Судебная практика

О признании справок о заработной плате недействительными. Решение от 22 марта 2011 года № 2-122/2011. Архангельская область.

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

при секретаре Брагиной с.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 22 марта 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации к открытому акционерному обществу о признании справок о заработной плате П. недействительными, о взыскании причиненного ущерба,

Установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации обратилось в суд с исковым заявлением к ОАО о признании справок о заработной плате П. № ххххх от ххххх года, выданные ОСБ, недействительными.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что П. работала отделении № ххххх СБ РСФСР. Отделение СБ в дальнейшем было реорганизовано путем присоединения к отделению № ххххх СБ России. ххххх года в отделении СБ произошел пожар. В результате пожара здание и все имущество полностью уничтожено огнем, в том числе и лицевые счета сотрудников. При проверке пенсионных дел по выявлению фактов необоснованной выдачи справок о заработке для начисления пенсий, проведенной Управлением Пенсионного фонда РФ в ххххх года было выявлено, что ОСБ на 5 работников центральной СБ в период с ххххх по ххххх годы были выданы справки о заработке данных работников за ххххх -ххххх годы согласно лицевым счетам, в то время как лицевых счетов за периоды до ххххх года на хранении в на работников СБ быть не могло по причине пожара ххххх года. Данное обстоятельство подтверждается справкой по результатам документальной проверки достоверности представленных документов для назначения пенсии № ххххх от ххххх года, проведенной Управлением Пенсионного фонда РФ, согласно которой первичных бухгалтерских документов на работников центральной сберкассы за период с ххххх года по ххххх года на хранении нет. Таким образом, ОСБ незаконно выдало гражданам справки о заработной плате, не основываясь на лицевых счетах. Вследствие этого Управление Пенсионного фонда РФ излишне выплатило П. ххххх рубля ххххх копеек. В настоящее время отделение № ххххх СБ России реорганизовано путем перевода в статус внутреннего структурного подразделения – дополнительный офис (универсальный) СБ России.

В дальнейшем ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ заявленные исковые требования увеличило, просив, взыскать с ОАО № ххххх ххххх рубля ххххх копеек в счет возмещения причиненного ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ ущерба.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям.

Представитель ответчика исковые требования не признал и пояснил, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку оспариваемые справки были представлены в Управление Пенсионного фонда РФ в ххххх года, то есть срок исковой давности следует считать с момента их предъявления, то есть с ххххх года. У истца не имелось препятствий для предъявления требований к СБ. Считает, что необходимо отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований, П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации пенсионных прав граждан РФ устанавливаются Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 2 статьи 18 указанного Закона перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 17 и Пенсионного фонда РФ № 19пб от 27 февраля 2002 года были утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно Перечню документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 16 и Пенсионного фонда РФ № 19па от 27 февраля 2002 года (далее – Перечень документов) к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ; о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности.



В соответствии с пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и пунктом 26 Перечня документов среднемесячный заработок лица подтверждается следующим образом: заработок за 2000-2001 годы, а также за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования – сведениями индивидуального (персонифицированного) учета; заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования – справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Из пункта 2 указанной статьи следует, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбома Ф.И.О. учетной Ф.И.О. учетной документации по оплате труда относятся: «Расчетно-платежная ведомость» форма Т-49, «Расчетная ведомость» форма Т-51, «Платежная ведомость» форма Т-53, «Лицевой счет» форма Т-54, Т-54а.

Судом установлено, что П. с ххххх года является получателем трудовой пенсии по старости, пенсия была исчислена исходя из размера заработной платы за период с ххххх года по ххххх года, в том числе, на основании справок о заработке № № ххххх от ххххх года согласно лицевым счетам во время работы отделении № ххххх СБ РСФСР.

На основании приказа СБ СССР № ххххх от ххххх года центральная касса № ххххх реорганизована районное отделение СБ СССР № ххххх (ххххх).

Согласно приказу СБ РСФСР № ххххх по отделению № ххххх от ххххх года в районное отделение СБ СССР № ххххх переименовано в отделение № ххххх СБ РСФСР.

В связи с реорганизацией сети СБ РФ отделение № ххххх СБ РСФСР присоединено к отделению № ххххх СБ России (приказ ххххх) – л.д. 13.

Справки о заработной плате П. за период работы с ххххх года по ххххх год выданы ОСБ № ххххх. В данных справках указан заработок П., учитываемый при назначении пенсии. На оборотной стороне справок указаны суммы премий, вознаграждения по итогам работы за год, отпуска, материальная помощь.

В связи с утверждением новой организационной структуры отделения № ххххх СБ России отделение № ххххх СБ РФ переименовано в универсальный филиал № ххххх ОСБ № ххххх.

В связи с изменением организационной структуры отделения № ххххх СБ России, универсальный филиал № ххххх ОСБ № ххххх называется дополнительным офисом № ххххх.

С ххххх года в связи с реорганизацией ОСБ № ххххх преобразовано в статус внутреннего структурного подразделения «Дополнительный офис (универсальный) отделения № ххххх СБ России ОАО» (л.д. 16).

