Судебная практика

Решение от 21 августа 2010 года . Решение от 21 августа 2010 года № . Амурская область.

Благовещенский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Бабича *.*. , при секретаре Каптюр *.*.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.И.О. к ФИО1 о начислении пенсии с повышенным районным коэффициентом,

Установил:

Гайдамака *.*. обратился в суд с иском в обоснование которого указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ с *** года. Пенсионное обеспечение осуществляется ФИО1 в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Пенсия исчисляется исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет с учетом районного коэффициента. В соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» пенсия военным пенсионерам назначалась бессрочно (пожизненно) и исчислялась с *** года с применением районного коэффициента 1,4. С введением в действие Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсия с *** года переназначена бессрочно (пожизненно) также с применением районного коэффициента 1,4, который учитывался в расчетах пенсии до *** года. С *** года ФИО1 без извещения и разъяснения причины в нарушение Закона снизил районный коэффициент с 1,4 до 1,2. Заниженный коэффициент 1,2 ответчиком применяется до настоящего времени. Таким образом, ответчик отнял у истца пожизненное право на исчисление и перерасчеты пенсии с применением районного коэффициента 1,4. О снижении районного коэффициента с 1,4 до 1,2 истцу стало известно из расчетных листков пенсии в *** года. В досудебном порядке истец обратился в ФИО1 с просьбой восстановить районный коэффициент 1,4 в соответствии с действующим законодательством и выплатить образовавшуюся задолженность. Однако получил отказ с мотивировкой, что районный коэффициент приведен в соответствие с действующим законодательством. Снижение районного коэффициента произведено согласно письму первого заместителя Министра обороны РФ от *** года ***. Телеграммой ОБЫК *** отдельным ФИО1 и военным комиссариатам республик, краев, областей ДВО, подписанной начальником финансово-экономического управления ДВО генералом Громовым, приказано пересчитать пенсии с применением коэффициента, установленного Постановлением Госкомтруда СССР от *** года *** и о проделанной работе сообщить к *** года. Полагает, что изменение составляющих пожизненно назначенной ему пенсии произведено незаконно. Истец проходил службу в отдаленных местностях и после увольнения на пенсию постоянно проживает в Амурской области, также отнесенной к отдаленной местности Постановлением Совета Министров СССР *** и приказом Министра обороны СССР ***, которыми определены льготы для отдаленных местностей. Информация о снижении районного коэффициента с *** года нигде не опубликована. Разъяснений на основании каких нормативно правовых документов произведено снижение районного коэффициента от Военного комиссариата истец не получал. Постановлением Правительства РФ от *** года *** ряду ведомств, в том числе Министерству обороны, предоставлено право применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. На основании указанного постановления Правительства РФ был издан приказ Министра обороны РФ от *** года ***, определивший, что в Амурской области для оплаты труда гражданского персонала воинских частей применяются районные коэффициенты, иные, чем ранее были установлены органами власти СССР в *** и *** годах. В частности для местности, где проходил службу истец на момент увольнения на пенсию, районный коэффициент согласно приказу *** установлен 1,3 и денежное довольствие истца исчислялось с применением данного коэффициента. Согласно разъяснению начальника финансово-экономического управления ДВО генерала Громова от *** года коэффициент 1,4 применяется при исчислении денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу в *** коэффициента пенсионерам, ранее проходившим военную службу, нарушает требования о соблюдении единства основных норм денежного довольствия, которые определены ФЗ «О статусе военнослужащих» и обязательны для исполнения Правительством РФ и органами военного управления Минобороны РФ. Кроме того, Постановлением Главы администрации Амурской области и Президиума Совета федерации профсоюзов Амурской области от *** года *** для г.Благовещенска был установлен районный коэффициент 1,3, который применяется до настоящего времени для оплаты труда работников непроизводственных отраслей. Районный коэффициент 1,3 также применяется для оплаты труда работников бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, госслужащих Амурской области, муниципальных служащих, сотрудников органов УВД, суда и прокуратуры, а также для исчисления пенсий пенсионерам ФСБ РФ. Таким образом, в Амурской области, за исключением районов, приравненных к районам Крайнего Севера, для оплаты труда всех работающих по факту применяется районный коэффициент 1,3. Только Министерство обороны РФ снизило районный коэффициент с 1,3 до 1,2. Согласно расчетным листкам пенсии на день увольнения на пенсию истцу был установлен районный коэффициент 1,4, который применялся в расчетах до *** года. В период с *** года по настоящее время при расчетах пенсии ответчик применяет районный коэффициент 1,2. Считает, что уменьшение районного коэффициента, установленного на момент выхода истца на пенсию, является фактическим пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм пении, которые бы причитались истцу в случае применения в расчетах ранее установленного коэффициента. По смыслу положений Закона РФ от *** года *** пенсия назначена истцу пожизненно. В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии со ст.ст. 3, 8, 12, 13, 15. 16, 1064, 1069, 1071 ГК РФ ответчиком в результате несвоевременного перерасчета пенсии нарушены имущественные права истца и нанесен материальный ущерб. Поэтому истец просит восстановить с *** года его право на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,4, обязав ФИО1 производить исчисление пенсии с *** года с применением районного коэффициента 1,4, взыскать с ответчика недоплаченную пенсию за период с *** года по *** года в сумме 80988 руб. 40 коп.

