Судебная практика

Решение от 09 марта 2011 года № 2-264/2011. Решение от 09 марта 2011 года № 2-264/2011. Омская область.

Ленинский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Белоус *.*.

при секретаре судебного заседания Первойкиной *.*. ,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Омска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 100», Администрации города Омска, Департаменту образования Администрации города Омска о признании незаконным бездействия по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

Установил:

Прокурор Ленинского административного округа города Омска обратился в Ленинский районный суд города Омска с иском к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 100», Администрации города Омска, Департаменту образования Администрации города Омска о признании незаконным бездействия по устранению нарушений требований противопожарной безопасности. В обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой Ленинского административного округа города Омска проверкой исполнения требований законодательства об обеспечении в образовательных учреждениях безопасных условий обучения в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 100» установлены нарушения требований пожарной безопасности. Согласно предписанию территориального отдела государственного пожарного надзора Ленинского административного округа города Омска от 29.11.2010 г. следует, что в указанном образовательном учреждении необходимо выполнить косоуры лестничного марша с пределом огнестойкости не менее R-60, необходимо отделить помещение электрощитовой от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа с установкой противопожарных дверей 2-го типа. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 100», осуществляя образовательную деятельность при наличии нарушений требований пожарной безопасности, нарушает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия обучения. В этой связи непринятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по устранению нарушений,

препятствующих созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности выявлялись органом государственного пожарного надзора с 2009 года, однако до сих пор не устранены. Неоднократные обращения администрации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 100» к Департаменту образования Администрации города Омска о необходимости произведения ремонтных работ ни к какому результату не привели. Поскольку учащиеся образовательного учреждения в силу несовершеннолетнего возраста не могут самостоятельно обратиться с заявлением в суд о защите своих прав и интересов, прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит суд признать незаконным бездействие Администрации города Омска, Департамента образования Администрации города Омска по устранению нарушений требований пожарной безопасности, препятствующие созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения; обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 100», Администрацию города Омска, Департамент образования Администрации города Омска устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: выполнить косоуры лестничного марша с пределом огнестойкости не менее R-60, отделить помещение электрощитовой от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа с установкой противопожарных дверей 2-го типа.

В судебном заседании представитель истца Бородич *.*. поддержала заявленные требования в полном объеме по аналогичным основаниям.

Представитель Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 100» Ревуцкая *.*. на основании приказа № от 27.07.2007 г. о назначении директором Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 100» в судебном заседании исковые требования полагала обоснованными, однако проведение данных работ связано с использованием химических веществ, что в период учебного года недопустимо, и возможно в летний период времени, кроме того, объем необходимых работ требует больших финансовых расходов, которыми МОУ не располагает, данные средства выделяются МОУ органами местного самоуправления.

Администрация города Омска в судебное заседание представителей не направили, о дне слушания дела уведомлены надлежаще, причин уважительности неявки суду не представили.

Представитель Департамента образования Администрации города Омска Ефременко *.*. , действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признал в части признания незаконным их бездействия, ссылаясь на то, что Территориальным отделом ГПН Ленинского АО г. Омска 29.11.2010 года в отношении МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 100» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. В настоящее время принимаются меры к устранению недостатков, в связи с чем, полагает, что Департамент образования Администрации города Омска не бездействует. Однако, устранение всех недостатков требует серьезных финансовых вложений, кроме того технология выполнения работ связана с использованием химических веществ и предполагает проведение их при отсутствии детей в учреждении, в связи с чем просит предоставить срок для выполнения указанных работ до 01.09.2011 года, то есть до начала нового учебного года.



Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, подписанной от имени СССР 26.01.1990, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990, действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

В силу ст. 6 Конвенции государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

С учетом требований международного законодательства в ст. 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 закреплено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Статьей 32 указанного Закона РФ образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения.

В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. 24.04.2008) «Об образовании», подпунктом «е» пункта 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796 соответствие зданий и помещений, в которых осуществляется образовательный процесс, требованиям пожарной безопасности является обязательным условием для получения разрешения на осуществление образовательной деятельности.

Исходя из вышеуказанных требований законодательства, в образовательном учреждении должны создаваться условия, безопасные для жизни и здоровья обучающихся и работников.

В судебном заседании установлено, что в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 100» установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: не выполнены косоуры лестничного марша с пределом огнестойкости не менее R-60, помещение электрощитовой не отделено от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа с установкой противопожарных дверей 2-го типа (л.д. 11-12).

