Судебная практика

Решение от 26.02.2009 №А24-454/2009. По делу А24-454/2009. Камчатский край.

Решение

г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-454/2009

26 февраля 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2009 года

Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2009 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Копыловой *.*., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевчук *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению индивидуального предпринимател Ф.И.О. br>
о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому от 21.01.2009 № 001764

при участии:

от заявителя:

Змунчилова *.*. – выдан 4 ПО ПВС УВД г. Петропавловска-Камчатского 08.08.2003;

от ИФНС по

г. Петропавловску-Камчатскому:

Щапова *.*. – по доверенности № 04-48/00041 от 11.01.2009 (до 31.12.2009); Годованцев *.*. – представитель по доверенности № 04-49/03785 от 20.02.2009
(до 31.12.2009), удостоверение УР № 298968 (действительно до 31.12.2009)

Установил:

Индивидуальный предпринимате Ф.И.О. (далее – предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому (далее – Инспекция) от 21.01.2009 № 001764 по делу об административном правонарушении.

Предприниматель в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Как следует из заявления и пояснений предпринимателя, согласно договору № 32 от 02.01.2008, со сроком действия с 02.01.2008 по 31.12.2008, Змунчилова *.*. арендует место (земельный участок) под контейнер, который используется для хранения нереализованного товара и для личных нужд. Витрина с баночками (пустыми) на реализуемый ассортимент находится снаружи контейнера. Контейнер не оснащен инженерными коммуникациями, не электрифицирован, отсутствуют окна и фундамент. По мнению предпринимателя, обязанность применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в данном случае отсутствует, поскольку контейнер не относится к объектам стационарной торговой сети. Торговлю ведет с ящика, который ставит возле контейнера, банки с консервами берет в контейнере, расчеты с покупателями производит с наружной стороны контейнера. Покупатели в контейнер не входят, так как он для этого не приспособлен. Указала, что в контейнере помимо товара находятся ее личные вещи. На вопрос суда пояснила, что о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении извещена своевременно.

Представители Инспекции в судебном заседании требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, представили материалы административного дела. Указали, что предприниматель осуществляет розничную торговлю без применения контрольно-кассовой техники, при условии, что его деятельность не подпадает под пункт разрешающий продажу товаров без применения указанной техники. Пояснили, что
торговое место предпринимателя оборудовано для ведения торговли, поскольку обеспечен показ и сохранность товара. Также считают, что отсутствие окон, инженерных коммуникаций, электрооснащенности контейнера не дает оснований для неприменения контрольно-кассовой техники.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд Установилследующее.

Согласно материалам дела, 09.12.2008 Инспекцией проведена проверка в помещении контейнерного типа, расположенного по ул. Чубарова, 16 и принадлежащего предпринимателю, по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью. В ходе указанной проверки выявлены нарушения требований пункта 1 статьи 2 Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ), а именно: предпринимателем реализованы рыбные консервы «Сайра в масле» в количестве 5 банок на сумму 115 рублей без применения контрольно-кассовой техники или документа строгой отчетности, контрольно-кассовая техника в контейнере отсутствует, о чем составлен акт от 09.12.2008 № 001764*ККТ. Проверка проводилась в присутствии предпринимателя.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения административного дела, путем составления 19.01.2009 правомочным лицом – старшим государственным инспектором Инспекции Годованцевым *.*. протокола об административном правонарушении № 001764.

21.01.2009 начальником Инспекции Макаровой *.*., в пределах полномочий предоставленных статьей 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено Постановление № 001764 о признании предпринимателя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 4.000руб.

О времени и месте составления протокола и рассмотрения дела
об административном правонарушении предприниматель надлежащим образом извещен, о чем свидетельствует уведомление от 12.12.2008 и подтверждается его показаниями.

Не согласившись с вынесенным Постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке, обратившись в установленный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг организациями и индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.

Согласно абзацу 7 пункта 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на рынках, ярмарках в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Следовательно, право на осуществление торговли без применения контрольно-кассовых машин поставлено законодателем в зависимость от места осуществления торговли, его обустроенности и способа реализации товара.

Материалами дела установлено, и не оспаривается представителями Инспекции, что контейнер не подключен к элетросети, не переоборудован
(не оборудован) и не обустроен под торговое помещение.

На фотоснимках, приложенных к акту проверки, видно, что витрина с банками от консервов закреплена на внешней стороне контейнера, возле контейнера находится ящик, используемый как прилавок, а также картонные ящики и выставленные на них банки с консервами. Предприниматель Змунчилова *.*., стоя на пороге контейнера, передает банки с консервами покупателю. Таким образом, на фотоснимках зафиксированы обстоятельства, позволяющие сделать вывод о том, что торговля предпринимателем ведется за пределами контейнера, который используется им для хранения небольшого количества товаров и тары. Указанные обстоятельства не опровергнуты представителями Инспекции. Иные доказательства, подтверждающие обустроенность торгового места, Инспекцией не представлены.

То обстоятельство, что в контейнере возможно хранить товар, нельзя рассматривать как наличие у предпринимателя помещения, отвечающего требованиям торговых точек, перечисленных в абзаце 7 пункта 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, в которых необходимо применять контрольно-кассовую технику.

Учитывая конструктивные особенности торгового места предпринимателя, ведение торговли с покупателями вне контейнера, что не обеспечивает показ и сохранность товара, суд признал, что у предпринимателя отсутствовала обязанность по применению контрольно-кассовой техники, и следовательно отсутствует событие административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое Решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое Решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает Решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо изменении
решения.

При таких обстоятельствах, Постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 21.01.2009 № 001764 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежит признать незаконным и отменить.

Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому № 001764 от 21.01.2009 по делу об административном правонарушении.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней с момента его принятия, или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья *.*. Копылова