Судебная практика

О признании права собствености. Решение от 29 апреля 2010 года № . Астраханская область.

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе:

Федерального судьи Алямшиной Н.К.,

при секретаре Кожановой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по и Ф.И.О. к Управлению по жилищной политике администрации г. Астрахани, Управлению по строительной и жилищной политике администрации г. Астрахани о признании права собственности на перепланированное жилое помещение,

В присутствии и участии представителя Ф.И.О. действующей по доверенности

Установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам Управлению по жилищной политике администрации г. Астрахани, Управлению по строительной и жилищной политике администрации г. Астрахани о сохранении квартиры в перепланированном виде и права собственности на <адрес>\18, <адрес>, в порядке приватизации жилья, ссылаясь на то, что проживает в квартире с 2004 года, состоит на регистрационном учете. В квартире, в целях улучшения жилищно-бытовых условий, произведена перепланировка, отсутствие акта приемочной комиссии препятствует приватизации жилья в административном порядке.

В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело без его участия, доверил представлять интересы представителю.

В судебном заседании представитель истца Гаврилова И.И. поддержала иск, по основаниям изложенным в нем, дополнительно пояснила, что перепланировка осуществлена при переводе системы отопления с печной на АОГВ, демонтаже конструкций печи и встроенного шкафа, в соответствии со строительными нормами и правилами, имеется техническое заключение и заключение санитарно-эпидемиологической службы, ограничения для приватизации жилья отсутствуют. Отсутствуют лица, не зарегистрированные, но проживающие к квартире и имеющие право приватизации жилья. Истец ранее не участвовал в приватизации жилья.

Представитель Управления по жилищной политике администрации г. Астрахани в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, не возражал против удовлетворения иска.

Представители Управления по строительной и жилищной политике администрации г. Астрахани в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, возражения не представлены.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Истец обоснованно обратился с данным иском в суд, поскольку, по сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на объект отсутствует.

В соответствии со ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», судам подведомственны дела, возникающие, в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений( в т.ч. забронированных) в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд( жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).

Проживание и регистрация нанимателя подтверждается справкой Управления по жилищной политике администрации г. Астрахани участка № 1 Трусовского района, поквартирной карточкой и паспортом.

Истец проживает в квартире один, другие лица, имеющие право участия в приватизации указанного жилого помещения, проживавшие иили проживающие в настоящее время, но не зарегистрированные по нему, судом не установлены.

В соответствии со ст. 7 ФЗ “ О введении в действие Жилищного кодекса РФ“, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В силу ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии с Законом РФ» О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация жилых помещений- это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.( ст. 6 Закона )

В соответствии со ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.

При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в т.ч. права на приватизацию жилых помещений.

В соответствии с распоряжением Мэра г.Астрахани “О перераспределении полномочий в области жилищной политики“ от 27.08.2007г. № 820-р-м с 01.01.2008г. функции по передаче в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет Управление по жилищной политике администрации г.Астрахани.

Однако, в нарушение требований законодательства, жилой фонд не зарегистрирован муниципальной собственностью, что подтверждается сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Астраханской области. В Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничении(обременений) на спорный объект отсутствуют.

Отсутствие регистрации муниципальной собственности на объект не может влиять на жилищные права истца.

Письмом Управления по жилищной политике администрации г.Астрахани от 30.06.2011г. № 05-04-03-2442 сообщается об отсутствии оснований положительного решения вопроса приватизации занимаемого истцом жилого помещения, в связи с отсутствием документа, подтверждающего законное вселение, а также перепланировкой помещения.

В досудебном порядке истец обращался в Управление по строительной и жилищной политике администрации г. Астрахани по поводу ввода в эксплуатацию перепланированного жилого помещения, однако, письмом указанного Управления от 27.06.2011г. № 07-03-04-816 отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого помещения, в связи с перепланировкой, произведенной без полученного в установленном порядке разрешения, рекомендовано обратиться в суд с соответствующим иском.

