Судебная практика

О признании права собственности в порядке приватизации. Решение от 04 июля 1991 года № . Астраханская область.

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе:

Федерального судьи Алямшиной Н.К.,

при секретаре Авсетовой Р.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Ф.И.О. к Управлению по жилищной политике администрации г. Астрахани о признании права собственности на жилое помещение, в порядке приватизации жилья

В присутствии и участии

Представителя и Ф.И.О. действующей по доверенности

Установил:

Истец обратился в суд с иском к Управлению по жилищной политике администрации г. Астрахани о признании права собственности на <адрес>, ссылаясь на то, что проживает в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ., ранее нанимателем жилого помещения был ФИО6 умерший ДД.ММ.ГГГГ Совместно с ней проживает сын Шибаев С.В., отказавшийся от права участия в приватизации жилья. Оформление приватизации жилья в административном порядке не представилось возможным, в связи с отсутствием документа, подтверждающего вселение в жилое помещение, рекомендовано обратиться в суд.

Истец в судебное заседание не явилась, поддержала требования, доверила представлять интересы представителю.

В судебном заседании представитель истца Зайцева А.В. поддержала требования и пояснила, что в досудебном порядке обратились в Управление по жилищной политике администрации г. Астрахани, однако, в удовлетворении заявления отказано, рекомендовано обратиться в суд, из-за отсутствия ордера. Истец проживает длительное время в жилом помещении, поддерживается состояние жилого помещения, оплачиваются коммунальные платежи, фактически осуществляет обязанности нанимателя жилого помещения, отсутствие ордера не является основанием для ущемления прав истца. Сын истца отказался от права участия в приватизации жилья, другие лица, имеющие аналогичные права отсутствуют.

Представители Управления по жилищной политике администрации г. Астрахани в судебное заседание не явились, возражения не представлены, просили рассмотреть дело без их участия.

Третье лицо Шибаев С.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, отказался от права участия в приватизации жилья, последствия отказа от данного права разъяснены, что подтверждается заявлением, приобщены к материалам дела.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Истец обоснованно обратилась с данным иском в суд, поскольку, по сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на объект не зарегистрированы.

В соответствии со ст.8 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“, судам подведомственны дела, возникающие, в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации, занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд…

Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам, не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

В соответствии со ст. 7 ФЗ “ О введении в действие Жилищного кодекса РФ“, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в РСФСР“ жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О приватизации жилищного фонда в РСФСР“ в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ от 27 декабря 1991 года N 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Государственные и муниципальные органы не только содействуют удовлетворению жилищных потребностей граждан, но и обеспечивают: защиту их прав и законных интересов в данной сфере; контроль за исполнением жилищного законодательства.

Однако, в нарушение требований законодательства, жилой фонд не зарегистрирован муниципальной собственностью, что подтверждается сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Астраханской области. В Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничении(обременений) на спорный объект отсутствуют.

Отсутствие регистрации муниципальной собственности на объект не может влиять на жилищные права истца.

В соответствии с распоряжением Мэра г. Астрахани “О перераспределении полномочий в области жилищной политики“ от 27.08.2007г. № 820-р-м с 01.01.2008г. функции по передаче в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет Управление по жилищной политике администрации г. Астрахани.

Письмом Управления по жилищной политике администрации г. Астрахани от 17.01.2011г. № 05-04-03-2227 сообщается об отсутствии оснований положительного решения вопроса приватизации занимаемого истцом жилого помещения, в связи с отсутствием документа, подтверждающего законное вселение.

Проживание и регистрация нанимателя и члена семьи подтверждается карточкой квартиросъемщика, справкой Управления по жилищной политике администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, а также паспортными данными.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Наниматель жилого помещения ФИО7. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным Спецотделом по государственной регистрации смерти службы ЗАГС Астраханской области.

По данным Астраханского Филиала ФГУП» Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию последней технической инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, соответствует требованиям ст. 15 ЖК РФ. Указанным органом выдан технический паспорт на жилое помещение, нарушения при эксплуатации жилого помещения не выявлены. Истец ранее не участвовала в приватизации жилья.

При этом, собственником указан <данные изъяты>, однако, сведения о реестровом номере и правоустанавливающих документах не указаны.

В силу ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии с Законом РФ “О приватизации жилищного фонда в РФ“, приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан РФ, на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.( ст. 6 Закона )

В соответствии со ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.

При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений( если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в т.ч. права на приватизацию жилых помещений.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Суд полагает, что отсутствие государственной регистрации муниципальной собственности, а также отсутствие документа, подтверждающее законное вселение истца в спорное жилое помещение, как указывается в ответе Управления по жилищной политике, не влияет на жилищные права граждан, проживающих в муниципальных домах, в т.ч., на право бесплатной приватизации жилья, поскольку, граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом и иными нормативными актами РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в т.ч. несовершеннолетних ( ст. 2 ).

Таким образом, ответчиком нарушается право истца вступить в права собственности, возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, вступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, член семьи истца не претендует на право участия в приватизации жилья, другие лица, проживающие в жилом помещении, имеющие право участия в приватизации, судом не установлены.

Представитель истца отказался от права возмещения судебных расходов, в порядке ст. 98 ГПК РФ, в связи с чем, данный вопрос судом не разрешался.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд

Решил:

Призн Ф.И.О. право собственности, в порядке приватизации, на <адрес> по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты>

Решение подлежит обязательной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Астраханском Филиале «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» для внесения сведений в Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней, с момента составления мотивированного текста решения, в Астраханский областной суд.

Федеральный судья Алямшина Н.К.

Мотивированный текст решения составлен 22 июля 2011г.

Федеральный судья Алямшина Н.К.

На момент опубликования не вступило в законную силу.

Согласовано.

Федеральный судья Алямшина Н.К.