Согласно предписанию Территориального отдела ГПН Ленинского АО г. Омска № от 29.11.2010 года (л.д. 11-12) МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 100» обязана устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в срок до 15.11.2011 года.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.



Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе приоритета мер предупреждения терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Нарушение правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях является обстановкой, создающей опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

В п. 4 Правил установлено, что руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Согласно п. 34 Правил противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Согласно п. 1.7 Устава Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 100» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 100» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии серии № от 03.04.2007. Данная лицензия действительна до 03.04.2012.

Учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области в лице Департамента образования Администрации города Омска.

Согласно п. 5.1 Устава муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 100» учредитель обеспечивает финансирование Учреждения в пределах выделенных бюджетных средств.

В соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями осуществляется образовательными учреждениями в пределах собственных финансовых средств.

Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Статья 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании» финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов должно осуществляться из местных бюджетов.

Указание на обязанность осуществления финансирования содержания зданий и коммунальных расходов муниципальных образовательных учреждений из местного бюджета помимо ст. 29 Закона РФ «Об образовании» содержится в ст. 31 данного закона.

Статьей 39 Закона «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения,

используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.

Статьей 31 Закона РФ «Об образовании», статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. 10.06.2008 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, общедоступного бесплатного дошкольного образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Исходя из вышеизложенных положений закона, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, являющиеся учредителями общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, должны, создавая учреждения, закрепить за ними здания и помещения, пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.

В статье 31 Закона РФ «Об образовании» закреплено, что содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесено к полномочиям районов и городских округов.

Органы местного самоуправления, будучи собственниками имущества, несут

бремя содержания переданных муниципальным образовательным учреждениям зданий и помещений также в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений также в ходе осуществления ими образовательной деятельности, соответственно, обязанность по финансированию муниципального образовательного учреждения должна быть возложена на Департамент образования Администрации города Омска.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №100», осуществляя образовательную деятельность при наличии нарушений требований пожарной безопасности, нарушает тем самым гарантированное государством право на безопасные условия обучения. В этой связи непринятие органами местного самоуправления как собственником имущества, находящегося в пользовании муниципального образовательного учреждения, мер по устранению нарушений, препятствующих созданию безопасных условий осуществления образовательной деятельности, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности выявлялись органом государственного пожарного надзора с 2009 года, однако до настоящего времени не устранены.

Судом установлено, что администрация МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 100» неоднократно обращалась к Департаменту образования Администрации города Омска о необходимости произведения ремонтных работ (л.д. 9, 45).

Как следует из сообщения Департамента образования Администрации города Омска от 03.02.2010 года (л.д. 10) работы по выполнению косоуров и установке двери на складе с необходимым пределом огнестойкости, отделению электрощитовой от других помещений включены в перспективный план ремонтных работ департамента образования Администрации города Омска на 2012 год, исполнение данного плана будет зависеть от суммы утвержденных ассигнований по отрасли «Образование» по статье ЭК 225 «Услуги по содержанию имущества».

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Ленинского АО города Омска удовлетворить, признав незаконным бездействие Администрации города Омска, Департамента образования Администрации города Омска по устранению нарушений пожарной безопасности.

Исходя из характера нарушений требований пожарной безопасности, учитывая, что устранение всех недостатков требует серьезных финансовых вложений, а также невозможность приостановления учебного процесса с целью производства работ, суд полагает возможным удовлетворить просьбу Департамента образования Администрации города Омска, обязав ответчиков устранить нарушения требований пожарной безопасности, указанных в предписании Территориального отдела ГПН Ленинского АО города Омска № от 29.11.2010 года, а именно: выполнить косоуры лестничного марша с пределом огнестойкости не менее R-60; отделить помещение элктрощитовой от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа с установкой противопожарных дверей 2-го типа в срок до 01 сентября 2011 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, сумма государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчиков в местный бюджет, составляет 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Омска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Омска, Департамента образования Администрации города Омска по устранению нарушений требований пожарной безопасности, препятствующие созданию в образовательном учреждении безопасных условий обучения.

Обязать Администрацию города Омска, Департамент образования Администрации города Омска, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 100» устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: выполнить косоуры лестничного марша с пределом огнестойкости не менее R-60; отделить помещение электрощитовой от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа с установкой противопожарных дверей 2-го типа в срок до 01 сентября 2011 года.

Взыскать с Администрации города Омска, Департамента образования Администрации города Омска, Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 100» в равных долях государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (Четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья *.*. Белоус

Решение не вступило в законную силу.