Судебная практика

Об оспаривании действий, связанных с отказом включить воинсукую должность заявителя, на которой он проходил военную службу, в перечень военнослужащих специалистов ядерного оружейного комплекса, которые имеют правло на полу. Решение от 24 августа 2010 года №. Ленинградская область.

Выборгский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении военного суда в составе: председательствующего - судьи Семукова *.*., при секретаре Малининой *.*., с участием заявителей Бондаренко *.*., Блидченко *.*., Баева *.*., Микова *.*., Каткова *.*., представителя ответчика Гурова *.*., рассмотрев гражданское дело по заявлениям бывших военнослужащих полковников запаса Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О. и Ф.И.О. об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с отказом представить Министру обороны РФ их воинские должности для включения их в перечень должностей военнослужащих специалистов ядерного оружейного комплекса, которые имеют право на получение социальной поддержки,

Установил:

Бондаренко *.*., Блидченко *.*., Баев *.*., Миков *.*. и Катков *.*. обратились
в Выборгский гарнизонный военный суд с заявлениями, в которых просят обязать командира войсковой части № представить Министру обороны РФ включить их воинские должности, на которых они проходили военную службу, в перечень должностей военнослужащих специалистов ядерного оружейного комплекса, которые имеют право на получение социальной поддержки.

В судебном заседании Бондаренко *.*., Блидченко *.*., Баев *.*., Миков *.*. и Катков *.*. свои требования поддержали, пояснив, что до увольнения с военной службы проходили военную службу на должностях:

Бондаренко *.*. - начальника политического отдела - заместителя командира войсковой части №;

Блидченко *.*. - заместителя начальника 1 научно-исследовательского испытательного управления по военно-политической работе войсковой части №;

Баев *.*. - начальника политического отдела - заместителя командира войсковой части №;

Миков *.*. - начальника военно-политического отдела - заместителя командира войсковой части №;

Катков *.*. - начальника политического отдела - заместителя командира войсковой части 52015.

На неоднократные обращения к командиру войсковой части № о представлении их должностей Министру обороны РФ для включения их в Перечень должностей, дающий право на выплату социальной поддержки, получали отказы со ссылкой на то, что их должности не предусматривали участия в видах деятельности, определенных в Указе Президента РФ от 23 августа 2000 года №1563, а именно непосредственного участия в хранении, техническом обслуживании, транспортировке, подготовке к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, предупреждении и ликвидации аварий с ядерными зарядами и ядерными боеприпасами. Однако данное утверждение ответчика не соответствует действительности, поскольку в период прохождения военной службы они отвечали за состояние боевой готовности части и принимали непосредственное участие в различных видах деятельности, определенных в вышеназванном Указе Президента РФ. Так, Миков прошел переподготовку в войсковой
части №, после чего участвовал в регламентных работах по обслуживанию ядерных боеприпасов, в связи с чем получил онкологическое заболевание. Также участвовал в разгрузке ядерных боеприпасов в ходе Карибского кризиса. Блидченко в течение 6 лет проходил военную службу на Семипалатинском полигоне и принимал непосредственное участие во всех видах работ по обслуживанию ядерных боеприпасов.

Представитель ответчика Гуров *.*. требования заявителей не признал, пояснив, что на командира войсковой части № не возложена обязанность по представлению Министру обороны РФ должностей заявителей, на которых они проходили военную службу, для включения их в Перечень должностей, дающий право на выплату социальной поддержки. Постановлением Правительства РФ №548-38 от 1 сентября 2005 года право утверждать Перечень воинских должностей, дающих право на выплату социальной поддержки, предоставлено Министру обороны РФ. Кроме того, согласно обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2008 года, для решения вопроса о праве заявителей на получение социальной поддержки необходимо соблюдение двух условий: во-первых, соответствующий вид деятельности военнослужащих должен быть указан в Перечне видов деятельности, утвержденных Указом Президента РФ №1563 от 23 августа 2000 года и, во-вторых, организации и воинские части, где военнослужащие проходили военную службу, должны входить в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществлялся этот вид деятельности. Из чего следует, что для выплаты заявителям социальной поддержки, необходимости включения их должностей в утверждаемый Министром обороны РФ Перечень, не имеется.

Выслушав объяснения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявлений исходя из следующего.

Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года №1563 “О неотложных мерах социальной поддержки специалистов
ядерного оружейного комплекса Российской Федерации“ для специалистов ядерного оружейного комплекса РФ были установлены меры социального характера, а также утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ, участие в которой дает право на социальную поддержку.

