Судебная практика

О понуждении к совершению действий. Решение от 16 сентября 2010 года № 2-231/10. Нижегородская область.

16 сентября 2010 года судья Варнавинского районного суда Нижегородской области Ивлев Д.Н., с участием: помощника прокурора Варнавинского района Бузина А.М.,

представителя ответчика - администрации <адрес> сельского совета <адрес> (главы администрации) - Агафонова В.В.,

представителя третьего лица - <адрес> (по доверенности) - Маслякова А.О.,

представителя третьего лица - отделения ГПН - государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору - Киселева В.Н.,

при секретаре Дубининой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельского совета <адрес> о понуждении к действию,

Установил:

Прокурор Варнавинского района обратился в суд с рассматриваемым иском, просит: обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> обеспечить <адрес> сельского совета <адрес> подъездом с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; установить в месте расположения пожарного водоисточника, а так же на пути движения к нему соответствующие опознавательные указатели; установить систему оповещения населения о пожаре; обеспечить <адрес> сельского совета <адрес> исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану; в соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для совершения вышеуказанных действий.

В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее.

Прокуратурой Варнавинского района Нижегородской области в ходе проведения проверки соблюдения законодательства органами местного самоуправления в сфере обеспечения пожарной безопасности установлено, что в <адрес> выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

В силу ч.1 ст.130 Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное Решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьями 20, 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ №69) установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни и здоровья и имущества в случае пожара.

Положениями ст.1 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 08.06.2003 г. № 313 (далее - ППБ 01-03) предусмотрено, что требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1 п.9 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ №131), к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;



разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В силу ч.1 ст.3 ФЗ №69, системой обеспечения пожарной безопасности является совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Часть 3 ст.3 ФЗ №69 предусматривает, что одними из функций обеспечения системы пожарной безопасности является разработка и осуществление мер пожарной безопасности, выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности.

В соответствии с п.94 ППБ 01-03, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Пунктом 114 ППБ 01-03 предусмотрено, что на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В силу п.90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Исходя из положений примечания к п.9.9 Свода правил системы противопожарной защиты, источников наружного противопожарного водоснабжения, требований пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС от 25.03.2009 г. №178, у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.



ГОСТ Р 12.4.026, утвержденный Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 19.09.2001 г. №387-ст предусматривает, что указательный знак «пожарный «водоисточник» должен располагаться в местах нахождения пожарных водоемов или пирса для пожарных машин. Так же установлено, что основная поверхность знака должна быть красного цвета, графический символ и кант белого цвета.

В соответствии с п.118 ППБ 01-03 населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Не разрешается переводить линии связи «01» в таксофонах на платное обслуживание.

С учетом изложенного, ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в <адрес> является администрация <адрес> сельсовета <адрес>.

Проверкой установленной, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства в <адрес> отсутствует подъезд с твердым покрытием площадкой (пирсом) размером 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды у пожарного водоисточника, система оповещения населения о пожаре, соответствующие опознавательные указатели у пожарного водоисточника и по направлению движения к нему, не исправна телефонная связь для сообщения о пожаре в пожарную охрану.

Таким образом, отсутствие подъезда с твердым покрытием площадкой (пирсом) размером 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды у пожарного водоисточника, соответствующих опознавательных указателей, системы оповещения населения о пожаре, исправной телефонной связи является нарушением действующего законодательства со стороны органов местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, так как в случае возникновения чрезвычайной ситуации (в т.ч. пожара) могут пострадать жилые строения и произойти гибель людей (т.е. неопределенного круга лиц), причинен значительный ущерб лесным насаждения, а также не представляется возможным своевременное реагирование сотрудников специализированных служб, в т.ч. МЧС, в случае возникновения пожарной опасности и чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании помощник прокурора Варнавинского района Бузин А.М. представил суду заявление прокурора <адрес>, в котором он в связи с добровольным исполнением ответчиком части требований уточняет исковые требования и просит суд считать правильным просительную часть искового заявления, изложенную в следующей редакции:

Обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> обеспечить <адрес> сельского совета <адрес> подъездом с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Установить в месте расположения пожарного водоисточника, а так же на пути движения к нему соответствующие опознавательные указатели.

Обеспечить <адрес> сельского совета <адрес> исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения вышеуказанных действий.

С учетом указанных изменений помощник прокурора <адрес> Бузин А.М. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, полагал, что ответчику для устранения нарушения требований пожарной безопасности необходимо предоставить срок 3 месяца.

Представитель ответчика - местной администрации <адрес> сельсовета Варнавинского муниципального района <адрес> - Агафонов В.В. в суде с заявленными прокурором требованиями в целом согласился, пояснив, что Михаленинский сельсовет является дотационным и полностью зависит от финансирования администрацией <адрес>, поэтому выполнить требования о строительстве подъездов к водоемам и установке указателей в короткие сроки проблематично, просил предоставить для этого 1 год относительно требования об обеспечении <адрес> телефонной связью пояснил, что это может сделать лишь <адрес>, к его, как главы сельской администрации, компетенции Решение данного вопроса не отнесено.

Представитель ответчика - <адрес> в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в их отсутствие, представил суду письменный отзыв на исковое заявление, который приобщен к материалам уголовного дела.

Представитель ответчика - администрации <адрес> - Масляков А.О. оставил требования прокурора на усмотрение суда, пояснив при этом, что выделение средств на требуемые противопожарные мероприятия администрации Михаленинского сельского совета возможно лишь в случае, если эти расходы будут запланированы в бюджете района на будущий год.

Представитель третьего лица - отделения ГПН по <адрес> - Киселев В.Н. требования прокурора поддержал.

