Судебная практика

Об оспаривании бездействия департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области по нев. Решение от 30 апреля 2010 года № 2–180/10. Белгородская область.

Ракитянский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Богданова А.П.,

при секретаре Рыбцовой Н.С.,

с участием заявителя ФИО 1., представителей заинтересованных лиц: департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области Брянцевой Н.В., действующей на основании доверенности от 19.01.2010г., и администрации Ракитянского района Нечитайленко М.М., действующей на основании доверенности от 29.01.2010г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО 1 об оспаривании бездействия департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области по невыдаче ему государственного жилищного сертификата,

Установил:

С 17.05.1981г. по 27.05.1983г. ФИО 1 проходил военную службу по призыву, и с 6.12.1983г. по 1.09.2000г. непрерывно служил в органах внутренних дел Российской Федерации, откуда уволился по состоянию здоровья.

Общая продолжительность службы ФИО 1 в органах внутренних дел Российской Федерации в должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета, с учетом военной службы по призыву, составляет более 10 лет.

24.12.2004г. ФИО 1 и члены его семьи поставлены на учет органов местного самоуправления Ракитянского района в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, но 18.06.2007г. им отказано во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 9.10.2007г. на администрацию Ракитянского района возложена обязанность включения ФИО 1 в состав участников подпрограммы, как гражданина, уволенного из органов внутренних дел Российской Федерации по состоянию здоровья, имеющего общую продолжительность службы, финансируемой из средств федерального бюджета, более 10 лет.

Однако департамент строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области не оформляет и не выдает ФИО 1, включенному в сводные списки участников подпрограммы по Белгородской области на 2009г. и на 2010г., государственный жилищный сертификат.

Дело инициировано заявлением ФИО 1 Он просил признать незаконным бездействие департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области по невыдаче ему государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», и обязать департамент оформить и через администрацию Ракитянского района выдать жилищный сертификат.

В судебном заседании заявитель ФИО 1 требования поддержал.

Представитель департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области Брянцева Н.В. требования не признали, сославшись на законность их бездействия. Пояснила, что препятствием для выдачи заявителю государственного жилищного сертификата является отсутствие у него соответствующего удостоверения, подтверждающего право на льготы, и недостаточная продолжительность службы в органах МВД РФ на должностях, финансируемых из средств федерального бюджета.

Представитель администрации Ракитянского района Нечитайленко М.М. против удовлетворения требований возражала, указав на правомерность и законность невыдачи ФИО 1 жилищного сертификата по вышеприведенным причинам.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Департаментом строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области не оспаривается, что на основании определения судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 9.10.2007г. (л.д. 13-15) ФИО 1 включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г.

Сводными списками граждан- участников подпрограммы по Белгородской области на 2009г. и 2010г. (л.д. 32-35, 36-39) подтверждается, что заявитель состоит в списках на получение государственного жилищного сертификата.

Заинтересованными лицами не оспаривается, что заявитель не исключен из списков граждан-участников подпрограммы.

В обоснование причины невыдачи заявителю государственного жилищного сертификата заинтересованные лица ссылаются на отсутствие у него подтверждающего право на льготы удостоверения, обязательное наличие которого предусмотрено Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.09.1998г. №1054.

Заявитель настаивает, что истребуемое у него удостоверение не входит в перечень документов, подлежащих представлению участниками подпрограммы, и не может быть получено им, и данные доводы суд признает заслуживающими внимания.

Пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153, предоставление вышеуказанного удостоверения не предусмотрено.

Отсутствие у заявителя возможности получить истребуемое удостоверение подтверждается информацией Московского УВД на железнодорожном транспорте, откуда заявитель уволен со службы из органов внутренних дел (л.д. 16, 159).

Обоснованность утверждений заявителя и достоверность информации Московского УВД на железнодорожном транспорте об отсутствии у заявителя возможности получить удостоверение основана на положениях п.п. 6, 8 Правил учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.09.1998г. №1054, согласно которых правом на получение удостоверения обладают только сотрудники органов внутренних дел, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных местностях не менее 15 лет.

Согласно архивной справке ИЦ УВД по Белгородской области (л.д.143) заявитель в районах Крайнего Севера и приравненных местностях не служил, в связи с чем он не может получить и представить заинтересованным лицам истребуемое удостоверение.

Утверждения заинтересованных лиц, что отсутствие права на получение удостоверения лишает заявителя права получения жилищного сертификата, суд находит неубедительными.

