Судебная практика

По иску Геворкян А.Г. о восстановлении положения, существовавшего до момента ввода в эксплуатацию — `Аэропорт Геленджик`. Определение от 06 июня 2011 года № . Краснодарский край.

ДД.ММ.ГГГГ Советский районный суд

г. Краснодара в составе:

председательствующего Платоновой Э.Р.

при секретаре Козловой Н.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Геворкян А.Г. к ОАО «Международный аэропорт Краснодар» о восстановлении положения, существовавшего до момента ввода в эксплуатацию «Аэропорт Геленджик»,

Установил:

Геворкян А.Г. обратился в суд с иском, в котором просит восстановить положение, существовавшее до момента ввода в эксплуатацию «Аэропорта Геленджик», в связи с чем запретить деятельность аэропорта по осуществлению авиационного сообщения.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Сахарова Н.С. исковые требования подтвердила и пояснила, что в 2010г. в «Аэропорту Геленджик» была построена новая взлетно-посадочная полоса, в результате чего увеличилась пропускная способность аэропорта. Ее доверитель является собственником жилого дома и земельного участка по <адрес> в г. Геленджике, расположенных в непосредственной близости от аэропорта. С момента ввода в эксплуатацию «Аэропорта Геленджик» даже временное нахождение в доме ее доверителя стало невозможным из-за постоянного шума взлетающих и идущих на посадку авиалайнеров. В целях защиты своих прав истец обращался в Новороссийскую транспортную прокуратуру и управление архитектуры и градостроительства администрации МО город-курорт Геленджик с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Согласно письму прокуратуры № 23ж-2010/3225 от 19.07.2010г. «по результатам измерения уровня шума установлено, что максимально допустимые уровни звука на территории жилого <адрес> превышают допустимые уровни установленные ГОСТ. В соответствии с ответом управления архитектуры и градостроительства жилой дом по <адрес> в г. Геленджике находится в зоне с уровнем звука более 85 дБА, что не допускает жилищное строительство. Таким образом, деятельность аэропорта нарушает санитарно-эпидемиологическое законодательство, а соответственно и права собственника Геворкян А.Г.

Представитель ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» Коваленко Н.В. иск не признал и пояснил, что размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения. ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» заключен договор № 06/10 от 02.08.2010г., предметом которого является проведение исследований по определению воздействия воздушных судов и наземной инфраструктуры аэропорта на окружающую среду. Таким образом, в настоящее время выполняются мероприятия, направленные на соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства.

Представитель третьего лица - ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» Секалова В.Г. против иска возражала и пояснила, что строительство зданий и сооружений, включая жилые дома жителей Геленджика на прилегающей территории к аэропорту Геленджик велось незаконно, так как в соответствии с п. 4.5. Руководства по эксплуатации гражданских аэропортов РФ проектирование, строительство, расширение и техническое переоснащение объектов в границах полос воздушных подходов к аэродромам, а также вне границ этих полос в радиусе 10 км. Согласование размещений зданий и сооружений, включая жилые дома лиц, в интересах которых выступает прокурор, расположенных на территории, прилегающей к аэропорту Геленджик не проводились. Реализация проекта «Развитие аэропорта Геленджик - строительство взлетно-посадочной полосы. Краснодарский край» осуществлялось на основании разработанной в соответствии с действующим законодательством проектной документацией.

Установлено, что строительство аэропорта Геленджик велось с целью развития туризма в регионе на основании распоряжения Правительства РФ от 7.02.2006г. «Об утверждении перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2006 г., финансируемых за счет средств государственных капитальных вложений в рамках федеральной инвестиционной программы на 2006 г.».

Распоряжением территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю от 5.06.2008г. № 530-р ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» наделен правом хозяйственного ведения на имущество аэропорта г. Геленджик, а именно: сооружения аэродромного комплекса общей площадью 932 239 кв.м.

Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы № 999 от 26.12.2006г. материалов проекта на строительство объекта ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» было рекомендовано разработать и согласовать проект организации санитарно-защитной зоны Аэропорта Геленджик с учетом шумового воздействия до начала эксплуатации.

21.09.2009г. между ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» и ОАО «Международный аэропорт Краснодар» заключен договор по обеспечению сохранности имущества аэродрома и организации аэропортовой деятельности, которым ОАО «МАКр» передана обязанность и связанные с этим риски по совершению поручения ФГУП «АГА (а)» юридических и иных действий по обеспечению охраны периметра территории, на которой расположено имущество аэродрома и организации аэропортовой деятельности в аэропорте «Геленджик». В целях извлечения доходов от такой деятельности, ОАО «МАКр» обязуется совершать от своего имени, но за счет ФГУП «АГА (а)» все необходимые действия, прямо или косвенно вытекающие из своих полномочий, в том числе связанные с обеспечением безопасности полетов, совершаемых воздушными судами.

02.08.2010г. между ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» и НПП «Центр авиационной экологии» заключен договор на создание и передачу научно-технической продукции. Предметом договора является проведение исследований по определению воздействия воздушных судов и наземной инфраструктуры аэропорта на окружающую среду в окрестностях аэропорта Геленджик с целью определения расчетных зон ограничения жилищного строительства и границ санитарно-защитной зоны по факторам загрязнения атмосферного воздуха и авиационного шума с учетом перспектив его развития и внедрения новых типов воздушных судов. Согласно условиям договора сроки выполнения отдельных этапов определяются календарным планом работ, являющимся неотъемлемой частью договора, а срок окончания работы в целом определен - 30.06.2012г.

01.11.2010г. между ОАО «Международный аэропорт «Краснодар» (арендатор) и ОАО «Аэропорт Геленджик» (арендодатель) заключен договор № Ар-1/10-МАК аренды имущества, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает за плату во временное владение и пользование для организации аэропортовой деятельности в аэропорту г. Геленджик имущество, расположенное по адресу: г. Геленджик, ул. <адрес> принадлежащее арендодателю на праве собственности.



Согласно п. 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация» в соответствии с которым реализуются проекты санитарно-защитных зон, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух; установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. В вышеуказанном разделе дополнительно проанализирована акустическая обстановка на прилегающей территории с учетом эксплуатации воздушных судов, не отвечающих требованиям ИКАО по шуму на местности и рассмотрены два варианта: с использованием воздушных судов, не отвечающих стандартам ИКАО и перспективные условия функционирования аэродрома Геленджик, предусматривающие эксплуатацию современных малошумных воздушных судов.

Расчетная санитарно-защитная зона выполнена. Согласно п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено отселение жителей близлежащих к аэропорту домов, в случае необходимости, однако Геворкян А.Г. к ответчику с данным вопросом не обращался, отказано ему в этом не было.

Согласно п.1ст.222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора.

Суд считает необходимым разъяснить, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.

На основании п. 1 ст. 222 ГПК РФ, суд

Определил:

Исковое заявление Геворкян А.Г. к ОАО «Международный аэропорт Краснодар» о восстановлении положения, существовавшего до момента ввода в эксплуатацию «Аэропорт Геленджик» оставить без рассмотрения.

На определение может быть подана частная жалоба в коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней через Советский районный суд г. Краснодара.

Федеральный судья