Подпунктом “д“ пункта третьего данного Указа Правительству Российской Федерации предписано утвердить перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки. Названный Перечень, в который включены действующие организации и воинские части, утвержден Правительством Российской Федерации 17 ноября 2000 года.

Исходя из содержания приведенных выше правовых норм, право на получение социальной поддержки, предусмотренной этим Указом, возникает при наличии двух условий: во-первых, соответствующий вид деятельности должен быть указан в Перечне видов деятельности; во-вторых, вхождение организаций и воинских частей в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляется этот вид деятельности.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 949 “О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации“ Правительству РФ поручено определить перечень расформированных воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, в которых осуществлялись виды деятельности, предусмотренные Перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года №1563. Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 2005 г. №949 вступил в силу с 1 августа 2005 года. Перечень расформированных воинских частей утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 года.

Поскольку вхождение воинской части в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав
ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, является обязательным условием получения социальной поддержки, а Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 949, в соответствии с которым был утвержден Перечень расформированных воинских частей, вступил в силу с 1 августа 2005 г., то лица, уволенные с военной службы и осуществлявшие в период ее прохождения деятельность, предусмотренную Перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года №1563 “О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации“ в воинских частях, впоследствии расформированных (включенных в Перечень расформированных воинских частей), имеют право на пересмотр пенсий с 1 августа 2005 года.

Указанная позиция высказана Верховным Судом РФ в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2008 года.

Из чего следует, что для решения вопроса о пересмотре заявителям пенсий и выплаты им социальной поддержки, необходимости включения их должностей в утверждаемый Министром обороны РФ Перечень, не имеется.

Однако, из обстоятельств дела видно, что заявители обратились в суд с требованиями обязать командира войсковой части № представить Министру обороны РФ воинские должности, на которых они проходили военную службу, для включения их в Перечень должностей специалистов ядерного оружейного комплекса РФ, имеющих право на выплату социальной поддержки.

Между тем, такая обязанность на командира войсковой части № не возложена, поскольку представление должностей для включения их в указанный Перечень производится по указанию Министра обороны РФ, которому в соответствии с Постановлением Правительства РФ №548-38 от 1 сентября 2005 года, предоставлено право утверждать данный Перечень.

В тоже время, в судебном заседании установлено, что заявители проходили военную службу на воинских должностях: Бондаренко *.*. -
начальника политического отдела - заместителя командира войсковой части №; Блидченко *.*. - заместителя начальника 1 научно-исследовательского испытательного управления по военно-политической работе войсковой части №; Баев *.*. - начальника политического отдела - заместителя командира войсковой части №; Миков *.*. - начальника военно-политического отдела - заместителя командира войсковой части 99795; Катков *.*. - начальника политического отдела - заместителя командира войсковой части №.

Воинские части, в которых они проходили военную службу, относятся к 12 Главному управлению Министерства обороны РФ и имели в своём штате воинские должности, исполнение обязанностей по которым, предусматривало участие в утвержденных Указом Президента РФ №1563 от 23 августа 2000 года Перечне видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса РФ и давало право на получение социальной поддержки.

Вместе с тем, вопрос о пересмотре заявителям начисляемой пенсии с учетом подтверждения ими фактов осуществления в период прохождении военной службы видов деятельности, указанных в вышеназванном Перечне, а также вхождении их воинских частей в Перечень организаций и воинских частей ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, должен разрешаться в военном комиссариате, где находятся их личные дела и производится расчет причитающейся пенсии.

Таким образом, для решения вопроса о наличии у заявителей права на выплату социальной поддержки им необходимо обратиться с соответствующими заявлениями о пересмотре размера пенсии в Ленинградский областной военный комиссариат, а в случае отказа в их удовлетворении оспорить эти действия федеральном суде общей юрисдикции по месту нахождения ответчика.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявлений у суда не имеется.

Поскольку заявление удовлетворению не подлежит, то судебные расходы, понесенные заявителями по уплате государственной пошлины за обращение с заявлением в суд, в соответствии со ст.98
ГПК РФ, возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 98, 194 - 198, 256, 258 ГПК РФ, военный суд -

Решил:

Заявления полковников запаса Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О. и Ф.И.О. - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Выборгский гарнизонный военный суд в десятидневный срок со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий по делу:

Судья *.*. Семуков