Судебная практика

О признании права на получение государственного жилищного сертификата. Определение от 08 декабря 2010 года № 33-1797. Орловская область.

Докладчик: Капустянская *.*. Федеральный судья: Гудкова *.*.

К А С С А Ц И О Н Н О Е Определение

08 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Орловой *.*.

судей Капустянской *.*. и Старцевой *.*.

при секретаре Даниловой *.*.

в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе Парамонова *.*. на Решение Советского районного суда г. Орла от 28 октября 2010 года, которым постановлено:

«П Ф.И.О. в удовлетворении иска к УВД по Орловской области, Управлению капитального строительства Департамента тыла МВД РФ о признании действий неправомерными, об обязании включения в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные
сертификаты» на 2002-2010 годы и обязании выдачи жилищного сертификата в 2010 году - отказать».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Капустянской *.*., выслушав представителя истца по доверенности Родина *.*., поддержавшего жалобу, возражение представителя ответчика Мирончук *.*., судебная коллегия

Установила:

Парамонов *.*. обратился в Советский районный суд г. Орла с иском к Управлению внутренних дел по Орловской области (далее УВД), Управлению организации капитального строительства Департамента тыла МВД РФ (далее УОКС ДТ МВД РФ) о признании за ним права на получение государственного жилищного сертификата в 2010году.

В обоснование требований указал, что Решением жилищно-бытовой комиссии РОВД Хотынецкого района Орловской области от 12.12.97г. он был поставлен на очередь на улучшение жилищных условий с 02.12.97г. как не имеющий своего жилья и проживающий в общежитии.

15 октября 2007 года он обратился в УВД по Орловской области с рапортом о включении его на участие в реализации подпрограммы «Выполнение государственных жилищных сертификатов федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» как не имеющий жилья для постоянного проживания.

Приказом начальника УВД по Орловской области № 668 л/с от 22.10.07г. он уволен из органов внутренних дел с должности... по ст. 19 п. «3» Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья).

Уже после увольнения из органов внутренних дел, 14 ноября 2007 года им из УВД по Орловской области было получено уведомление о том, что рапорт будет рассмотрен на очередном заседании жилищно-бытовой комиссии УВД.

Письмом от 04.12.07г. за № 13/П-12 УВД по Орловской области сообщило, что он должен обратиться за получением государственного жилищного сертификата в органы местного самоуправления, которые с 01 марта 2005 года осуществляют принятие граждан на учет
в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Полагал, что на момент увольнения 22 октября 2007 года из органов внутренних дел имел право на включение ответчиком в списки на участие в вышеуказанной программе, однако, в списки ответчик его не включил, ссылаясь на то, что он должен обратиться за получением государственного жилищного сертификата в органы местного самоуправления.

Считал, что в данном случае ответчиком проигнорированы положения Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.06г. № 153 (в ред. Постановлений Правительства от 15.10.07г. № 681, от 10.04.08г. № 257, с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 08.08.07г. № ГКПИ07-435), из которых усматривается, что право на участие в подпрограмме имеют, в частности, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению со службы по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) (п/п.а) п.5 Правил), при этом, согласно п.7 Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. В соответствии с п/п.а) п. 18 Правил выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена служба внутренних дел, откуда он и был уволен по состоянию здоровья.

Ссылался на то, что ответчиком нарушено его право на первоочередное получение государственного жилищного сертификата и что ответчик незаконно
не включил его в списки на участие в реализации вышеуказанной программы, проигнорировав документы, подтверждающие факт постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы 12 декабря 1997 года. Поскольку в настоящее время жилищные сертификаты выдаются тем участникам вышеуказанной подпрограммы, которые стояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1999 года, полагал, что данный жилищный сертификат должен быть выдан вне очереди в 2010 году.

Просил суд признать действия УВД по Орловской области незаконными, обязать УВД по Орловской области включить его в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, дополнительно в список на 2010 год и направить документы на него как на участника подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в ДТ УОКС МВД РФ, обязать ДТ УОКС МВД РФ выдать жилищный сертификат на улучшение жилищных условий в 2010 году.

Ответчики исковые требования не признали.

Судом постановлено указанное Решение.

В кассационной жалобе Парамонов *.*. просит Решение суда отменить как незаконное.

Считает ошибочным вывод суда о том, что с 2001 году он утратил право на получение жилого помещения, поскольку такого решения ЖБК Хотынецкого РОВД не принимала.

Ссылается на то, что на момент вынесения настоящего судебного решения он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, однако в настоящий момент он лишен возможности участвовать в вышеназванной программе для получения жилищного сертификата именно там, где он получил это право – у ответчика.

Указывает на то, что судом не приняты во внимание справки ОВД по Хотынецкому району, выданные ему
в 2008 и в 2010 годах, которые подтверждают факт его постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в декабре 1997 года и до настоящего времени.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретения жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

На основании п. 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» право на участие в подпрограмме имеют, в т.ч. сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.

Согласно п. 7 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в соответствующих подпунктах пункта
5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Как установлено материалами дела, истец Парамонов *.*. приказом начальника УВД по Орловской области № 668 л/с от 22.10.2007г. уволен из органов внутренних дел с должности... по ст. 19 п. «3» Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья) в связи с невозможностью дальнейшего прохождения службы из-за полученной им «военной травмы». Выслуга лет на момент увольнения составляет... года... месяцев... дня.