Представитель третьего лица - 124 пожарной части по охране <адрес> и <адрес> - Смирнов А.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, ранее в суде требования прокурора также поддержал в полном объеме.

Заслушав стороны и представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.20 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь.

В соответствии ч.1 ст.45 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии с ч.1 ст.130 Конституции РФ, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное Решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии со ст.34 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статья 1 того же Федерального закона определяет:

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

В соответствии с ч.1 и 2 ст.3 ФЗ «О пожарной безопасности», системой обеспечения пожарной безопасности является совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, согласно п.9 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В силу п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313, настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Приведенные нормы закона свидетельствуют о том, обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории <адрес> сельского совета <адрес>, в том числе и в <адрес> является администрация данного сельского совета.

В соответствии с п.94 ППБ 01-03, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

В соответствии с п.90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Согласно п.3 Примечаний к п.9.9 «Свода правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009» утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 г. №178, у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.

Указанный ГОСТ Р 12.4.026, предусматривает, что указательный знак «пожарный «водоисточник» должен располагаться в местах нахождения пожарных водоемов или пирса для пожарных машин, основная поверхность знака должна быть красного цвета, графический символ и кант белого цвета.

В соответствии с п.114 ППБ 01-03, на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В соответствии с п.118 ППБ 01-03 населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Не разрешается переводить линии связи «01» в таксофонах на платное обслуживание.

Судом установлено, что водоисточник в <адрес> сельского совета <адрес> не оборудован площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, в месте расположения пожарного водоисточника, а так же на пути движения к нему отсутствуют соответствующие опознавательные указатели.

Данные обстоятельства в суде представителем ответчика - администрации <адрес> сельского совета <адрес> - Агафоновым В.В. не оспаривались, и объективно подтверждаются представленным суду актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проводившейся помощником прокурора <адрес> Бузиным А.М. в присутствии главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Сидоренкова А.А., а также представленными суду главным государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору Сидоренковым А.А. сведениями о профилактических проверках, проводившихся ОГПН по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ

Учитывая, что несоблюдение указанных требований Правил пожарной безопасности ответчиком - администрацией <адрес> сельского <адрес> Михаленинского сельского совета <адрес> обязанностей по их устранению - подлежащими удовлетворению.

Суд на основании тех же документов и объяснений участников судебного заседания также считает установленным, что в <адрес> отсутствует телефонная или радиосвязь для сообщения о пожаре в пожарную охрану, но полагает в части требования прокурора об обеспечении <адрес> телефонной связью в целях устранения данного нарушения отказать, исходя при этом из следующего.

Услуги телефонной связи с использованием таксофонов, согласно ч.1 ст.57 Федерального Закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи», относятся к универсальным услугам связи.

В силу ч.1 ст.58 указанного Федерального закона, оказание универсальных услуг связи осуществляется операторами универсального обслуживания, отбор которых осуществляется по результатам конкурса или в порядке назначения в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи для каждого субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 №241, оператор универсального обслуживания устанавливает таксофоны, используемые для оказания универсальных услуг связи, в местах, определенных договором об условиях оказания универсальных услуг связи, с учетом необходимости обеспечения круглосуточного свободного доступа пользователей универсальными услугами связи к таксофонам.

Согласно Правилам проведения конкурса на оказание универсальных услуг связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.04.2005 г. №248, договор об условиях оказания универсальных услуг связи заключается Федеральным агентством связи с оператором, победившем в конкурсе на право оказания универсальных услуг связи.

Договорами об условиях оказания универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов от 17.10.2006 № УС 099/01-06 и от 07.11.2007 № УС 212/01-07, заключенными между Федеральным агентством связи и ОАО «ВолгаТелеком», являющимся оператором универсального обслуживания на территории <адрес>, и Дополнительным соглашениям к этим Договорам, согласно представленным суду копиям указанных документов, установка таксофона в п. <адрес> сельского совета <адрес> не предусмотрена.

Соответственно у суда нет оснований для возложения на привлеченного к участию в деле в качестве соответчика <адрес> обязанности установить телефонную связь с использованием таксофона в <адрес>, поскольку заключенными Федеральным агентством связи с <адрес> в установленном порядке договорами об условиях оказания универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов это не предусмотрено, требования о внесении соответствующих изменений в этот договор суду не заявлено.

Тем более необоснованным суд считает предъявление обсуждаемого требования к администрации <адрес> сельского совета <адрес>, не являющейся стороной в отношениях по предоставлению универсальных услуг связи.

Вместе с тем, суд, во исполнение требований пожарной безопасности (п.118 ППБ 01-03) полагает необходимым обязать ответчика - администрацию Михаленинского сельского совета <адрес> обеспечить <адрес> исправной радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану, исходя при этом из интересов безопасности людей и имущества.

В силу ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого Решение суда должно быть исполнено.

Исходя из требований разумности, с учетом мнения участников судебного заседания и того, что финансирование необходимых мероприятий будет осуществляться, в основном, из средств бюджета района, суд полагает необходимым предоставить ответчику шестимесячный срок для выполнения вышеназванных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования прокурора Варнавинского района удовлетворить частично.

Обязать администрацию <адрес> сельского совета <адрес>:

обеспечить пожарный водоисточник в поселке <адрес> сельского совета <адрес> подъездом с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

установить в поселке <адрес> сельского совета <адрес> в месте расположения пожарного водоисточника, а так же на пути движения к нему соответствующие опознавательные указатели.

обеспечить <адрес> сельского совета <адрес> исправной радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану.

Для исполнения решения суда установить ответчику срок 06 (шесть) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В остальной части требований прокурору отказать.

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Варнавинский районный суд Нижегородской области.

Судья Д.Н. Ивлев