Судебная практика

Решение от 28 июня 2011 года . Решение от 28 июня 2011 года № . Астраханская область.

Наримановский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Усманова Р.Р.,

при секретаре Саталиевой Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <данные изъяты> района Астраханской области действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Астраханской области, муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» Астраханской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконными,

Установил:

Прокурор <данные изъяты> района Астраханской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации МО «<данные изъяты>» Астраханской области, МУЗ «<данные изъяты>», выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, указав в обоснование своих доводов на следующие обстоятельства:

Прокуратурой <данные изъяты> проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния здания, в котором расположено МУЗ «<данные изъяты>». В ходе проверки установлено, что помещения здания находятся в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии, а именно: коридоры первого и второго этажей, палаты №7,8 хирургического профиля, палаты №3,5,6 неврологического профиля, комната для хранения наркотиков, диспетчерская и процедурная отделения скорой помощи, провизорная палата.

В вышеуказанных помещениях имеют место образование трещин по ходу стыков плит-перекрытий на потолках, трещин штукатурки стен, в том числе в местах соединения потолка и стен, происходит осыпание окраски стен, побелки потолка. В палатах, комнате для хранения наркотиков, провизорной палате, нарушена целостность полового покрытия, а именно: линолеум порван, не прилегает плотно к основанию, концы в местах стыков кусков линолеума загнуты к верху. Здание не оборудовано централизованным горячим водоснабжением. Для подогрева используются накопительные электронагреватели, установленные в умывальной, родильном отделении и трех палатах. Подогрев воды в остальных помещениях больницы осуществляется путем кипячения воды в посуде или электрических чайниках.

Выявленные нарушения, имеют место, ввиду неисполнения органом местного самоуправления и уполномоченным учреждением здравоохранения обязанностей возложенных на них нормативно-правовыми и иными актами, определяющих полномочия этих лиц, влекут нарушение прав граждан.

В связи с чем, просят признать указанное выше бездействие администрации МО «<данные изъяты>» Астраханской области, МУЗ «<данные изъяты>» незаконным и обязать их привести помещения здания <данные изъяты> больницы №1 в соответствии с требованиями п.п. 4.2, 4.3, 4.4, 5.1 Санитарно эпидемиологических правил и нормативов.

В судебном заседании заместитель прокурора <данные изъяты> района Астраханской области Фокина А.Д. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представители ответчиков администрации МО «<данные изъяты>» Астраханской области Газизова Г.М., МУЗ «<данные изъяты>» Айтжанова С.Г. с иском в части возложения обязанности произвести ремонт признали. Однако, возражали в удовлетворении требований, касающихся признания незаконным, бездействия ответчиков выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку все работы выполняются в соответствии с финансированием из бюджета.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В силу ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст.8 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относятся развитие организаций муниципальной системы здравоохранения Ф.И.О. медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях, организация обеспечения учреждений муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами.

В соответствии со ст. 11 Основ, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 13 Основ, к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции.

Согласно п.12 ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения Ф.И.О. медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

В соответствии с п.3 ст.30, 37.2 Основ, при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Основ оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.

Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемиологическому режиму, профилактическим и противоэпидемиологическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами - СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 №58.

Указанные санитарные правила предназначены для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Осуществляющих медицинскую, и обязательны для исполнения на территории РФ. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами.

Согласно п.4.2, 4.3, 4.4 раздела «Общие требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» указанных Правил, поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны. В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию (мраморная крошка, мрамор, мозаичные полы и другие). Полы в операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях должны быть антистатическими.

Согласно п.5.1 Правил, все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил.

В судебном заседании установлено, что согласно Уставу МУЗ «<данные изъяты>» Астраханской области, утвержденного Постановлением главы МО «<данные изъяты>» 25.02.2004 №52, учредителем <данные изъяты> является МО «<данные изъяты>». Целью создания МУЗ «<данные изъяты>» является реализация программ обязательного и добровольного медицинского страхования, оказание медицинской помощи вне системы медицинского страхования.

Согласно акту проверки в вышеуказанном медицинском учреждении, составленного прокуратурой <данные изъяты> района Астраханской области 05.03.2011, следует, что помещения здания находятся в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии, а именно: коридоры первого и второго этажей, палаты №7,8 хирургического профиля, палаты №3,5,6 неврологического профиля, комната для хранения наркотиков, диспетчерская и процедурная отделения скорой помощи, провизорная палата. В названных помещениях имеют место образование трещин по ходу стыков плит-перекрытий на потолках, трещин штукатурки стен, в том числе в местах соединения потолка и стен, происходит осыпание окраски стен, побелки потолка. В палатах, комнате для хранения наркотиков, провизорной палате, нарушена целостность полового покрытия, а именно: линолеум порван, не прилегает плотно к основанию, концы в местах стыков кусков линолеума загнуты к верху. Здание не оборудовано централизованным горячим водоснабжением. Для подогрева используются накопительные электронагреватели, установленные в умывальной, родильном отделении и трех палатах. Подогрев воды в остальных помещениях больницы осуществляется путем кипячения воды в посуде или электрических чайниках.

Из письменного объяснения главного врача МУЗ «<данные изъяты>» ФИО4 от 11.03.2011 усматривается, что факт нарушения законодательства она признает, вместе с тем, ей предпринимались и предпринимаются исчерпывающие меры для приведения здания больницы в соответствие с техническими и санитарными требованиями с учетом имеющихся финансовых ресурсов.

Суд, находит состоятельными доводы прокурора о том, что выявленные нарушения законодательства о санитарных требований влекут нарушение гарантированного каждому Конституцией РФ права на охрану здоровья, препятствуют реализации права граждан на оказание качественной медицинской помощи, соответствующей требованиям безопасности для жизни и здоровья.

Доводы ответчиков о том, что с их стороны отсутствуют признаки какого либо незаконного бездействия, суд находит не состоятельными, поскольку выявленные нарушения в ходе проверки, приведенные судом выше, свидетельствуют об обратном. Недостаточное финансирование, по мнению суда, не является основанием для отказа в удовлетворении, заявленного прокурором требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление прокурора <данные изъяты> района Астраханской области действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным, бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Астраханской области, муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» Астраханской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Астраханской области, муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» Астраханской области, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в «<данные изъяты>» Астраханской области.

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» Астраханской области, муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» Астраханской области устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, приведя помещения здания «<данные изъяты>» Астраханской области в соответствии с требованиями п.п.4.2, 4.3, 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10, путем проведения ремонта.

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» Астраханской области, муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» Астраханской области обеспечить, в соответствии с требованиями п.5.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10, «<данные изъяты>» Астраханской области горячим водоснабжением.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное Решение изготовлено 04 июля 2011 года.

Судья Р.Р. Усманов