Судебная практика

Решение от 18 июля 2011 года . Решение от 18 июля 2011 года № . Астраханская область.

Трусовский районный суд г. Астрахани Астраханской области в составе:

Федерального судьи Алямшиной Н.К.,

при секретаре Кожанова Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Есеналиева Ибатоллы Завихулаевич к Управлению по жилищной политике администрации г. Астрахани признании права собственности на жилое помещение, в порядке приватизации,

В присутствии и участии представителя и Ф.И.О. действующей на основании доверенности,

Установил:

Есеналиев И.З. обратился в суд с иском к Управлению по жилищной политике администрации г. Астрахани о признании права собственности на комнату № <адрес>, в порядке приватизации, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ г. проживает в комнате, по договору найма, состоит на регистрационном учете. Приватизация в административном порядке невозможна, в связи с отсутствием документа, подтверждающего вселение в комнату, ответчиком рекомендовано решать вопрос в судебном порядке. Члены семьи супруга и дети отказались от права участия в приватизации жилья.

В судебное заседание истец не явился, требования поддержал, доверил представлять интересы представителю.

В судебном заседании представитель истца Зайцева А.В. поддержала иск, по основаниям, изложенным в нем, дополнительно пояснила, что истец ранее не участвовал в приватизации жилья, осуществляет права и обязанности нанимателя, содержит в надлежащем состоянии жилое помещение, в квартире также зарегистрированы и проживают члены семьи истца жена Есеналиева П.Ш., сын Есеналиев Д.И. и дочь Есеналиева А.И., которые не желают принимать участия в приватизации жилья. Другие лица, имеющие аналогичные права, отсутствуют.

Представитель Управления по жилищной политике администрации г. Астрахани в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия, не возражают в удовлетворении заявленных требований.

Третьи лица Есеналиев Д.И., Есеналиева А.И., Есеналиева П.Ш. в судебное заседание не явились, возражений по иску не представили, просили рассмотреть дело без их участия, не желают участвовать в приватизации жилья, порядок и последствия отказа от права разъяснены.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Истец обоснованно обратился с данным иском в суд, поскольку, в соответствии со ст.8 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“, судам подведомственны дела, возникающие, в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд ( жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).

Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам, не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

В соответствии со ст. 7 ФЗ “ О введении в действие Жилищного кодекса РФ“, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Государственные и муниципальные органы должны не только содействовать удовлетворению жилищных потребностей граждан, но и обеспечивать: защиту их прав и законных интересов в данной сфере; контроль над исполнением жилищного законодательства.

В соответствии с распоряжением Мэра г. Астрахани “О перераспределении полномочий в области жилищной политики“ от 27.08.2007г. № 820-р-м с 01.01.2008г. функции по передаче в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет Управление по жилищной политике администрации г. Астрахани.

Письмом Управления по жилищной политике администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ № сообщается об отсутствии оснований положительного решения вопроса приватизации занимаемого истцом жилого помещения, в связи с отсутствием документа, подтверждающего законное вселение.

Проживание и регистрация нанимателя подтверждается карточкой квартиросъемщика, карточкой регистрации, справкой Участка № Трусовского района Управления по жилищной политике администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № а также паспортными данными.

По данным Астраханского Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию последней технической инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ комната № в <адрес>, соответствует требованиям ст. 15 ЖК РФ. Указанным органом выдан технический паспорт на жилое помещение, нарушения при эксплуатации жилого помещения не выявлены. Истец ранее не участвовал в приватизации жилья. Собственником жилого помещения указано МУ БНО ЖЭК Маневренного фонда, однако, сведения об основаниях регистрации прав и реестровый номер отсутствуют.

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, спорное жилое помещение зарегистрировано за МО “Город Астрахань“.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан(отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)

Согласно ст. 16 ЖК РФ, комната относится к жилым помещениям. В силу ч.4 указанной статьи, комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенной для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Экспертным заключением ФБУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области“ от ДД.ММ.ГГГГ за № подтверждается соответствие жилого помещения требованиям санитарным правил и норм СанПиН 2.1.2.2645-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях “, с учетом изменений и дополнений.

В силу ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии с Законом РФ» О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.( ст. 6 Закона )

В соответствии со ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.

При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в т.ч. права на приватизацию жилых помещений.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Суд, основываясь на пп. 3 п. 2 ст. 153 и ст. 63 ЖК РФ, а также ст. 674 и п. п. 1 и 2 ст. 162 ГК РФ, полагает, что отсутствие ордера на вселение и письменного договора социального найма не препятствует фактическому осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку, их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов. Равным образом это относится и к обязанностям нанимателей.

Суд полагает, что отсутствие документа, подтверждающее законное вселение истца в спорное жилое помещение, как указывается в ответе Управления по жилищной политике, не влияет на жилищные права граждан, проживающих в муниципальных домах, в т.ч. и на право бесплатной приватизации жилья, поскольку, граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом и иными нормативными актами РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в т.ч. несовершеннолетних (ст. 2).

Судом установлено, что истец проживает с членами семьи в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ., надлежащим образом осуществляет права и обязанности нанимателя.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 11 ЖК РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как отмечается в Пленуме Верховного суда РФ от 02.07.2009г. № 14 ““О Некоторых вопросах,

возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации“, при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Таким образом, ответчиком нарушается право истца вступить в права собственности, возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, вступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, члены семьи истца не претендуют на право участия в приватизации жилья, другие лица, проживающие в жилом помещении, имеющие право участия в приватизации, судом не установлены.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле.

Представитель истца отказался от права требования возмещения судебных расходов, в связи с чем, вопрос распределения судебных расходов не рассматривался.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать за Есе Ф.И.О. в порядке приватизации, право собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>, комната №, в <адрес>.

Решение подлежит обязательной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Астраханском Филиале «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» для внесения сведений в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента составления мотивированного текста решения, в Астраханский областной суд.

Федеральный судья Алямшина Н.К.

Мотивированный текст решения составлен 21 июля 2011г.

Федеральный судья Алямшина Н.К.

На момент опубликования не вступило в законную силу.

Согласовано.

Федеральный судья Алямшина Н.К.