Судебная практика

Постановление от 11 июля 2011 года № А53-21660/2010. По делу А53-21660/2010. Российская Федерация.

Постановление

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А53-21660/2010

11 июля 2011 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2011 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Калашниковой М.Г. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя – открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) – Едленко Н.А. (доверенность от 29.11.2010), от заинтересованного лица – Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172) – Зиновьева О.Г. (доверенность от 23.06.2011), в отсутствие третьих лиц – открытого акционерного общества «Дон-Пригород» (ИНН 6162051289, ОГРН 1076162005864) и Региональной службы по тарифам по Ростовской области, направившей ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (почтовые уведомления № 21052 и 21053; информация в сети Интернет, опубликованная 04.06.2011 в 11 часов 41 минуту), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на Решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2010 (судья Баранова Н.В.) и Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 (судьи Захарова Л.А., Иванова Н.Н., Смотрова Н.Н.) по делу № А53-21660/2010, Установил следующее.

ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала – Северо-Кавказской железной дороги (далее ? ОАО «РЖД») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – управление) от 28.09.2010 № 9815/02 и предписания от 28.09.2010 № 403.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены открытое акционерное общество «Дон-Пригород» (далее – ОАО «Дон-Пригород») и Региональная служба по тарифам по Ростовской области (далее – РСТ по Ростовской области). Делу присвоен № А53-21660/10.

ОАО «Дон-Пригород» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 28.09.2010 № 9815/02 и предписания от 28.09.2010 № 403. Делу присвоен № А53-21427/10.

В соответствии с частью 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 20.12.2010 дела № А53-21660/2010 и № А53-21427/2010 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен № А53-21660/2010.

Решением суда от 20.12.2010, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2011 в удовлетворении требований отказано на том основании, что ОАО «РЖД», являясь субъектом естественной монополии, реализует услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования по неутвержденным в установленном порядке тарифам, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось ОАО «РЖД» с кассационной жалобой и дополнением к жалобе, просит Решение суда и Постановление апелляционной инстанции отменить. Податель жалобы указывает, что ФСТ России не установлен перечень документов и порядок рассмотрения вопроса по установлению тарифов за услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при пассажирских перевозках в пригородных поездах в собственном (арендованном) подвижном составе, поэтому ОАО «РЖД» не имело возможности обратиться за установлением данных тарифов. Суды не проверили довод о том, что в 2009 году ОАО «РЖД» вело переписку с ФСТ России на предмет установления тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при пассажирских перевозках в пригородных поездах. До вступления в силу приказа ФСТ России от 28.10.2010 № 265-т/1 «Об утверждении цен (тарифов) на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО “РЖД“ при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации» ОАО «РЖД» применяло тарифы, согласованные с ОАО «Дон-Пригород» в соответствии со статьями 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление, ОАО «Дон-Пригород» и РСТ по Ростовской области не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» поддержал доводы кассационной жалобы и дополнения к жалобе, представитель управления просил оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность решения суда и постановления апелляционной инстанции, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей ОАО «РЖД» и управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по договору с ОАО «Дон-Пригород» от 31.12.2008 № 43/НДОПП ОАО «РЖД» реализовало услуги по предоставлению инфраструктуры, управлению, эксплуатации, аренде, капитальному ремонту, техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава по тарифам, определенным на базе общей суммы фактических расходов и объемов работы Северо-Кавказской железной дороги, затраченных в 2008 году на обеспечение данных видов услуг. В соответствии с приложением к договору плата за оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования определена исходя из общего годового количества вагоно-километров и расчетной расходной ставки за услуги инфраструктуры. Расчетная расходная ставка составляет 13,96 руб./1 ваг-км, которая исчислена в соответствии с Методикой расчета стоимости услуг инфраструктуры железных дорог при перевозках пассажиров в пригородном сообщении, утвержденной 03.04.2006 старшим вице-президентом ОАО «РЖД» Андреевым Ф.Б. и введенным в действие телеграммой ОАО «РЖД» от 10.05.2006. В аналогичных договорах от 31.07.2009 № 43/НДОПП и от 31.12.2010 № 41/НДОПП расчетная расходная ставка снижена до 13,41 руб./1 ваг-км.

