Судебная практика

Решение от 13 июля 2011 года № А19-7819/2011. По делу А19-7819/2011. Иркутская область.

Решение

г. Иркутск Дело № А19-7819/2011

13.07.2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 13.07.2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 13.07.2011 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Репина С.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Спириной Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Усть-Илимского межрайонного прокурора

к индивидуальному предпринимат Ф.И.О. br>
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Третье лицо – Администрация города Усть-Илимска,

при участии в судебном заседании:



от заявителя: Забродина Ю.Б. (удостоверение),

ответчик: не явился,

от третьего лица: не явился,

Установил:

Усть-Илимский межрайонный прокурор (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Гончарова А.П. (далее - ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил возражения, требование не признал.

Администрация города Усть-Илимска, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание представителя не направила, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила пояснения и дополнения к ним.

Дело в соответствии со статьей 156, статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие ответчика и представителя третьего лица, по имеющимся в деле материалам, исследовав которые, заслушав представителя заявителя, суд приходит к следующему.

Гончаров А.П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 305381720900025.



В период с 21.03.2011г. по 13.04.2011г. должностным лицом прокуратуры проведена проверка требований законодательства о лицензировании в отношении предпринимателя Гончарова А.П.

По результатам проверки установлено, что предпринимателем осуществляются работы, относящиеся к геодезической деятельности без специального разрешения (лицензии).

Составлена справка о результатах проверки от 13.04.2011г.

13.04.2011г. и.о. Усть-Илимского межрайонного прокурора в отношении предпринимателя Гончарова А.П. вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Индивидуальный предприниматель Гончаров А.П. представил возражения, с заявленным требованием не согласен, пояснил, что спорные «схемы расположения земельного участка на кадастровой карте г. Усть-Илимска» выполнены на основе топографо-геодезических работ, выполненных ООО «Дельта», и не относятся к геодезической деятельности. Департаментом недвижимости Администрации города Усть-Илимска схемы не согласованы, в связи чем полагает, что не выполнял никаких кадастровых работ по отношению к земельным участкам, указанным в заявлении прокуратуры.

Третье лицо – Администрация города Усть-Илимска представила пояснения по делу и дополнения к ним, полагает заявленные требования обоснованными. Указала, что по картам, имеющимся на официальном сайте города Усть-Илимска, невозможно определить координаты земельных участков (что является неотъемлемой частью схемы расположения земельных участков), так как на картах отсутствует сетка координат МСК-38, принятая для Иркутской области. Для составления схемы расположения земельного участка используют инструментальный метод определения координат (геодезическими приборами) либо координаты и межевые знаки, которые запрашивают в органе кадастрового учета – Федеральном государственном учреждении «Земельная кадастровая палата по Иркутской области» (кадастровые выписки о земельном участке КВЗУ и (или) кадастровый план территории КПТ). Создание схемы расположения земельных участков другим способом не представляется возможным. В отдел архитектуры и градостроительства Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска Гончаров А.П. за предоставлением сведений о координатах поворотных точек земельных участков не обращался и не получал такие сведения. В Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата по Иркутской области» запрос от Гончарова А.П. о предоставлении кадастрового плана территории, где имеются координаты характерных точек границ земельных участков, расположенных в заданном кадастровом квартале, и стоящие на кадастровом учете, не поступал. В связи с указанными обстоятельствами Администрация города Усть-Илимска делает вывод о том, что при составлении схем расположения земельных участков на кадастровой карте города Усть-Илимска Гончаров А.П. использовал инструментальный метод.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Как следует из материалов дела, у предпринимателя Гончарова А.П. имелась лицензия от 31.10.2005г. регистрационный №ВСГ-00433Г (серия ГК №008243), на осуществление видов работ, относящихся к геодезической деятельности и лицензия от 31.10.2005г. регистрационный номер ВСГ-00434К (серия ГК №008244), на осуществление видов работ, относящихся к картографической деятельности, лицензии действовали до 31.10.2010г.