Из справки Отделения государственного пожарного надзора от ххххх года следует, ххххх года в здании СБ по адресу: ххххх произошел пожар. В результате пожара здание СБ и находящееся в нем имущество полностью уничтожено огнем (л.д. 15).

Частью 3 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также пунктом 3 ст. 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц представления документов, необходимых для назначения и выплаты пенсии, а также проверять обоснованность их выдачи.

ххххх года ведущим специалистом-экспертом ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ на основании запроса ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ проведена проверка первичных документов, послуживших основанием для заполнения справок о зарплате для назначения пенсии за период с ххххх года по ххххх года в ОСБ № ххххх. В результате проверки выявлено, что лицевых счетов по заработной плате за период с ххххх года по ххххх года на хранении не имеется, поэтому проверить обоснованность выдачи справок о заработной плате П. не представилось возможным.



Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ от ххххх года справки о заработке Перфильевой В.Н. признаны необоснованными. Размер пенсии П. с ххххх года приведен в соответствие. В результате предоставления недостоверных сведений за период с ххххх года по ххххх года образовалась переплата страховой части трудовой пенсии по старости П. в сумме ххххх рубля ххххх копеек (л.д. 19).

Указанное Решение обжаловано не было.

Справки о заработной плате П. за период с ххххх года по ххххх год были выданы с недостоверными сведениями, на основании лицевых счетов других работников такого же уровня, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось. В справках о заработной плате П. № № ххххх от ххххх года содержатся сведения о том, что они выданы на основании лицевых счетов работника.

Установление заработной платы работника на основании чужих лицевых счетов, средних данных о заработной плате по организации, сведениях о тарифных ставках и должностных окладах, недопустимо.

Таким образом, учитывая, что справки о заработной плате П. выданы, не основываясь на требованиях действующего законодательства, на основании лицевых счетов других работников, суд приходит к выводу, что указанные справки за период с ххххх года по ххххх года являются недействительными.

Ответственность физических и юридических лиц в виде возмещения причиненного ущерба предусмотрена ст. 25 Закона № 173-ФЗ и наступает в случае предоставления недостоверных сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии.

Пунктом 2 указанной статьи определено, что в случае, если предоставление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в случае выплаты излишних сумм трудовой пенсии пенсионный орган имеет право на возмещение ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Факт получения П. заработной платы в определенном размере в спорный период не доказан.

Каких-либо доказательств, подтверждающих доход П. за период с ххххх года по ххххх года, представлено не было.

Статьей 15 Гражданского кодекса РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены в главе 59 Гражданского кодекса РФ.

В силу п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Суд Установил, и это подтверждается материалами дела, что переплата страховой части трудовой пенсии П. образовалась вследствие предоставления недостоверных справок о заработной плате.

Причинная связь между противоправным поведением ответчика и причиненными убытками состоит в том, что на основании оспариваемых справок П. в период с ххххх года по ххххх года выплачивалась пенсия. Без выдачи данных справок неблагоприятные последствия в виде ущерба для Пенсионного фонда в связи с излишне выплаченной пенсией не наступили бы.

Справки о заработной плате П. были предоставлены ОСБ № ххххх, поскольку в связи с реорганизацией сети СБ РФ отделение № ххххх СБ РСФСР присоединено к отделению № ххххх СБ России.

С ххххх года в связи с реорганизацией ОСБ № ххххх преобразовано в статус внутреннего структурного подразделения «Дополнительный офис (универсальный) отделения № ххххх СБ России ОАО».

Размер пенсии, выплаченной П. за период с ххххх года по ххххх года составил ххххх рублей ххххх копеек. Сумма излишне выплаченной пенсии составила ххххх рубля ххххх копеек. Расчет, представленный ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ, суд берет за основу, по существу ответчик сумму излишне выплаченной пенсии не оспаривает.

Следовательно, СБ должен возместить ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ сумму незаконно полученной П. пенсии в размере ххххх рубля ххххх копеек.

Доводы СБ о пропуске срока исковой давности по заявленным требованиям суд считает необоснованными.

В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

На основании ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу пункта 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Ссылка Банка на то, что оспариваемые справки были предоставлены в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в ххххх года и срок исковой давности следует исчислять с момента их предъявления, несостоятельна.

При предъявлении справок о заработной плате П. ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ не было известно, что данные справки выданы не на основании первичных бухгалтерских документов, основанием выдачи справок были указаны лицевые счета.

Проверка достоверности представленных страхователями в Пенсионный фонд РФ индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке П. проведена ххххх года. В ходе проведенной проверки установлено, что лицевые счета по заработной плате с ххххх года по ххххх год на хранении отсутствуют.

Следовательно, срок исковой давности следует исчислять с момента выявления факта необоснованной выдачи справок о заработной плате, то есть с ххххх года.

Таким образом, заявленные исковые требования ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 88, 91, 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

заявленные исковые требования Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации удовлетворить.

Признать справки о заработной плате П № № ххххх от ххххх года, выданные ОСБ № ххххх, недействительными.

Взыскать с Открытого акционерного общества в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в счет возмещения ущерба ххххх рубля ххххх копеек.

Взыскать с Открытого акционерного общества в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в счет возврата уплаченной государственной пошлины ххххх рублей ххххх копейки.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Н.В. Сидорак