Судебная практика

Решение от 19 июля 2011 года . Решение от 19 июля 2011 года № . Белгородская область.

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

-председательствующего судьи………………………………………Заполацкой Е.А..

-при секретаре…………………………………………………………..Мащенко М.В.

с участием:

-представителя заявительницы Купиной Д.Д. по доверенности Купиной М.Д.,

-представителя заинтересованного лица администрации Шебекинского района по доверенности Уханевой И.Ю.,

-представителя заинтересованного лица администрации Купинского сельского поселения по доверенности Лаптевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по зая Ф.И.О. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

Установил:

Купина Д.Д. является членом семьи участника Великой Отечественной войны Купина С.З., умершего 18.04.1998 года.

15.03.2011 года она обратилась в администрацию Купинского сельского поселения с заявлением о принятии ее на учет на улучшение жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны.

Комиссией по жилищным вопросам при администрации Купинского сельского поселения 05.04.2011 года ей отказано в постановке на учет на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Дело инициировано заявлением Купиной Д.Д., просит признать незаконным Решение от 05.04.2011 года комиссии по жилищным вопросам при администрации Купинского сельского поселения об отказе в постановке на учет как вдовы участника Великой Отечественной войны нуждающейся в предоставлении жилья; обязать администрацию Купинского сельского поселения муниципального района «Шебекинский район и город Шебекино» Белгородской области принять ее на учет как вдову участника ВОВ, имеющей право на первоочередное предоставление жилого помещения, как нуждающуюся в предоставлении жилого помещения. В обоснование сослалась на то, что ее сын Купин И.С. является собственником жилья, в котором она проживает. Купина Д.Д. проживает в доме 1957 года постройки, она не имеет отдельной жилой комнаты и вынуждена жить в летней кухне, в которой нет условий для проживания.

В ходе судебного разбирательства представитель заявительницы Купина М.Д. уточнила требования, просит обязать администрацию Купинского сельского поселения принять на учет Купину Д.Д., в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 15.03.2011 года.

Заявительница Купина Д.Д. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом и своевременно, поступило заявление, адресованное суду в письменной форме о рассмотрении дела в ее отсутствие, ее интересы будет представлять Купина М.Д..

Представитель заявительницы по доверенности Купина М.Д. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить. Пояснила, что с 1998 года по настоящее время Купина Д.Д. проживает в летней кухне по адресу: <адрес>. Собственником жилого дома по указанному адресу является ее сын Купин И.С.. В вышеуказанном жилом доме проживают Купин И.С., его супруга Купина М.Д., их сын Купин В.И., с января 2011 года в доме проживает гражданская жена Купина В.И. - Стукопина О.Л. и ее дети Стукопин Л.Г., Стукопина В.И., являющиеся гражданами Казахстана. Семья Стукопиных зарегистрирована по месту пребывания по указанному адресу с 19.07.2011 года. С 05.03.2011 года в доме зарегистрирован, но не проживает правнук заявительницы и внук Купина И.С. - Маслиенко Ю.Ю.. Купина Д.Д. в собственности жилья не имеет, проживает в летней кухне, которая не имеет удобств, в связи с чем ее необходимо поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Действительно, в собственности внука заявительницы Купина В.И. имеется квартира по адресу: <адрес>, однако в данной квартире никто не проживает. Купин В.И. страдает заболеванием, которое препятствует ему проживать в <адрес>.

Представитель заинтересованного лица администрации Шебекинского района по доверенности Уханева И.Ю. и администрации Купинского сельского поселения Лаптева В.В. возражают против удовлетворения заявленных требований. Пояснили, что учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 15 кв.м.. Купина М.Д. занимает жилой дом общей площадью 70,2 кв.м., ее внуку Купину В.И. принадлежит на праве собственности квартира общей площадью 39,1 кв.м.. <адрес> жилых помещений превышает размер учетной нормы, позволяющей признать ее нуждающейся в жилом помещении. Таким образом, Купина Д.Д. обеспечена жилплощадью по учетной норме, оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставления жилого помещения по договору социального найма не имеется.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования Купиной Д.Д. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Пунктом 1 Указа Президента РФ N 714 от 07.05.2008 г. “Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов“ постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“.

Таким образом, основанием для обеспечения вышеназванной категории граждан жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Согласно ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

По смыслу закона для признания других родственников членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям.

В судебном заседании установлено, что заявительница Купина Д.Д. была вселена в качестве члена семьи собственника Купина И.С., и является членом его семьи в настоящее время, требований о признании Купиной Д.Д. утратившей право пользования жилым домом № по <адрес> и о ее выселении, не предъявлялись, данное обстоятельство в судебном заседании представителем заявительницы Купиной М.Д. не оспаривалось.

В силу ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ч.3, ч.4 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Распоряжением главы администрации Купинского сельского поселения №15 от 18.03.2008 года, создана комиссия по жилищным вопросам при администрации Купинского сельского поселения и утвержден ее состав.