18 марта 2010 года ОАО «Дон-Пригород» обратилось в управление с заявлением о разъяснении порядка регулирования тарифов за услуги, предоставляемые ОАО «РЖД».

По результатам рассмотрения обращения ОАО «Дон-Пригород» управление приняло Решение от 28.09.2010 № 9815/02 о признании ОАО «РЖД» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и выдало предписание от 28.09.2010 № 403 о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в применении тарифа на реализуемые услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не утвержденного соответствующим органом регулирования.

Предписанием на общество возложена обязанность в пятнадцатидневный срок с момента получения предписания представить в соответствующий орган регулирования заявку (с приложением всех необходимых документов) на установление тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на территории Ростовской области.

В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО «РЖД» обжаловало Решение и предписание управления в арбитражный суд.

Суды Установили все фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили нормы права и приняли законные и обоснованные судебные акты.

В соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии и пунктом 1 приказа ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т «О включении (исключении) организаций в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте» включено в раздел 1 «Железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественных монополий, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статей 6 и 11 Федерального закона «О естественных монополиях» определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332 (далее – Положение) ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно пункту 5.3.1.22 Положения ФСТ России устанавливает (утверждает, регистрирует) тарифы, сборы и плату в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (за исключением транзита).

Приказом ФСТ России от 23.10.2007 № 268-т/6 утверждены тарифы за услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «РЖД» при пассажирских перевозках в пригородных поездах в собственном (арендованном) подвижном составе в городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской, Рязанской, Калужской, Ленинградской, Алтайской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областях и Республике Хакасия.

В связи с изложенным суды обоснованно отклонили довод ОАО «РЖД» об отсутствии у него возможности обращения в ФСТ России за установлением тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования до заключения договоров с ОАО «Дон-Пригород» в 2008 и 2009 годах.

Услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования включены в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643.

Письмом от 13.11.2009 № ЕВ-8068/10 ФСТ России просило ОАО «РЖД» предоставить информацию о построении взаимоотношений с компаниями-перевозчиками (в тои числе с ОАО «Дон-Пригород»), а также поручить этим компаниям направить предложения об установлении тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при пассажирских перевозках в пригородных поездах по субъектам Российской Федерации.

21 декабря 2009 года ОАО «РЖД» сообщило, что названные ФСТ России компании-перевозчики являются агентами по продаже билетов, имеют все необходимые перевозчику документы и ресурсы и смогут начать перевозочную деятельность после установления ФСТ России тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Вместе тем, из пояснений ОАО «Дон-Пригород» и протокола рассмотрения дела об установлении тарифа, утвержденного РСТ России от 25.12.2009, следует, что ОАО «Дон-Пригород» осуществляет деятельность в области пассажирских перевозок в пригородном сообщении по Ростовской области с 01.01.2009.

На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств суды сделали обоснованный вывод о том, что ОАО «РЖД» оказывало услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в Ростовской области без утвержденных уполномоченным органом тарифов.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении требований о признании недействительными решения от 28.09.2010 № 9815/02 и предписания от 28.09.2010 № 403, поскольку управление обоснованно признало ОАО «РЖД» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, согласно которому запрещается нарушение занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом порядка ценообразования, установленного нормативными правовыми актами.

Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.

Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.

При подаче кассационной жалобы общество излишне уплатило 1 тыс. рублей государственной пошлины, которые подлежат возврату из федерального бюджета в силу статей 102 и 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 № 91 (в редакции информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 № 139) «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

Руководствуясь статьями 274, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Постановил:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.12.2010 и Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 по делу № А53-21660/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить ОАО «Российские железные дороги» 1 тыс. рублей государственной пошлины, излишне перечисленной в доход федерального бюджета по платежному поручению от 14.04.2011 № 75198.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Т.Н. Драбо

Судьи М.Г. Калашникова

Л.А. Черных