Право на получение государственного жилищного сертификата по Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 не ставится в зависимость от наличия у лица удостоверения, предусмотренного Правилами учета, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6.09.1998г. №1054.

Правила учета не определяют порядок получения гражданами, уволенными со службы из органов МВД РФ, государственных жилищных сертификатов. Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов регламентирован правилами к Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006г. №153, и оба вышеназванных постановления Правительства РФ являются актами равной юридической силы. Причем данными постановлениями и иными актами, имеющими большую юридическую силу, не установлена взаимосвязь между правом на получение жилищного сертификата и наличием истребуемого удостоверения, а также между правом на получение сертификата и основаниями постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, уволенных со службы в ОВД.

Заявитель включен в сводный список граждан-участников подпрограммы, и дальнейшие действия по получению заявителем государственного жилищного сертификата регламентируются Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153.

Доводы департамента о неправомерности включения заявителя в число участников подпрограммы суд не признает основанными на законе.

Заявление ФИО 1 об оспаривании действий администрации Ракитянского района об отказе включения его в число участников подпрограммы рассмотрено без привлечения департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, в связи с чем суд признает обоснованными утверждения заинтересованного лица, что определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 9.10.2007г. не имеет для них преюдиционного значения.

Однако в настоящем судебном заседании подтверждены ранее установленные обстоятельства, что заявитель является нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановлен на учет в органах местного самоуправления до 1.01.2005г., и что он, уволенный из органов внутренних дел Российской Федерации по состоянию здоровья, имеет общую продолжительность службы на должностях, финансируемых из средств федерального бюджета, более 10 лет. То есть заявитель, как соответствующий требованиям к участникам подпрограммы, в соответствии с п.6 Правил к Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006г. №153, имеет право на участие в подпрограмме и на получение жилищного сертификата.

Ссылки представителя департамента, что изначально заявитель был постановлен на учет в органах местного самоуправления на общих основаниях, в связи с чем он необоснованно претендует на получение жилищного сертификата по другому основанию - как гражданин, уволенный со службы в органах МВД РФ, основаны на ошибочном толковании закона.

Постановление Правительства РФ от 21.03.2006г. №153, регламентирующее вопросы реализации государственных жилищных сертификатов, не предъявляет специальных требований к основаниям постановки на жилищный учет. Поэтому заявитель, постановленный на учет в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий на общих основаниях, имеет равные права на участие в подпрограмме с теми лицами, которые могли быть изначально постановлены на учет для получения жилищного сертификата.

Необоснованными являются иные доводы заинтересованных лиц, что заявитель был включен в число участников подпрограммы в отсутствие необходимого стажа службы в органах МВД РФ на должностях, финансируемых из средств федерального бюджета.

Согласно архивной справке ИЦ УВД по Белгородской области (л.д. 143), выписки из приказа УВД Белгородской области (л.д. 142) и информации Московского УВД на железнодорожном транспорте (л.д. 155), заявитель с 19.08.1991г. по 1.06.1993г. служил в должности участкового инспектора милиции Ракитянского РОВД, и с 1.06.1993г. по 1.09.2000г. - в подразделениях Московского УВД на железнодорожном транспорте, и суммарная продолжительность данного периода службы составила более 9 лет. Информацией ФЭУ УВД по Белгородской области (л.д.158) и Московского УВД на железнодорожном транспорте (л.д. 155) подтверждается, что в период службы заявителя в вышеуказанных подразделениях содержание осуществлялось за счет средств федерального бюджета.

В силу п.10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153, что в общую продолжительность службы включается не только суммарная продолжительность службы в органах внутренних дел Российской Федерации, но и военная служба по призыву, при исчислении общей продолжительность службы заявителя подлежит зачету его служба по призыву с 17.05.1981г. по 27.05.1983г. (л.д. 137).

Следовательно, общая продолжительность службы заявителя в органах внутренних дел Российской Федерации в должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета, с учетом военной службы по призыву, составляет более 10 лет.

При таких обстоятельствах бездействие департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области по невыдаче заявителю, соответствующему требованиям к участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г., государственного жилищного сертификата является незаконным.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление ФИО 1 об оспаривании бездействия департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области по невыдаче ему государственного жилищного сертификата признать обоснованным.

Обязать департамент строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области в 2010 году оформить и передать для выдачи ФИО 1, состоящему в сводном списке граждан-участников подпрограммы на 2010 год, государственный жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Ракитянский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

В суд надзорной инстанции Решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу при условии, что участниками процесса было использовано право на кассационное обжалование судебных постановлений.

Судья А.П.Богданов