Предпринимателем Гончаровым А.П. для МУП УИ ЖКХ на основании договора от 16.02.2011г. изготовлены Схемы расположения земельных участков на кадастровой карте города Усть-Илимска (далее так же – Схемы), в количестве 9 штук, датированные 2011г. (22.02.2011г.), местонахождение участков: г. Усть-Илимск, ул. Усть-Илимское шоссе, 20).

Указанные Схемы представляют собой совокупность следующих документов: план границ земельного участка, каталог координат земельного участка, зданий и сооружений, акт согласования, схема границ, пояснительная записка (со ссылкой на лицензию регистрационный №ВСГ-00433Г (серия ГК №008243)), ситуационная схема.

Схемы изготовлены в отношении земельных участков по информации заявителя, необходимых для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении земельного участка для строительства, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в отношении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения) в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории составляются во всех перечисленных случаях – при предоставлении земельного участка для строительства, при предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, а так же Схемы составляются на земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения. И на орган местного самоуправления возложена обязанность утвердить и выдать Схему.

Законодательство Российской Федерации состоит из следующих норм, регулирующих указанные правоотношения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В силу статьи 19 Федерального закона от 18.06.2001г. N 78-ФЗ “О землеустройстве“ карты (планы) объектов землеустройства относятся к видам землеустроительной документации.

Согласно статье 20 Федерального закона от 18.06.2001г. N 78-ФЗ “О землеустройстве“ карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

В силу пункта 2 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 18.06.2001г. N 78-ФЗ “О землеустройстве“ при изменении границ объектов землеустройства землеустройство проводится в обязательном порядке.

Согласно пункту 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 7 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995г. N 209-ФЗ “О геодезии и картографии“ определение координат точек земной поверхности относится к геодезической деятельности.

Статьей 3 Федерального закона от 26.12.1995г. N 209-ФЗ “О геодезии и картографии“ установлен перечень работ, которые относятся к геодезической и картографической деятельности:

геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение;

геодезические и картографические работы специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц.

При этом пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 26.12.1995г. N 209-ФЗ “О геодезии и картографии“ установлено, что к геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся:

создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ;

создание и ведение географических информационных систем специального назначения;

создание тематических карт, планов и атласов специального назначения в графической, цифровой и иных формах, издание этих карт, планов и атласов;

геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах;

выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям, указанным в настоящем пункте.

В силу статьи 10 Федерального закона от 18.06.2001г. N 78-ФЗ “О землеустройстве“ материалы геодезических и картографических работ являются основой, в том числе, для описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства. Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ “О геодезии и картографии“.

В силу статьи 12 Федерального закона от 26.12.1995г. N 209-ФЗ “О геодезии и картографии“, пункта 42, 43 Федерального закона от 08.08.2001г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования геодезической и картографической деятельности утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006г. N 705.

При этом подпунктами «б» пунктов 3 Положения о лицензировании картографической деятельности, Положения о лицензировании геодезической деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.11.2006г. N 705 “О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии“, лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении геодезической и картографической деятельности, является использование ранее созданных субъектами геодезической и картографической деятельности геодезических и картографических материалов и данных при выполнении геодезических и картографический работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии со статьей 8 Федерального закона “О геодезии и картографии“.

Таким образом, пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 26.12.1995г. N 209-ФЗ “О геодезии и картографии“ не содержит ограниченный перечень работ, которые подлежат лицензированию.

Вышеуказанные нормы закона суд трактует с учетом конкретных обстоятельств дела.

В силу пункта 13, 15 Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Усть-Илимск, являющегося приложением к решению городской Думы города Усть-Илимска от 27.10.2010г. №18/101, схему расположения земельного участка утверждает Департамент недвижимости Администрации города Усть-Илимска.

