Судебная практика

О возложении обязанности по внесению изменений в проект освоения лесов. Решение от 27 июля 2011 года № 2-11-370-1. Брянская область.

Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Гарбуза Г.И., при секретаре Пусь Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Брянского природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к колхозу <адрес> о возложении обязанности по внесению изменений в проект освоения лесов,

Установил:

Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к колхозу <адрес> о возложении обязанности по внесению изменений в проект освоения лесов, указывая, что Брянской природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения лесного законодательства, в ходе которой установлено, что колхоз <адрес> осуществляет лесохозяйственную деятельность на лесном участке в <адрес> на основании проекта освоения лесов.

В запроектированных нормах обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров приобретение отдельных наименований указанных средств и оборудования в соответствии с установленными нормативами в проекте освоения лесов не предусмотрено.

В связи с чем, в проект освоения лесов колхозу необходимо внести изменения в части проектирования по приобретению норм обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров в соответствии с установленными нормативами.

Природоохранный прокурор Брянской области просит обязать колхоз <адрес> внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в <адрес> в части наличия и потребности приобретения недостающего до установленных Норм противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров в соответствии с установленными нормативами.

Старший помощник Брянского природоохранного прокурора исковые требования поддержала в полном объеме. Считает возможным установить срок исполнения решения суда в случае удовлетворения иска - до 01 октября 2011 года.

Представитель колхоза <адрес> о месте и времени рассмотрения дела уведомлен, в суд не явился, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему Брянской природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения лесного законодательства, в ходе которой установлено, что колхоз <адрес> осуществляет лесохозяйственную деятельность на лесном участке в <адрес> на основании проекта освоения лесов.

В запроектированных нормах обеспечения противопожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров приобретение отдельных наименований указанных средств и оборудования в соответствии с установленными нормативами в проекте освоения лесов не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Статьей 52 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно статье 53 Лесного кодекса РФ к мерам пожарной безопасности в лесах отнесено в числе прочих, предупреждение лесных пожаров.

Статьей 53.1. Лесного кодекса РФ определено, что предупреждение лесных пожаров включает в себя в том числе, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичное положение закреплено в подпункте “б“ пункта 3 Правил пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 417.

Согласно подпункту “в“ пункта 13 названных Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2008 года № 549.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008г. N 450, Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе и в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях).

Таким образом, Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов приняты и утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах своих полномочий, являются нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению.

В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минсельхоза РФ от 08.02.2010 N 32 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.

Согласно п.п. 1, 3 «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» Проект освоения лесов и порядок его разработки подготовлен в соответствии с частью 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливает требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Проект освоения лесов содержит сведения в числе прочих и о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов.

В соответствии с п. 24 «Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» Раздел “Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов“ содержит: характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности, тематическую лесную карту; обоснование и характеристику проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение, тематическую лесную карту; сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами, тематическую лесную карту с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря.

В ходе рассмотрения дела установлено, что при проверке природоохранной прокуратурой проекта освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду колхозу <адрес>, было выявлено отсутствие в проекте информации о наличии и потребности в противопожарном оборудовании и средствах тушения лесных пожаров в соответствие с п. 3 Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2008 года № 549.

Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Несоблюдение обществом норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, при возникновении лесных пожаров может привести к повреждению и уничтожению лесных насаждений из-за отсутствия возможности тушения пожаров, и могут повлечь за собой нарушение права собственности Российской Федерации и создать реальную угрозу ограничения прав граждан на пользование этими лесами, тем самым нарушены интересы Российской Федерации, а также законные интересы граждан, предусмотренные Конституции Российской Федерации и другими законодательными актами.

В соответствии со статьями 2 и 9 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствие со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц-граждан РФ, количество которых установить невозможно.

Интересы неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, а также иных лиц, заключаются в том, что они имеют право на пользование участками государственного лесного фонда и заинтересованы в сохранении лесов, а также их использовании, как основу своей жизни и деятельности.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Брянского природоохранного прокурора и в соответствии со ст. 204 ГПК РФ установить срок исполнения решения суда - до 01 октября 2011 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

Обязать колхоз <адрес> до 01 октября 2011 года внести изменения в проект освоения лесов на лесной участок в <адрес> в части наличия и потребности приобретения недостающего до установленных норм противопожарного оборудования и средств тушения лесных пожаров в соответствии с установленными нормативами.

Взыскать с колхоза <адрес> госпошлину в доход государства в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.

Председательствующий Гарбуз Г.И.