Судебная практика

По иску об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Решение от 16 июня 2011 года № . Нижегородская область.

Судья Володарского районного суда Нижегородской области Ермакова И.А.,

С участием представителя истца по доверенности Яшновой В.С.

При секретаре Разумовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Стрельникова О.В. к Администрации Володарского муниципального района Нижегородской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка,

Установил:

Стрельников О.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что он является собственником земельного участка, кадастровый номер №, площадью 1059 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок принадлежит ему на основании Решения собственника о разделе земельного участка, удостоверенного нотариусом Володарского р-на Нижегородской обл. Г.Е.А. 17.01.2009г., реестровый номер 1-472, о чём Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сделана запись регистрации за № и выдано свидетельство о государственной регистрации Серия №, 23 июня 2009г. Данный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для огородничества в индивидуальном порядке, для целей, не связанных со строительством.

12.11.2010г. он обратился в администрацию Володарского муниципального района Нижегородской обл. с просьбой о согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для огородничества в индивидуальном порядке» на вид разрешенного использования: «для строительства базы отдыха и туризма». По его заявлению Главой администрации Володарского муниципального района был сделан запрос Главе администрации г. Володарска с просьбой выразить свое мнение о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка. Из полученного ответа от 17.02.2011г. (исх. № 149) следует, что Глава администрации г. Володарска считает данное изменение нецелесообразным, это заключение дано, несмотря на то, что Отдел архитектуры и градостроительства Управления капитального строительства и ремонта не возражает против изменения вида разрешенного использования земельного участка (письмо от 14.12.2010г. исх. № 77-а).

24.02.2011 администрация Володарского муниципального района отказала ему в изменении вида разрешенного использования земельного участка, указав на то, что в настоящее время такое изменение не представляется возможным. Тогда как ст.39 Градостроительного кодекса РФ предусматривается право собственника на изменение вида разрешенного использования земельного участка, однако ответчик ограничил его возможность воспользоваться данным правом.

Истец Стрельников О.В. просит суд изменить вид разрешенного использования земельного участка кадастровый номер №, площадью 1059 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на вид разрешенного использования земельного участка: «для строительства базы отдыха и туризма».

В судебное заседание истец Стрельников О.В. не явился, представитель истца по доверенности Яшнова В.С. поддержала исковые требования, также показала, что ст.39 ЗК РФ не предусмотрен отказ гражданину в изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Администрация Володарского муниципального района Нижегородской области о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, рассмотрение данного спора оставляет на усмотрение суда. Суд полагает возможным дело рассмотреть в их отсутствие.

Третье лицо Администрация г.Володарска Нижегородской области о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, рассмотрение данного спора оставляет на усмотрение суда. Суд полагает возможным дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав представителя истца по доверенности Яшнову В.С., проверив и исследовав материалы дела, суд находит иск неподлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.1 Градостроительного Кодекса РФ 8) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений; 9) градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства;

В соответствии со ст.30 ГК РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. (ч.1). Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. (ч.2). Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: 2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; (ч.3).

В соответствии со ст.37 Градостроительного Кодекса РФ Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

основные виды разрешенного использования;

условно разрешенные виды использования;

вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. (ч.1).

В соответствии со ст.39 Градостроительного Кодекса РФ Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разРешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. (ч.1). Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. (ч.2). В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разРешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия. (ч.3). Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разРешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разРешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разРешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. (ч.4). Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний. (ч.5) Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети “Интернет“. (ч.6). Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца. (ч.7). На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. (ч.8). На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное Решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети “Интернет“. (ч.9). Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения. (ч.10). В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний. (ч.11). Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. (ч.12).

В судебном заседании установлено, что 28.10.2008г. между Администрацией Володарского муниципального района и Стрельниковым О.В. заключен договор № 1/063/08 купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес>, общая площадь участка 1443 кв.м.

Указанный договор зарегистрирован 02.12.2008г. в УФРС по Нижегородской области.

На основании Решения собственника о разделе земельного участка, удостоверенного нотариусом Володарского р-на Нижегородской обл. Г.Е.А. 17.01.2009г., реестровый номер 1-472, свидетельства о государственной регистрации Серия №, от ДД.ММ.ГГГГ, Серия № от ДД.ММ.ГГГГ истец Стрельников О.В. является собственником земельных участков, кадастровый номер 52:221100012:693, площадью 1059 кв.м., №, площадью 384 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>

Земельные участки относятся к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для огородничества в индивидуальном порядке, для целей, не связанных со строительством.

12.11.2010г. Стрельников О.В. обратился в администрацию Володарского муниципального района Нижегородской обл. с заявлением о согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для огородничества в индивидуальном порядке» на вид разрешенного использования: «для строительства базы отдыха и туризма»- в отношении земельного участка площадью 1059 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

По его заявлению Главой администрации Володарского муниципального района был сделан запрос Главе администрации г.Володарска с просьбой выразить свое мнение о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка. Из ответа от 17.02.2011г. (исх. № 149) следует, что Глава администрации г.Володарска считает данное изменение нецелесообразным.

24.02.2011 администрация Володарского муниципального района отказала Стрельникову О.В. в изменении вида разрешенного использования земельного участка, указав на то, что в настоящее время такое изменение не представляется возможным.

В соответствии с Федеральным Законом «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ от 29декабря2004года N191-ФЗ ст.4 п.3 Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению (п.3); разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства. (п.5).

В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 6октября2003года N131-ФЗ проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки (с.28 п.3).

Судом установлено, что правила землепользования и застройки в г.Володарске Нижегородской области не разработаны и не приняты.

Исходя из норм закона разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. 2 и п. 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем на основании ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года, Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 года, изменение разрешенного использования земельного участка, на которого градостроительные регламенты не распространяются, осуществляется Решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.

В силу положений ст.ст.30, 32, 37 ГрК РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке. Разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.12, 56-57, 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Стрельникова О.В. к Администрации Володарского муниципального района Нижегородской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Коллегию по гражданским делам Нижегородского Облсуда в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Володарский районный суд.

Судья п/п И.А.Ермакова

<данные изъяты>