Судебная практика

О ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории поселения. Решение от 06 октября 2003 года №. Республика Саха.

Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Друзьянова *.*., при секретаре Комбу *.*., с участием прокурора Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) Ефимова *.*., представителя ответчика Королева *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «...» к администрации муниципального образования «...» Верхнеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории поселения,

Установил:

Прокурор Верхнеколымского района в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования «...» обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «...» о ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на
территории поселения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведенной территориальным органом Роспотребнадзора проверкой соблюдения природоохранного законодательства, на земельных участках, относящихся к категории земель - «земли поселений» были выявлены многочисленные несанкционированные свалки.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 04.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 8 названного Закона, а также п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Данное требование Закона также закреплено в уставе муниципального образования «...».

Также, на основании ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и почву.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.

На основании ст. 83 ч. 1 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые для застройки и развития населенных пунктов.

Одним из важнейших гарантированных государством прав граждан является право на благоприятную окружающую среду. В статье 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.

В результате проверки установлено, что в нарушение требований указанных Законов, на территории поселения муниципального образования «...» между жилым домом № 4 «в» и нежилым домом № 4 «г» по ул. Леликова расположена несанкционированная свалка строительного и бытового мусора в виде досок, металлических труб, автопокрышек и сломанной бытовой техники.

Прокурор района просит суд обязать администрацию муниципального образования «...» Верхнеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) ликвидировать указанную несанкционированную свалку в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу путем очистки территории с рекультивацией земельного участка.

В судебном заседании прокурор Верхнеколымского района Ефимов *.*. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика, глава муниципального образования «...» Королев *.*., в суде пояснил, что определенная работа по уборке территории поселения проводится, в рамках субботников по уборке территорий осуществляется сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, бюджет поселения дотационный, формируется по остаточному принципу, средств на исполнение всех расходных обязательств, в том числе по вопросам охраны окружающей среды и благоустройства территории, не достаточно. С исковыми требованиями прокурора согласен, но по указанным основаниям оспаривает иск в части установления сроков исполнения решения суда, считает реальным срок исполнения 10-20 лет.

Как видно из объяснений зам. начальника ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по РС(Я) в Нижнеколымском районе Мирошниченко *.*. и инспектора Верхнеколымской улусной инспекции охраны природы Свинобоевой *.*., они подтверждают, что в ходе проведенной ______ года проверки на территории п.... были выявлены несанкционированные свалки бытового, производственного и строительного мусора, что является нарушением требований санитарного и природоохранного законодательства.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика и исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора на основании нижеследующего.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ______ года «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По данному делу прокурором исковое заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных
участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п. 18. ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Также согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из п.п. 20, 21 ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования «...» Верхнеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) к вопросам местного значения
поселении относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения л.д. 10-11).

В соответствии со справкой санитарно-гигиенического обследования от ______ года следует, что на территории поселка Зырянка возле дома № 41 по ул. Проточная организована несанкционированная свалка в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства (справка со схемой и фототаблицей нал.д. 4-8).

Образовавшаяся свалка отходов производства и потребления расположена на территории муниципального образования «...». Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.

Доводы представителя ответчика о том, что организовать сбор и вывоз несанкционированных свалок не представлялось возможным в связи с тем, что бюджет поселения является дотационным, в смете расходов на 2010 год не выделены средства на сбор и удаление отходов, суд не может принять во внимание, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п.п. 1 п. 1 ст. 14, п.п. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,
утилизацию и переработку бытовых отходов не освобождает администрацию муниципального образования от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей вреде.

При таких обстоятельствах прокурор правомерно обратился в суд с данными исковыми требованиями, направленными на понуждение ответчика исполнить обязанности, возложенные на него законом.

Вместе с тем, с учетом объема и характера мероприятий, которые необходимо провести ответчику для реализации полномочий, возложенных на него федеральным законом по защите прав жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду, а также учитывая текущее финансовое положение ответчика, суд считает необходимым определить разумный срок, в течение которого Решение суда должно быть исполнено - один год со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193 - 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «...» Верхнеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) провести мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории муниципального образования «...» Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) между жилым домом № 4 «в» и нежилым домом № 4 «г» по улице Леликова путем очистки территории с рекультивацией земельного участка.

Установить для исполнения решения суда администрацией муниципального образования «...» Верхнеколымского улуса (района) Республики Саха (Якутия) срок - один год со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхнеколымский районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, изготовленного ______
года.

Председательствующий: *.*. Друзьянов