Истец Гайдамака *.*. , представитель ответчика ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просят о рассмотрении дела без своего участия. Поэтому руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд Определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

В письменных возражениях на иск представитель ответчика ФИО1 ФИО0 указал, что Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от *** года *** установлен районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Амурской области, кроме районов Селемджинского, Зейского и Тындинского (в этих районах районный коэффициент установлен 1,3 Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от *** года ***). Данный правовой акт не противоречит Закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу....». Поскольку до настоящего времени другого право Ф.И.О. в РФ не принято, продолжают действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, это подтверждено разъяснением Постановления Министерства труда и социального развития РФ от *** года ***. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** года *** «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Совета народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территориях минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществлялись за счет средств предприятий, организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов. На основании указанного закона было издано Постановление Главы администрации Амурской области от *** года ***, по которому предприятиям и организациям было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить к заработной плате рабочих и служащих предельный районный коэффициент 1,3. При этом затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов по мере изыскания средств и решению органов государственного управления. Таким образом, повышенный районный коэффициент 1,4 установлен органом государственной власти субъекта РФ и применяться при исчислении пенсии военным пенсионерам не может, поскольку выплата пенсий им производится из средств федерального бюджета. Истцу до *** года ошибочно выплачивался районный коэффициент 1,3 с выходом Постановления Главы администрации Амурской области от *** года ***, но так как выплата районного коэффициента 1,4 должна была производиться за счет средств местных органов власти, которые приняли это Постановление, а при исчислении пенсий военным пенсионерам этот районный коэффициент может применяться только при условии выделения дополнительных бюджетных средств, которые не выделялись ответчику и не выделяются до настоящего времени, то с *** года во исполнение указания Первого Заместителя Министра обороны РФ от *** года *** и телеграммы начальника Финансово-экономического Управления Дальневосточного военного округа ***, выплата районного коэффициента была приведена в соответствие с районным коэффициентом 1,2, уста Ф.И.О. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от *** года ***. Доводы истца о том, что ответчик должен был поставить пенсионера в известность о причинных снижения ему районного коэффициента несостоятельны, так как вышеназванные нормативно-правовые акты являются официальными и подлежали опубликованию в установленном законом порядке в средствах массовой информации и каждый гражданин, интересы которого они затрагивали в той или иной мере, мог самостоятельно знакомиться с ними. Ответчиком не производилось взыскание денежных средств с истца, выплачиваемых вплоть до *** года в результате ошибочно примененного районного коэффициента в большем размер, чем это предусмотрено законом и заложено в федеральный бюджет. Таким образом, право истца нарушено не было. Доводы истца о том, что уменьшение размера пенсии произведено незаконно с *** года также несостоятельны, так как в силу ст. 55 Закона РФ *** от 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...», а также ст. 121 Закона РФ от *** года *** «О государственных пенсиях в Российской Федерации» при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили эти обстоятельства. Изменения в Постановление Главы администрации Амурской области от *** года *** внесены Постановлением Главы администрации Амурской области и Президиума Совета Федерации профсоюзов от *** года, а пенсия истцу пересчитана только с *** года, при этом сам размер пенсии не уменьшился, а наоборот увеличился. Согласно Закону, финансирование пенсий военнослужащих и приравненных к ним лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством. Акта федерального уровня, определяющего районный коэффициент в Амурской области в размере 1.4, не имеется. Поэтому просил в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Удостоверением серии *** от *** года подтверждается, что Гайдамака *.*. проходил действительную военную службу, является военным пенсионером в звании прапорщика и с *** года получателем пенсии за выслугу лет.

Расчетными листками подтверждаются доводы истца о том, что на день увольнения на пенсию ему был установлен районный коэффициент 1,4, который применялся в расчете пенсии до *** года. С *** года при расчете пенсии за выслугу лет применяется районный коэффициент 1,2. Служба истца до увольнения на пенсию проходила в районах Амурской области, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом.

В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ст. 8) пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».



Согласно ст. 43 этого Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В соответствии со ст. 48 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Названный закон не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.

Поскольку до настоящего времени нет федерального закона, устанавливающего размер районных коэффициентов, следует применить нормативные акты Союза СССР, поскольку они не противоречат Конституции РФ и законам РФ.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местностей, в которых истец проходил службу, установлен Постановлением Совета Министров СССР от *** года *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** г. *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2. Коэффициент 1,4 в местностях, указанных в этих документах, не устанавливался.

Федерального закона или иного нормативного акта, устанавливающего повышенный размер оплаты труда работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, которым могло бы противоречить Постановление от *** года *** и Постановление от *** года *** в настоящее время не имеется.

Таким образом, при исчислении пенсии за выслугу лет истцу в соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона РФ *** от *** года следует руководствоваться Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** года ***, которым для Амурской области установлен районный коэффициент 1,2.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** года *** “О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера“ Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

В этом же документе предусмотрено, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

На основании данного постановления Главой Администрации Амурской области и Президиумом Совета федерации профсоюзов Амурской области принято Постановление *** от *** года «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,4 (для ***, где проживает истец). Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.



Таким образом, районный коэффициент в размере 1,4 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,4 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.

Согласно Закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.

Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** года (***).

Учитывая изложенное, суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что при назначении истцу пенсии районный коэффициент в размере 1,4 был применен ошибочно.

Вместе с тем, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

В силу ст. 49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции Федерального закона от *** года ***) пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии. Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

В соответствии со ст. 55 этого Закона при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.

По смыслу приведенных норм права, действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности пересмотра назначенной военнослужащему пенсии в сторону ее уменьшения.

Согласно ст. 49 этого Закона в редакции, действующей по состоянию на *** года (дата изменения районного коэффициента, применяемого в расчете пенсии истца), а также в редакции, действующей на момент рассмотрения спора, пенсии военных пенсионеров подлежали пересмотру в следующих случаях:

при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;

при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением;

при повышении установленного Федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

Других оснований к пересмотру назначенной военнослужащему пенсии указанный Закон, а также Постановление Правительства РФ от *** года *** «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» не предусматривали.

Также действующее законодательство не предусматривало порядка пересмотра (уменьшения) районного коэффициента, ошибочно назначенного при определении размера пенсии военнослужащего.

Ведомственными актами Министерства обороны Российской Федерации данный вопрос не регулировался.

Суд считает, что уменьшение размера районного коэффициента, установленного на момент увольнения истца на пенсию, является фактическим пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм пенсии, которые бы причитались истцу в случае применения в расчетах ранее установленного районного коэффициента.

В этой связи заслуживает внимания, что по смыслу положений Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсия назначена истцу пожизненно. Ответчик официально не уведомлял истца о принятии решения об уменьшении применяемого в расчетах пенсии районного коэффициента, о причинах уменьшения коэффициента, о том, что это уменьшение будет действовать во всех дальнейших расчетах пенсии.

В силу ч. 2 ст. 58 этого же закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Учитывая изложенное, суд считает, что ответчиком нарушено право истца на получение пенсии, исчисленной с применением районного коэффициента 1,4. Требование истца о восстановлении нарушенного права обосновано и подлежит удовлетворению. На ответчика следует возложить обязанность производить начисление пенсии Гайдамака *.*. с *** года с применением районного коэффициента 1,4.

Из помесячных расчетов недоплаченной истцу пенсии за выслугу лет, представленных сторонами, следует, что разница в размере пенсии, исчисленной с районным коэффициентом 1,4 и с районным коэффициентом 1,2, согласно расчету истца составляет 80988 руб. 40 коп., согласно расчету ответчика 78820 руб. 05 коп.

Расчет недоплаченной истцу пенсии, произведенный ответчиком, суд признает правильным и подлежащим принятию, поскольку указанные в нем суммы соответствуют данным в расчетных листках, в связи с чем, с ФИО1 в пользу Гайдамака *.*. подлежит взысканию недоплаченная пенсия за период с *** года по *** года в сумме 78820 руб. 05 коп.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ

Решил:

Обязать ФИО1 производить начисление пенсии Ф.И.О. с ***г. с применением районного коэффициента в размере 1,4.

Взыскать с ФИО1 в пользу Ф.И.О. недоплаченную пенсию за период с ***г. по ***г. в сумме 78820 (семьдесят восемь тысяч восемьсот двадцать) рублей 05 копеек.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение десяти дней через Благовещенский городской суд.

Председательствующий *.*. Бабич