Судебная практика

Решение от 10 марта 2009 года № А11-12075/2008. По делу А11-12075/2008. Владимирская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ Октябрьский проспект, 14, г. Владимир, 600025 Именем Российской Федерации

Решение

г. Владимир А11-12075/2009

“10“ марта 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 04.03.2009.

Решение в полном объеме изготовлено 10.03.2009.

В судебном заседании 25.02.2009 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 04.03.2009.

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

Судьи

Устиновой *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания судьей Устиновой *.*. ,



рассмотрев в судебном заседании заявление закрытого акционерного

общества “Энерготехмонтаж“ о признании незаконным решения

от 04.12.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица

в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001

№ 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“ необходимых

для государственной регистрации документов, принятого инспекцией

Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира

при участии:

от заявителя: - Шульмана *.*. (доверенность от 01.07.2008);

от заинтересованного лица: - Константиновской *.*. (доверенность



от 11.01.2009 № 03-11/1-09);

Установил:

Закрытое акционерное общество “Энерготехмонтаж“ (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения от 04.12.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“ необходимых для государственной регистрации документов, принятого инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира (далее - Инспекция) и обязать Инспекцию принять Решение о государственной регистрации ликвидации закрытого акционерного общества “Энерготехмонтаж“.

В обоснование заявленного требования Общество указало, что неправомерный отказ в регистрации прекращения деятельности нарушает его право на добровольную ликвидацию, предусмотренную Законом об акционерных обществах.

По мнению Общества, председатель ликвидационной комиссии представил в налоговый орган все документы, предусмотренные законом при осуществлении государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией, документы оформлены надлежащим образом, в связи с чем у Инспекции отсутствовали определенные статьей 23 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Общество пояснило, что налоговым органом как кредитором соответствующие требования к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридического лица предъявлены не были. Кроме того, за принудительным взысканием задолженности по налогам в судебном порядке заявитель также не обращался.

Общество заявило ходатайство от 11.12.2008 об отсрочке уплаты государственной пошлины в связи с закрытием расчетного счета по причине ликвидации. Ходатайство арбитражным судом удовлетворено.

Инспекция с заявленными требованиями не согласилась, указав на законность и обоснованность принятого решения (отзыв от 11.02.2009 № 03-11-1/61-09).

По мнению налогового органа, Решение об отказе в государственной регистрации юридического лица принято в связи с тем, что среди представленных для регистрации документов отсутствует ликвидационный баланс.

При этом налоговый орган пояснил, что в соответствии с действующим законодательством, в случае если ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, он считается не представленным, а, поскольку, ликвидационный баланс, представленный Обществом, не содержал сведений о задолженности по налогам, отраженной в карточке лицевого счета налогоплательщика и противоречил бухгалтерскому балансу Общества за 2007 год, его нельзя признать достоверным.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

Установил:

Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 - 22 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федерального закон № 129-ФЗ).

Общим собранием акционеров Общества 15.02.2008 года принято Решение о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии, что подтверждается протоколом общего собрания, составленным 19.02.2008 года.

В соответствии с порядком ликвидации, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ликвидационной комиссией в Вестнике государственной регистрации (№ 8 от 27.02.2008 года) опубликована информация о начале процесса ликвидации, о возможности заявления требований кредиторами в течение 2 месяцев с момента публикации.

Кроме того, в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о принятом решении, о формировании ликвидационной комиссии (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.11.2008 № 3328, свидетельство серия 33 № 001459730 от 28.02.2008 года, свидетельство серия 33 № 001459724 от 28.02.2008 года).

Ликвидационной комиссией проводились мероприятия по ликвидации юридического лица: осуществлялось установление требований кредиторов, реализация имущества на открытых торгах, передача документов по личному составу на хранение.

Протоколом внеочередного общего собрания акционеров от 26.08.2008 утвержден промежуточный ликвидационный баланс Общества, соответствующая запись была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ № 3328 от 26.11.2008 года, свидетельством серия 33 № 001638519 от 26.11.2008 года.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса, ликвидационная комиссия приступила к расчетам с кредиторами.

Протоколом внеочередного общего собрания акционеров от 17.10.2008 года был утвержден ликвидационный баланс.

По окончании ликвидационных процедур, ликвидационная комиссия подала в Инспекцию заявление от 26.11.2008 о государственной регистрации ликвидации с приложением документов, предусмотренных статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ.

Оспариваемым Решением инспекция отказала в государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с наличием у него непогашенной задолженности по налоговым и иным бюджетным платежам.

Общество не согласилось с принятым Решением и обратилось в суд с настоящим заявлением.

Материалы дела свидетельствуют о том, что у налогового органа отсутствовали основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.

Статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу пункта 4 статьи 9 этого же Закона является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Порядок удовлетворения требований кредиторов предусмотрен статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно части 4 данной нормы в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. В силу части 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, если кредитор не обратился с таким иском требования кредиторов считаются погашенными.

Как следует из пояснений сторон, Инспекция в суд не обращалась.

Таким образом, требования закона при осуществлении государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией соблюдены, документы, представленные в Инспекцию, оформлены надлежащим образом, в связи с чем у нее отсутствовали определенные статьей 23 Федерального закона № 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Представленные в материалы дела доказательства не свидетельствуют о недостоверности сведений в представленных для государственной регистрации документах. Что касается непогашенной задолженности, то Инспекция не представила доказательств предъявления Обществу требований кредитора в процессе осуществления ликвидационных процедур.

Следует отметить, что за принудительным взысканием задолженности по налогам в судебном порядке Инспекция не обращалась, сроки для взыскания спорной задолженности (недоимка по налогам 2003-2005 годов и пени на указанную недоимку) истекли, исполнительный лист по решению суда от 21.07.2005 судебному приставу-исполнителю не предъявлялся, то есть возможность взыскания указанных сумм утрачена, текущие платежи ликвидационной комиссией уплачены.

Довод Инспекции о недопустимости расхождений между ликвидационным и бухгалтерским балансом в отношении суммы кредиторской задолженности со ссылкой на определения от 23.10.2008 № 13715/08 и от 17.10.2008 № 13495/08 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации арбитражный суд не принял во внимание, поскольку из определений усматривается наличие факта обращения за получением кредиторской задолженности и при такой ситуации действительно не может быть расхождений между ликвидационным балансом и бухгалтерским балансом, в отличие от данной ситуации.

При изложенных обстоятельствах дела требование Общества подлежит удовлетворению.

Поскольку Общество не понесло расходов по уплате государственной пошлины в связи с предоставлением отсрочки ее уплаты, оснований для их возмещения в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Решение от 04.12.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“ необходимых для государственной регистрации документов, принятого инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира, проверенное на соответствие Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“, признать незаконным.

Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира устранить допущенное нарушение, проведя государственную регистрацию ликвидации закрытого акционерного общества “Энерготехмонтаж“.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г.Владимир) в течение месяца со дня принятия.

Судья Устинова *.*.