Судебная практика

Решение от 21 октября 2010 года № 2-3422-10. Решение от 21 октября 2010 года № 2-3422-10. Белгородская область.

Октябрьский районный суд г.Белгорода в составе:

председательствующего судьи Рудавиной Н.М.,

при секретаре Фироновой И.А.

Представителя истца адвоката Криницкого А.И. (доверенность № 2-4454 от 12.08.2010 г, ордер № 012518 от 21.10.2010 г. )

Истица Смальченко Н.М., ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Белгородской области, третьи лица ОАО «Сяязьстрой-1», администрация г. Белгорода в лице МУ «Городской жилищный фонд» о дате слушания дела уведомлены почтовыми уведомлениями № 308015 30 58891 1, 308015 31 60620 1, в суд не явились. Ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Белгородской области, третьи лица ОАО «Сяязьстрой-1», администрация г. Белгорода в лице МУ «Городской жилищный фонд» представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истца, ответчика, третьих лиц ( ст. 167 ГПК РФ).

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иск Ф.И.О. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Белгородской области о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации

Установил:

Смальченко Н.М.. зарегистрирована и проживает в комнате № … дома № … по ул. … г. … с 15.10.2008 года. Право приватизации жилья не использовала.

Дело инициировано иском Смальченко Н.М.., которая просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое №. ., оно же жилое помещение №. ., с кадастровым номером …., инвентарный номер. . согласно техническому паспорту БТИ г. Белгорода от. . г., общей площадью 29,5 м2, жилой площадью 15,9 м2, дома № … по ул.. . в г.. ..

В суде представитель адвокат Криницкий А.И. требования поддержал.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Законом РФ от 04.-7.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище установлены Законом РФ от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2 этого Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных этим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст. 11 Закона от 04 июля 1991 года №1541-1 гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Строительство здания по ул. …дом № … в г.. . осуществлялось на основании решения Белгородского горисполкома № 690 от 17.11.1979 года. Согласно акту приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством здания жилищно-гражданского назначения от 30.12.1982 г., утвержденного Решением исполкома городского Совета народных депутатов № 1 от 03.01.1983 г., дом возведен за счет государственных средств под нужды общежития предприятия ПМК-106 треста «Связьстрой-1» и передано на его баланс. В дальнейшем государственное предприятие треста «Связьстрой-1» преобразовано в акционерное общество открытого типа «Связьстрой-1», согласно плану приватизации, утвержденному Решением комитета по управлению государственным имуществом Воронежской области № 1229 от 21.12.1992г. На момент преобразования предприятия действовал Указ Президента РФ от 29.01.1992 г. № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий».

Указом установлено, что требования указанных документов обязательны для исполнения всеми органами государственного управления, местной администрации на территории РФ.

Этим Указом утверждены: Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества (Приложение № 3) и другие. Абзацем 3 пункта 4.2 этого Положения установлено, что в состав имущества государственного, муниципального предприятия, передаваемого в уставный капитал акционерного общества, не включаются и передаются акционерному обществу по договору: объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации.

Режим приватизации жилищного фонда социального использования установлен Законом РФ от 04.07.1991 года № 1541-1, действовавшим на момент преобразования треста «Связьстрой-1», Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Это Постановление издано во исполнение требований Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», с целью ускорения процессов приватизации.

Пунктом 2 этого Постановления установлено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах); в этом же Приложении поименован жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

В п. 3 Постановления указано, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находились, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховный Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Документом, подтверждающим право собственности, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных в указанные реестры или перечень, следует руководствоваться приложением № 1,2 и 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1.

На то, что жилые дома, принадлежавшие государственным предприятиям, подлежат передаче в ведение органов местного самоуправления, указывает и ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

В силу ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 04.09.2008 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 28.10.2008 года, прекращено право собственности ОАО «Связьстрой-1» на жилое здание № 41 по ул. Гоголя в г. Белгороде, регистрация права признана недействительной, а запись в ЕГРП погашена.

Здание № … по ул. … в г. … являлось государственной (федеральной) собственностью, после преобразования (приватизации) треста «Связьсрой-1» подлежало передаче в муниципальную собственность.

При таких обстоятельствах к жилым помещения, находящимся в этом здании применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма жилого помещения.

Судом установлено, что Смальченко Н.М. вселившаяся в жилое помещение - комнату. . дома №… по ул. …г. …, желает приобрести это жилое помещение в собственность в порядке приватизации, предусмотренном Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», свое право на приватизацию занимаемых жилых помещений до настоящего времени не реализовали.

Суд считает, что в силу приведенных обстоятельств, ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» истец фактически проживает в спорном жилом помещении на условиях социального найма.

В силу установленных в судебном заседании обстоятельств истец не по своей вине лишен возможности заключить с администрацией города Белгорода договор передачи занимаемых им жилых помещений в собственность и, что оснований для отказа в заключение такого договора не имеется, истцом представлены все документы, которые подлежат представлению при заключении договора передачи жилого помещения в собственность граждан (документы - в деле).

Исходя из установленного федеральным законодательством права истца на приватизацию занимаемого жилого помещения, суд приходит к выводу, что за истцом следует признать право собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое.

Вывод о нарушении прав истца на приватизацию жилого помещения, суд обосновывает тем, что при приватизации государственного предприятия, жилой фонд, а именно дом 41 по ул. Гоголя в г. Белгороде, в нарушение требований действующего законодательства, не был передан органу местного самоуправления, вследствие чего на данные правоотношения должны распространяться те же положения, что при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, и переданным в ведение органов местного самоуправления.

Анализируя порядок передачи жилых помещений в собственность граждан, установленный Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», суд, исходит из необходимости восстановления нарушенного права Романенко К.М., признав за ним право собственности на занимаемое жилое помещение, ввиду невозможности реализации права иным путем и способом, поскольку заключение договора приватизации в данном случае без наличия собственника спорного жилого помещения невозможно.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Требовани Ф.И.О. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Белгородской области о признании права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации признать обоснованными.

Признать за Ф.И.О. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение №. ., оно же жилое помещение №.., с кадастровым номером …., инвентарный номер. . согласно техническому паспорту БТИ г. Белгорода от … г., общей площадью 29,5 м2, жилой площадью 15,9 м2, дома № … по ул. … в г. ….

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.

В суд надзорной инстанции Решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что было использовано право на его кассационное обжалование.