Судебная практика

Решение от 12 мая 2010 года № 2-3012/2011. Решение от 12 мая 2010 года № 2-3012/2011. Астраханская область.

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Ивановой О.А.

при секретаре Коневой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лыткиной ТВ к Администрации г. Астрахани, Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Радуга» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

Установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам, указав, что проживает и состоит на регистрационном учете в общежитии по адресу: г. Астрахань, ул. <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения. Решив приватизировать занимаемое помещение, истец обратился в Администрацию г. Астрахани, однако в приватизации было отказано, поскольку комната не является объектом муниципальной собственности. Обратившись в ООО УК «Радуга» с заявлением о приватизации комнаты, истица получила отказ со ссылкой о том, что жилой фонд не включен в имущество ООО УК «Радуга». Истец просит признать за ней право собственности на комнату № №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: г. Астрахань, ул. <адрес>

В судебном заседании представитель истца Ююкова Е.А. иск поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г. Астрахани в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, иск не оспорил.

Представитель ответчика ООО УК «Радуга» в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором указал, что не возражает против удовлетворения заявленных требований, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Третье лицо Лыткин Е.В. в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором, указал, что отказывается от приватизации комнаты <адрес> г. Астрахани в пользу Лыткиной Т.В.

В силу ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что дом № <адрес> в г. Астрахани находится в введении ООО «Жилищно-эксплуатационное управление «Радуга» и объектом муниципальной собственности не является, что препятствует истцу в реализации права участия в приватизации.

Лыткина Т.В. проживает и состоит на регистрационном учете в общежитии по адресу: г. Астрахань, ул. <адрес>

На жилую комнату имеется поэтажный план, выполненный Астраханским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ».

ДД.ММ.ГГГГ ООО ЖЭУ «Радуга» Лыткиной Т.В. выдан ордер № № на проживание в ком. <адрес>

Между ООО ЖЭУ «Радуга» и Лыткиной Т.В. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма жилого помещения - комнаты <адрес> на основании которого Лыткиной Т.В. и ее сыну Лыткину Е.В. предоставлена указанная комната в бессрочное пользование.

Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до 1 марта 2005 года, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после 1 марта 2005 года при условии, если это жилое помещение является изолированным.

Необходимо также учитывать, что п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 г. Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Однако, в ряде случаев, в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность, что имеет место в отношении указанного дома. На данные правоотношения должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям.

Согласно ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно справке № 4909 от 27.05.2011 г. выданной Федеральным бюро технической инвентаризации ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ Астраханский филиал» Лыткина Т.В. в приватизации не участвовала.

Таким образом, условия приватизации жилых помещений, установленных законом, истцом соблюдены: истец занимает жилое помещение на законных основаниях и желает приобрести данную комнату в собственность. Ограничений для приватизации, которые установлены законом «О приватизации жилищного фонда в РФ» (ст.4), не имеется. При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать за Лыткиной ТВ право собственности на комнату №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: г. Астрахань, <адрес>

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья О.А. Иванова