детских дошкольных учреждений фактически не ведется. Средства на их проведение не выделяются. При этом, учитывая высокую загруженность дошкольных образовательных учреждений города, а также имеющуюся в них очередность, эффективных мер, направленных на улучшение проведения мероприятий по оптимизации сети образовательных учреждений города не принимается. Действенной и эффективной муниципальной целевой программы, определяющей основные направления деятельности органов местного самоуправления го­рода Буденновска, направленной на обеспечение общедоступности и бесплатно­сти дошкольного образования и обеспечения создания детских дошкольных учре­ждений в соответствии с потребностями жителей г. Буденновска не принято, а утвержденная Ведомственная целевая муниципальная программа привела к настоящему времени к необеспечению достаточно­го количества мест в дошкольных образовательных учреждениях города. Таким образом, усматриваются периоды бездействия администрации города Буденновска нарушающие конституцион­ное право жителей города Буденновска на общедоступность дошкольного обра­зования. Следовательно, возражения ответчика несостоятельны, поскольку им не обеспечено достаточно­го количества мест в дошкольных образовательных учреждениях города Буденновска.

Постановлением губернатора Ставропольского края от Дата обезличена г внесены изменения в долгосрочную краевую целевую адресную инвести­ционную программу на 2010-2012 годы, утвержденную Постановлением Правительства Ставропольского края от Дата обезличена г. 258-п, в частности, - в подраздел «Подпрограмма «Развитие сети дошкольных образо­вательных учреждений в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы» подразде­ла Ш «Краевая целевая программа «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы».

Из представленного стороной ответчика доказательства не усматривается мероприятий направленных на развитие сети дошкольных учреждений муниципального образования городского округа г. Буден­новска.

Разрешая вопрос о судебных расходах в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ суд не находит оснований для взыскания судебных расходов, поскольку органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, от уплаты государственной пошлины освобождаются.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд делает вывод о том, что Будённовский межрайонный прокурор доказал обоснованность своих требований о понуждении совершить определенные действия администрацией муниципально­го образования городского округа города Буденновска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГП К РФ,

Решил:

Требования Будённовского межрайонного прокурора о понуждении совершить определенные действия удовлетворить в части не обеспечения развития сети детских дошкольных образователь­ных учреждений, признав бездействие администрации городского округа города Буденновска незаконным.

Обязать администрацию города Буденновска в срок до Дата обезличена года разработать и утвердить муниципальную целевую программу на 2011 г. - 2013 г., определяющую основные направления деятельности органов местного самоуправления го­рода Буденновска, направленную на обеспечение общедоступности и бесплатно­сти дошкольного образования и обеспечить создание детских дошкольных учре­ждений в соответствии с потребностями жителей г. Буденновска в срок до Дата обезличена г.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, с 23 августа 2010 года.

Судья Иванов *.*.