Согласно Положения о комиссии по жилищным вопросам при администрации Купинского сельского поселения, утвержденного распоряжением главы администрации Купинского сельского поселения о Ф.И.О. задачей жилищной комиссии является осуществление контроля за распределением и использованием жилья, объективного рассмотрения заявлений и жалоб граждан по жилищным вопросам в точном соответствии с законодательством. На жилищную комиссию возложены функции формирования списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; осуществление проверки документов, представленных гражданами для постановки на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий и для перерегистрации принятых на учет; проверка документов, представленных гражданами для получения решения о предоставлении жилья по договорам социального найма и найма жилья.

В соответствии со ст.3 Закона Белгородской области от 10.05.2006 года №39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при наличии у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и (или) членов его семьи, собственника жилого помещения и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Купинского сельского поселения от 05.04.2011 года, отказано в постановке на учет на предоставление жилого помещения по договору социального найма Купиной Д.Д., вдове участника Великой Отечественной войны, так как в домовладении, в котором она зарегистрирована и проживает, принадлежащем сыну Купину И.С. площадью 70,2 кв.м., зарегистрированы и проживают 5 человек. Внук Купин В.И., зарегистрированный и проживающий в данном домовладении имеет собственное жилье общей площадью 39,1 кв.м.. Суммированная площадь жилых помещений превышает учетную норму, предусмотренную для постановки на учет.

Из свидетельства о государственной регистрации права от 05.04.2010 года, Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.03.2011 года, свидетельства о государственной регистрации права от 29.11.2010 года, следует, что жилой <адрес> общей площадью 70,2 кв.м., по <адрес> <адрес> <адрес> принадлежит на праве собственности Купину И.С., являющегося сыном заявительницы, однокомнатная <адрес> общей площадью 39,1 кв.м., по <адрес> принадлежит на праве собственности внуку Купиной Д.Д. - Купину В.И..

Согласно справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ администрацией Купинского сельского поселения, в жилом <адрес> в с. Купино зарегистрированы Купина Д.Д., ее сын Купин И.С., внук Купин В.И., невестка Купина М.Д., правнук Маслиенко Ю.Ю..

В <адрес> в <адрес> никто не зарегистрирован, что подтверждается справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управляющая организация Жилищник».

Доводы представителя заявительницы Купиной М.Д. о том, что при расчете учетной нормы площади жилого помещения, необходимо учитывать Стукопину О.Л., несовершеннолетних Стукопина Л.Г., Стукопину В.И., которые проживают в жилом <адрес> в с. Купино, суд признает необоснованными.

Решением Земского собрания Купинского сельского поселения №4 от 24.03.2008 года, установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере менее 15 квадратных метров общей площади жилья, приходящейся на одного человека.

В соответствии с ч.2,3 ст.7 Федерального закона от 18.07.2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

Согласно ст.21 вышеуказанного закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.

Место пребывания определяется пунктом 4 части 1 статьи 2 Закона как жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Как следует из уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, Стукопина О.Л., 1979 года рождения, Стукопин Л.Г., 1997 года рождения, Стукопина В.И., 2000 года рождения, являющиеся гражданами Казахстана, зарегистрированы по месту пребывания по адресу: с. Купино, в жилом доме, принадлежащем Купину И.С., с 19.07.2011 года по 16.10.2011 года.

В судебном заседании установлено, что Стукопина О.Л., несовершеннолетние Стукопин Л.Г., Стукопина В.И. в жилом доме <адрес> зарегистрированы по месту пребывания на срок до 16.10.2011 года, данное жилое помещение не является для них местом жительства, в <адрес> в г. Шебекино они не вселялись и не проживали. Они являются временно пребывающими на территории Российской Федерации. Следовательно, они не должны учитываться при расчете учетной нормы общей площади жилых помещений, приходящейся на заявительницу.

Таким образом, Купина Д.Д., проживающая в жилом <адрес> в с. Купино, общей площадью 70,2 кв.м., в котором зарегистрированы она, Купин И.С., Купина М.Д., Купин В.И., Маслиенко Ю.Ю., при наличии у члена семьи собственника Купина В.И. в собственности квартиры общей площадью 39,1 кв.м., в которой никто не зарегистрирован, обеспеченность жилым помещением, определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Следовательно, Купина Д.Д. имеет размер площади жилого помещения из расчета на одного зарегистрированного больше установленной учетной нормы, а именно - 21,86 кв.м. (70,2+39,1) : 5), в связи с чем, она не является нуждающейся в жилом помещении, и отказ администрации Купинского сельского поселения от 05.04.2011 года в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, является законным и обоснованным.

То обстоятельство, что Купина Д.Д. с 1998 года по настоящее время проживает в не имеющей удобств летней кухне, не является основанием для признания Купиной Д.Д. нуждающейся в улучшении жилищных условий, кроме того, в соответствии с ч.1 ст.87 Семейного кодекса Российской Федерации трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Также летняя кухня, жилым помещением не является и при расчете учетной нормы общей площади жилых помещений, приходящейся на заявительницу не учитывалась. Заявительница Купина Д.Д. не лишена возможности обратиться в суд с иском о вселении ее в жилой <адрес> в <адрес> Шебекинского района Белгородской области.

Таким образом, требования Купиной Д.Д. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении зая Ф.И.О. об оспаривании решения органа местного самоуправления - отказать.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Шебекинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 23 июля 2011 года.

Судья Шебекинского

районного суда Е.А. Заполацкая