Решением жилищно-бытовой комиссии РОВД Хотынецкого района Орловской области от 12.12.97 г. Парамонов *.*. был поставлен на очередь на улучшение жилищных условий с 02.12.97 г. как не имеющий своего жилья и проживающий в общежитии, составом семьи три человека (он, супруга и дочь), что подтверждается выпиской и протоколом № 1 от 12.12.97 г., показаниями...

Из материалов дела также видно, что Решением исполкома поселковой администрации п. Хотынец от 21 декабря 2001 года супруге истца... на семью из трех человек (она, супруг и дочь) была выделена 2-х комнатная квартира по адресу :...., общей площадью 51,6 кв.м., жилой площадью 27,5 кв.м., т.е. по 9,16 кв.м. на каждого.

Исходя из норм ст. ст. 29, 32 ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных данным
Кодексом.

В случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В Постановлении Орловского городского Совета народных депутатов от 25.04.2002 г. N 18/238-ГС «О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и порядке предоставления государственного, муниципального и общественного жилья в городе Орле» предусматривалось, что право состоять на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условии, сохраняется за гражданам до получения жилого помещения, за исключением случаев предусмотренных в настоящем пункте. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв. м вне зависимости от причин в связи с которыми увеличилась обеспеченность жилой площадью.

Таким образом, суд первой инстанции правильно пришёл к выводу о том, что действующими по состоянию на 2001 год нормативными актами было предусмотрено снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий при условии их обеспечения жильем по установленным в Орловской области нормам жилой площади.

Из показаний... и... (в ходе допроса в Хотынецком райсуде 07.11.2008 г.), протокола № 2 заседания ЖБК ОВД по Хотынецкому району от 14.10.2010 года следует, что истец был снят с очереди с 21 декабря 2001 года после обеспечения его семьи благоустроенной квартирой.

Кроме того, из материалов дела следует, что 25 июня 2003 года Парамоновы приватизировали предоставленную им в 2001 году квартиру на троих (истец, супруга и дочь), что подтверждается договором и свидетельствами о регистрации права.

01 сентября 2005 года Парамонов *.*. по договору дарения подарил имеющуюся у него долю квартиры (13) своей дочери....,
о чем свидетельствует договор дарения доли квартиры, свидетельство о государственной регистрации права (л.д. 72, 73).

У Парамонова *.*. на праве собственности имеется земельный участок, выделенный ему для строительства жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства 0,15 га, что подтверждается свидетельством о регистрации права.

Согласно справке за подписью главы поселения от 4.10.2010 г. домовладения в... на указанном земельном участке за истцом не значится (л.д. 33).

В период с 14 февраля 2006 года по 06 мая 2009 года Парамонов *.*. также стоял на очереди на улучшение жилищных условий в администрации п. Хотынец Орловской области, составом семьи 1 человек, был снят с очереди в связи с выездом на место жительство в другое муниципальное образование. Данные обстоятельства подтверждаются соответствующими постановлениями.

15 октября 2007 года Парамонов *.*. обратился в УВД по Орловской области с рапортом о включении его на участие в реализации подпрограммы «Выполнение государственных жилищных сертификатов федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» как не имеющий жилья для постоянного проживания, указал в рапорте, что стоит на очереди в администрации п.Хотынец. (л.д.7). Из текста рапорта следует, что истец знал о снятии его с очереди в ОВД по Хотынецкому району после обеспечения жильем в 2001 году.

Письмом от 04.12.07 г. за № 13/П-12 УВД по Орловской области сообщило истцу, что он должен обратиться за получением государственного жилищного сертификата в органы местного самоуправления, которые с 01 марта 2005 года осуществляют принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.9.10).

С 01 марта 2005года вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ.

В силу ст.ст. 51, 52, 53 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых
помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее
чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения и фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что истцом заявлены необоснованные требования к УВД по Орловской области и ДТ МВД РФ, так как после обеспечения истца жильем в декабре 2001 года и снятии его с очереди в ОВД по Хотынецкому району, со стороны истца имело место намеренное ухудшение своих жилищных условий в виде дарения доли в квартире, следовательно, право постановки на жилищный учет истец имеет только через 5 лет, т.е. после 01 сентября 2010 года и только в органах местного самоуправления, и отказал в удовлетворении заявленных требований.

По изложенным основаниям доводы кассационной жалобы об ошибочности вывода суда о том, что с 2001 году Парамонов *.*. утратил право на получение жилого помещения, а также о том, что на момент вынесения настоящего судебного решения он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, однако в настоящий момент лишен возможности участвовать в вышеназванной программе для получения жилищного сертификата именно там, где он получил это право – у ответчика, являются несостоятельными.

Несмотря на наличие в материалах дела справок ОВД по Хотынецкому району от 28.07.2008 года и от 01.09.2010 года, выданных истцу, из которых следует, что Парамонов *.*. состоит на очереди в ОВД на улучшение жилищных условий, фактически законного права на получение жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных жилищных сертификатов федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в настоящий момент у последнего не имеется в силу приведенных выше правовых норм, следовательно, и в этой части доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Советского районного суда г. Орла от 28 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Парамонова *.*. – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи: