Судебная практика

Постановление от 13 июля 2011 года № А71-14076/2010. По делу А71-14076/2010. Российская Федерация.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

Постановление

№ Ф09-4092/11-С1

Екатеринбург

13 июля 2011 г.

Дело № А71-14076/2010-А25

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2011 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок *.*. ,



судей Поротниковой *.*. , Лукьянова *.*. ,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Глазовский хлебокомбинат» (ИНН: 1829003911, ОГРН: 1031898002124; далее – общество) на Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.01.2011 по делу № А71-14076/2010 А25 и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 по тому же делу.

В судебном заседании принял участие представитель общества Арзамасцева *.*. (доверенность от 01.01.2011 № 6).

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.

Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (ИНН: 1655029010, ОГРН: 1031624000320; далее – отделение, административный орган) от 17.11.2010 № 11-10-377/пн о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 700 000 руб.

Решением суда от 27.01.2011 (судья Бушуева *.*. ) в удовлетворении заявления общества отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 (судьи Варакса *.*. , Васева *.*. , Грибиниченко *.*. ) Решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, а также возможности применения к спорным правоотношениям ст. 2.9 Кодекса.

Как следует из материалов дела, отделением проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства Российской Федерации о раскрытии информации на рынке ценных бумаг, в ходе которой установлено, что общество в нарушение ст. 93 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 1.6, 1.9, 8.1.1, 8.2.4, 8.2.5, 8.3.3, 8.3.5, 8.3.6, 8.4.1, 8.4.2, 8.5.1, 8.5.2, 8.5.3, 8.5.4, 8.5.5, 8.7.1, 8.7.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (далее - Положение), не обеспечило по состоянию на 07.09.2010 раскрытие на странице в сети Интернет по адресу http://www.ghk.udmhk.ru следующей информации (информация по состоянию на 07.09.2010 не доступна): текстов списков аффилированных лиц, составленных на дату окончания 2, 3, 4 кварталов 2009 года, 1, 2 кварталов 2010 года, в форме годовых отчетов Общества за 2007, 2008, 2009 годы, в форме годовой бухгалтерской отчетности за 2007, 2008, 2009 годы, в форме банковских реквизитов расчетного счета (счетов) Общества для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в п. 1.9 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

Также общество не обеспечило раскрытие в информации в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (лента новостей) в форме сообщения о размещении на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания 1 квартал 2010 года.



Кроме того, общество не обеспечило свободный доступ на странице в сети Интернет к следующим опубликованным файлам: к сообщениям о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете за 1-4 кварталы 2009 года, 1 квартал 2010 года; к ежеквартальным отчетам Общества за 1-4 кварталы 2009 года, 1 квартал 2010 года; к сообщениям о существенных фактах и сведениям, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг (15 файлов); к сообщению о раскрытии акционерным обществом в сети Интернет списка аффилированных лиц Общества (1 квартал), а также списку аффилированных лиц Общества (1 квартал).

По результатам проверки отделением составлены акт проверки от 07.09.2010 и протокол об административном правонарушении от 06.10.2010 № 11-10-362/пр-ап, на основании которых вынесено Постановление от 17.11.2010 № 11-10-377/пн о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 700 000 руб.

Не согласившись с названным Постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности и отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Частью 2 ст. 15.19 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и(или) недостоверной информации, и(или) вводящей в заблуждение информации.

Согласно ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Из п. 5.1 Положения следует, что обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета распространяется, в частности, на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг; на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500; на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц; на эмитентов, биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже.

В соответствии с ч. 4 ст. 93 названного Закона общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу п. 1.6 Положения вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с названным Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.

Пункт 1.9 Положения устанавливает, что эмитент обязан предоставлять копию каждого сообщения, в том числе копию каждого сообщения о существенном факте, публикуемого эмитентом в соответствии с настоящим Положением, а также копию зарегистрированных решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и изменений и/или дополнений к ним, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию ежеквартального отчета, копию иных документов, обязательное раскрытие которых предусмотрено главами VIII и X настоящего Положения, владельцам ценных бумаг эмитента и иным заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии, в срок не более 7 дней с даты предъявления соответствующего требования.

Согласно п. 8.1.1 Положения, открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать: годовой отчет акционерного общества; годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества; устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов; сведения об аффилированных лицах акционерного общества; дополнительные сведения, предусмотренные настоящей главой Положения.

В силу п. 8.2.4, 8.2.5 Положения акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято Решение об утверждении годового отчета акционерного общества.

Текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет (п. 8.2.5 Положения).

В соответствии с п. 8.3.3 Положения годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества должна содержать: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительную записку.

На основании п. 8.3.5, 8.3.6 Положения акционерное общество, на которое в соответствии с настоящим Положением не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности.

Акционерные общества обязаны раскрывать информацию о содержании своих уставов со всеми внесенными в них изменениями и дополнениями. Акционерное общество обязано опубликовать текст устава акционерного общества на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты государственной регистрации открытого акционерного общества (п. 8.4.1 Положения). Текст устава акционерного общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями должен быть доступен на странице в сети Интернет (для открытого акционерного общества) до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества (п. 8.4.2 Положения).

Согласно п. 8.5.1 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию, в частности, об аффилированных лицах общества в форме списка аффилированных лиц.

В соответствии с п. 8.5.2 Положения список аффилированных лиц акционерного общества должен быть составлен по форме согласно приложению 30 к настоящему Положению.

Пунктом 8.5.3 Положения установлено, что акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала.

В соответствии с п. 8.5.4 названного Положения акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, должно опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала.

Текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет (п. 8.5.5 Положения).

Согласно п. 8.7.1 и п. 8.7.2 Положения акционерное общество, на которое в соответствии с настоящим Положением не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано раскрывать следующие дополнительные сведения: а) о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества; б) о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности; в) об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации.

Согласно Уставу общество учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» и зарегистрировано Постановлением Главы администрации г. Глазова от 09.06.1994 № 43.

Общее количество размещенных акций общества составляет 2567 штук номинальной стоимостью 1 рубль каждая (п. 4.2 Устава общества). При учреждении общества все его акции размешены между учредителем, членами трудового коллектива государственного предприятия «Глазовский хлебокомбинат» и лицами, приравненными к ним, оплачены и распределены в соответствии с Планом приватизации.

Раскрытие информации, предусмотренной п. 8.7.1 настоящего Положения, должно осуществляться акционерным обществом путем ее опубликования в ленте новостей не позднее 1 дня с момента наступления соответствующего события.

Наличие у него обязанности раскрывать определенную в Положении информацию в сети Интернет, обществом не отрицается (т. 1, л. д.34).

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество в нарушение вышеперечисленных норм права не обеспечило по состоянию на 07.09.2010 раскрытие на странице в сети Интернет по адресу http://www.ghk.udmhk.ru следующей информации (информация недоступна): тексты списков аффилированных лиц, составленных на дату окончания II, III, IV кварталов 2009 года, I, II кварталов 2010 года, информация в форме годовых отчетов Общества за 2007, 2008, 2009 годы, в форме годовой бухгалтерской отчетности за 2007, 2008, 2009 годы, в форме банковских реквизитов расчетного счета (счетов) Общества для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в п. 1.9 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг; не обеспечило раскрытие в информации в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (лента новостей) в форме сообщения о размещении на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания I квартал 2010 года. Кроме того, Общество не обеспечило свободный доступ на странице в сети Интернет к опубликованным файлам: к сообщениям о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете за I-IV кварталы 2009 года, I квартал 2010 года; к ежеквартальным отчетам Общества за I-IV кварталы 2009 года, I квартал 2010 года; к сообщениям о существенных фактах и сведениям, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг (15 файлов); к сообщению о раскрытии акционерным обществом в сети Интернет списка аффилированных лиц общества (I квартал), а также списку аффилированных лиц общества (I квартал).

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества признаков объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 Кодекса.

В соответствии со ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что обществом своевременно предпринимались какие-либо меры, направленные на соблюдение требований законодательства о раскрытии информации на рынке ценных бумаг, а также доказательств отсутствия у общества возможности соблюдения требования законодательства в области рынка ценных бумаг в материалы дела не представлено.

Следовательно, законным является вывод судов о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Существенных процессуальных нарушений, допущенных административным органом и влекущих отмену оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, судами не установлено.

Довод общества о неприменении судами ст. 2.9 Кодекса, предусматривающей освобождение от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку применение названной нормы является правом суда.

В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Оснований для переоценки данного вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.

Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе перечисленным в жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. При этом нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.01.2011 по делу № А71-14076/2010 А25 и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Глазовский хлебокомбинат» – без удовлетворения.

Председательствующий *.*. Ященок

Судьи *.*. Поротникова

Лукьянов