Суд полагает, что, в данном случае, следует руководствоваться разъяснением, содержащимся в п. 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“, согласно которому, отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

Судом установлено, что истец, осуществивший самовольную перепланировку квартиры, предпринимал надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Суд полагает обоснованным предъявление данного иска, в связи с невозможностью в

ином порядке регистрации права собственности на перепланированный жилой объект.

Судом установлено, что единственными признаками самовольной перепланировки являются отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию) и отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению, которых, истец предпринимал меры.

По данным Астраханского Филиала ФГУП “Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ“ по состоянию последней технической инвентаризации на 22.11.2010г. <адрес>, кор.2, соответствует требованиям ст. 15 ЖК РФ. Указанным органом выдан технический паспорт на жилое помещение, нарушения при эксплуатации жилого помещения выявлены в части перепланировки. Истец ранее не участвовал в приватизации жилья.

Экспертным заключением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» от 23.06.2011г. № 03-013690 подтверждается соответствие жилого помещения требованиям санитарных правил и норм СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

В соответствии с техническим заключением ООО «АБ Форма“, при обследовании несущих строительных конструкций квартиры установлено, что основные строительные конструкции после перепланировки жилого помещения, в соответствии с СП 13-102-2003 «Правила обследования строительных конструкций зданий и сооружений», находятся в работоспособном состоянии, не создают угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушают права собственников других жилых квартир.

У суда нет оснований сомневаться в представленных заключениях, выданных по результатам осмотра жилого помещения, в соответствии с установленным законодательством порядком.

Газификация жилого помещения произведена в соответствии с разРешением домоуправления и проектной документацией.

В соответствии со ст. 1 ч.14 Градостроительного кодекса РФ, под реконструкцией подразумевается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Перепланировка жилого помещения истцов, по смыслу ст.1 Градостроительного кодекса РФ, не является реконструкцией.

Самовольная перепланировка, как деятельность, не создает самовольной постройки как результата, согласно п. п. 13 и 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, а также ст. ст. 219, 222 и 551 ГК РФ, ст. 21 ФЗ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации“.

В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии со ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Истец не пристраивал дополнительную площадь, перепланировка произведена в границах объекта.

В соответствии с пунктом 67 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, в случае изменения объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией, а также изменения назначения объекта, соответствующие сведения должны быть внесены в лист записи об изменениях по объекту.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ не требуется согласование с органами государственного пожарного надзора, в случае введения в эксплуатацию перепланированного (реконструированного) жилого помещения.

Учитывая отсутствие сведений о существенных нарушениях градостроительных и строительных норм и правил, а также нарушениях прав и охраняемых законом интересов других лиц, угрозы жизни и здоровья граждан, иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Суд полагает, что отсутствие документа, подтверждающее законное вселение истца в спорное жилое помещение, как указывается в ответе Управления по жилищной политике, не влияет на жилищные права граждан, проживающих в муниципальных домах, в т.ч. и на право бесплатной приватизации жилья, поскольку граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений ( ведомственный фонд ) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом и иными нормативными актами РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в т.ч. несовершеннолетних. ( ст. 2 ).

Договор социального найма истцом не представлен, однако, истец проживает и зарегистрирован в спорном жилом помещении и несет обязательства нанимателя, предусмотренные данным договором. Другие лица, проживающие и не зарегистрированные в жилом помещении, имеющие право приватизации жилья не установлены.

В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии со ст.ст.131 ГК РФ, право собственности на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных ГК РФ, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ЖК РФ.

В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать Ф.И.О. 08.02.1978 года рождения, уроженцем г.Астрахани, право собственности, в порядке приватизации, на перепланированную <адрес>, корпус 2, по <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.

Решение подлежит обязательной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Астраханском Филиале «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» для внесения сведений в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента составления мотивированного текста решения, в Астраханский областной суд.

Федеральный судья Алямшина Н.К.

Мотивированный текст решения составлен 15 июля 2011года.

Федеральный судья Алямшина Н.К.

На момент опубликования не вступило в законную силу.

Согласовано.

Федеральный судья Алямшина Н.К.