Судебная практика

Решение от 19 мая 2011 года . Решение от 19 мая 2011 года № . Алтайский край.

Заринский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего Чубуковой *.*.

При секретаре Топорковой *.*.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Прокурора Заринского района в интересах Ткаченко *.*. к

к ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об оспаривании бездействия, возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

Установил:

Прокурор Заринского района обратился в суд с иском в интересах инвалида <данные изъяты> Ткаченко *.*. , в котором просил признать бездействие филиала № ГУ - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования в предоставлении путевки Ткаченко *.*. на санаторно-курортное лечение, незаконным; возложить обязанность на филиал № ГУ- Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Ткаченко *.*. путевку на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета.

В обоснование иска ссылался на то, что Ткаченко *.*. обратилась в прокуратуру Заринского района с заявлением по вопросу необеспечения ее путевкой на санаторно-курортное лечение.

Проведенной прокуратурой проверкой было установлено, что

Ткаченко *.*. обращалась в филиал № ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение в 2010г. Однако путевка ей не была выделена до настоящего времени, что противоречит требованиям Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ, предусматривающего право гражданина на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, п.1 ч.1 ст. 6.2 этого же Закона, в силу которого в состав набора социальных услуг включено предоставление гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 ФЗ № 178-ФЗ от 17.07.1999, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение.



Свое обращение в суд с иском в интересах гражданина прокурор обосновал тем, что в силу норм гражданского процессуального законодательства прокурор вправе обратиться в суд в интересах граждан, в случае обращения к нему граждан о защите нарушенных социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

В предварительном судебном заседании прокурор уточнил наименование ответчика, в окончательном варианте просил признать бездействие ГУ -Алтайское региональное отделение фонда социального страхования в предоставлении путевки Ткаченко *.*. на санаторно-курортное лечение, незаконным; возложить обязанность на ГУ- Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Ткаченко *.*. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета ( л.д. 21).

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Привлеченная к участию в деле в качестве истца Ткаченко *.*. , надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 28), в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие ( л.д. 20).

Опрошенная в предварительном судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что инвалидность ей установлена бессрочно. Она обращалась в Фонд социального страхования с заявлением на получение путевки, где ей сказали, что ее заявление могут удовлетворить примерно через пять лет. Путевку ей так и не предоставили, хотя она от нее не отказывалась ( л.д. 24-25).

Представитель ответчика ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела ( л.д. 30-31), в судебное заседание не явился.

Согласно письменной информации ответчика, направленной в прокуратуру Заринского района, обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных из федерального бюджета, иных источников финансирования предоставления Фондом гражданам льготной категории путевок на санаторно-курортное лечение Федеральным законом от 28.11.2009 № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» не предусмотрено. Таким образом, Фонд производит обеспечение нуждающихся граждан льготной категории путевками исключительно в пределах выделенных из федерального бюджета средств. Из-за недостаточности объема выделенных Фонду средств для удовлетворения заявлений всех нуждающихся в санаторно-курортном лечении граждан-получателей социальных услуг у исполнительных органов Фонда имеются неисполненные обязательства перед гражданами льготных категорий, подавших заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в предыдущие годы ( л.д.11-13).

Выслушав прокурора, истца Ткаченко *.*. , исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. № 178-ФЗ государственная социальная помощь - это предоставление социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров определенной законом категорий граждан.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.



Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Таким образом, данный закон закрепляет право определенной категории граждан на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение санаторно-курортной путевки при наличии определенных обстоятельств (медицинских показаний, отказа от денежной компенсации и др.). Однако закон не устанавливает ограничений при равном праве граждан на получение путевки, по которым одним гражданам путевка выдается, а другим может быть отказано в ее предоставлении, тем более закон не предусматривает в качестве такого основания недостаточное финансирование.

В связи с этим суд приходит к выводу, что вне зависимости от того, что данная социальная помощь является услугой, а не льготой или мерой социальной поддержки, при наличии права гражданина на ее получение соответствующий орган обязан предоставить такую социальную услугу.

Федеральным законом РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.1 Федерального закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

Статьей 6.2 названного закона в состав набора социальных услуг включается предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

В соответствии с п. 5 ст. 6.3 вышеуказанного закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренных гл. 2, устанавливается Правительством РФ (п. 3 ст. 6.5).

Согласно Правилам финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования РФ ( п. 4 Правил).

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328 (далее - Порядок).

В силу п. 1.2. Порядок регулирует предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (приложение N 1 к настоящему Порядку), включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

В соответствии с п. 3.3. Порядка … ( с изменениями на 07 февраля 2011года) организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п. 3.7 данного Порядка … при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган.

Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера ( п.3.8 Порядка…)

В соответствии с п.2 ст.6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от <дата изъята> № 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Судом установлено, что Ткаченко *.*. является инвалидом <данные изъяты>, о чем имеется справка Сер. МСЭ - 2001 № от <дата изъята>. Инвалидность установлена бессрочно. (л.д. 8).

Истец включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи с <дата изъята>, что подтверждается сообщением ГУ Управление Песионного фонда РФ в <адрес изъят> и <адрес изъят> ( л.д.32)

Ткаченко *.*. <дата изъята> обратилась в филиал № ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФс заявлением о предоставлении ей путевки на лечение в санаторно-курортное учреждение, приложив к нему справку для получения путевки (л.д. 10). Однако путевка на санаторно-курортное лечение в 2010 году ей не была предоставлена.

Право на обращение с данным заявлением, а также право на получение путевки ответчиком не оспаривалось.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ГУ- Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ является надлежащим ответчиком, поскольку обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования.

Присуждение к исполнению обязательства в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст.12 ГК РФ), возложение обязанности на ответчика предоставить путевку восстановит нарушенные права истца.

В Федеральном законе от 17.07.1999г. № 178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования РФ по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета. Также Федеральным законом не ограничено право граждан на получение набора социальных услуг, в том числе право выбора социальных услуг, включенных в перечень услуг, предусмотренных ст.6.2 указанного Федерального закона.

Право на санаторно-курортное лечение у Ткаченко *.*. за 2010г. не погашается с истечением календарного года, т.к необеспечение ее путевкой произошло по причинам от нее не зависящим и ее право осталось нереализованным не по ее вине.

Доказательств того, что Ткаченко *.*. отказалась от получения путевки в 2010 г. ответчик не представил.

Закон также не ограничивает право на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года и не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли гражданин воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.

То обстоятельство, что истец и в настоящее время нуждается в санаторно-курортном лечении подтверждается справкой от <дата изъята> ( л.д. 6).

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования заявленные прокурором обоснованы и подлежат удовлетворению.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей в доход бюджета <адрес изъят>.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Удовлетворить исковые требования прокурора Заринского района в интересах Ткаченко *.*. .

Признать незаконным бездействие Государственного учреждения- Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году Ткаченко *.*.

Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Ткаченко *.*. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета.

Взыскать с Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход бюджета <адрес изъят> государственную пошлину в размере 200 ( двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с момента его вынесения путем подачи кассационной жалобы и ( или) кассационного представления через Заринский районный суд.

Судья *.*. Чубукова.