Согласно данным справки прокуратуры о результатах проверки от 13.04.2011г., начальник департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска (орган, на котором лежит обязанность по утверждению Схем) пояснил, что составление Схемы состоит из сбора информации и документов, полевого обследования территории на предмет сохранившихся границ, размещения строений, коммуникаций, подъездных путей, сбор картографического материала и материалов ранее проводимого землеустройства; геодезической (кадастровой) съемки земельного участка на местности; обработки результатов геодезических измерений и составления Схемы, согласования границ земельных участков со смежными землепользователями.

Как указала в пояснениях по делу от 01.07.2011г. №1862-ДН Администрация города Усть-Илимска (лицо, утверждающее спорные Схемы) для составления схемы расположения земельного участка используют либо инструментальный метод определения координат (геодезическими приборами) либо координаты и межевые знаки, которые запрашивают в органе кадастрового учета – Федеральном государственном учреждении «Земельная кадастровая палата по Иркутской области» (кадастровые выписки о земельном участке КВЗУ и (или) кадастровый план территории КПТ).

То есть Схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, может быть разработана на основе одного из разделов кадастрового плана территории - плана (чертежа, схемы) земельных участков, расположенных в кадастровом квартале.

Таким образом, в случае получения для разработки Схемы соответствующих данных от сторонней организации, проведение работ, относящихся к геодезической деятельности, не требуется, однако при самостоятельном получении соответствующих данных для разработки Схемы лицо производит работы, относящиеся к геодезической деятельности, для чего в свою очередь требуется наличие лицензии.

Материалами дела (пояснения третьего лица, фактически осуществляющего утверждение спорных Схем, пояснения должностного лица межрайонного отдела Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата по Иркутской области») подтверждается, что предприниматель самостоятельно производил работы, необходимые для изготовления Схемы.

Доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предпринимателем Гончаровым А.П. не представлено.

Более того, в Схеме присутствует каталог координат земельного участка, определение которых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995г. N 209-ФЗ “О геодезии и картографии“ относится к геодезической деятельности; в пояснительной записке, входящей в состав документов Схемы, предприниматель указал на то, что при изготовлении Схемы проверялись границы отводов смежных участков, что (с учетом вышеизложенных пояснений третьего лица) невозможно без выезда непосредственно на земельный участок.

Предпринимателем так же не представлена лицензия на осуществление работ, относящихся к геодезической деятельности, действующая в рассматриваемый период.

Суд, оценив с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, полагает, что представленными документами подтверждается факт осуществления предпринимателем деятельности, подлежащей лицензированию.

Таким образом, в рассматриваемом случае, составление предпринимателем Гончаровым А.П. Схем расположения земельных участков на кадастровой карте города Усть-Илимска относится к лицензируемому виду деятельности.

Судом установлено и материалами дела подтверждается факт осуществления предпринимателем деятельности без специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности.

При таких обстоятельствах суд усматривает в действиях предпринимателя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом не установлено нарушение заявителем при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении.

При определении размера наказания суд в силу части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывает в качестве смягчающего обстоятельства то, что предприниматель ранее к административной ответственности не привлекался. Доказательств наличия отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суду не представлено.

Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что индивидуальный предприниматель Гончаров А.П. подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему следует назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренной санкцией данной статьи, без конфискации изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимат Ф.И.О. родившегося 17.07.1951г. в с. Мартовка, Хабарского района Алтайского края, зарегистрированного по адресу: 666681, Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Георгия Димитрова, 26, 48, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 28.07.2005г., ОГРН 305381720900025, ИНН 381701519490, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 4 000 рублей, без конфискации изготовленной продукции, орудий производства и сырья,

с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам: ИНН/КПП 3808014899/380801001, УФК по Иркутской области (Прокуратура Иркутской области), р/с 40101810900000010001, ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области г. Иркутск, БИК 042520001, КБК 41511690040040000140, ОКАТО 25401000000.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья: С.А. Репин