Судебная практика

Решение от 24.02.2009 №А41-24347/2008. По делу А41-24347/2008. Московская область.

Решение

«24» февраля 2009г. Дело № А41-24347/08

Арбитражный суд Московской области в составе:

судьи Поповченко *.*.

протокол судебного заседания вела судья Поповченко *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Мосэнерго»

к МРИ ФНС России №4 по Московской области

3-е лицо- Комитет по управлению имуществом Шатурского района

о признании недействительным решения налогового органа

при участии в заседании:

от заявителя: Грищик *.*. - по доверенности;



от заинтересованного лица: Вальковой *.*. по доверенности; Казьмина *.*. по доверенности;

Установил:

Открытое акционерного общества энергетики и электрификации «Мосэнерго» обратилось в Арбитражный суд Московской области( с учетом уточненного в порядке ст. 49 АПК РФ) с заявлением к МРИ ФНС России №4 по Московской области о признании недействительным решения МРИ ФНС России №4 по Московской области №568/848 от 14.07.2008г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал свои требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель налогового органа в судебное заседание явился, с заявленными требованиями не согласен, в их удовлетворении просит суд отказать.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Дело рассматривается в порядке ст.156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица,по имеющимся в деле документам.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный

суд Установил:

Заявителем в связи с обнаружением ошибки при исчислении земельного налога( сумма налога к уменьшению составила 89 050 рублей) в налоговый орган была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 6 месяцев 2007 года.



По данному факту МРИ ФНС РФ №4 по Московской области была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам рассмотрения материалов которой было вынесено Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.07.2008 № 568/848.Указанным Решением заявителю предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 320 057 рублей.

Налогоплательщик обратился в Управление ФНС России по Московской области с апелляционной жалобой. Решением Управления ФНС России по Московской области от 10.11.2008 года оспариваемое Решение налогового органа оставлено без изменения.

Не согласившись с Решением МРИ ФНС России №4 по Московской области №568/848 от 14.07.2008г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Основанием для вынесения оспариваемого решения послужило,по мнению налогового органа, неправильное исчисление земельного налога за 6 месяцев 2007 года. Как считает налоговый орган, ОАО энергетики и электрификации «Мосэнерго» не прекратило право пользования земельными участками, выделенными для дома культуры, санатория –профилактория и стадиона.

За 6 месяцев 2007 года заявителем первичный расчет представлен в налоговый орган 27.07.2007 года, по которому сумма к доначислению -89050 рублей. Уточненный расчет представлен 06.03.2008 года, сумма к уменьшению-89050 рублей.

В указанный первичный расчет включены следующие земельные участки, занятые объектами недвижимости: стадион ГРЭС №5, санаторий-профилакторий ГРЭС №5, дом культуры имени Нариманова, которые в последующих расчетах исключены из налоговой базы.

Согласно Решения Совета депутатов Шатурского района Московской области от 27 апреля 2005 года № 5/58, в муниципальную собственность приняты следующие объекты недвижимого имущества: здание Дома культуры ГРЭС № 5, расположенное по адресу: Московская область, г. Шатура, пл. Ленина, д. 1; здание профилактория, находящееся по адресу: Московская область, г.Шатура, пр.Ильича, д. 26; стадион, находящийся по адресу: Московская область, г.Шатура, ул.Спортивная, д. 14.( л.д.17-18).

В соответствии со ст.ст. 273 ГК РФ, 35 ЗК РФ, при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право на использование соответствующей части земельного участка, занятого зданием или сооружением и необходимой для его использования частью, на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего их собственника.

Таким образом, исходя из положений ст.ст. 273 ГК РФ, 35 ЗК РФ, после принятия в муниципальную собственность вышеуказанных объектов недвижимости, к муниципалитету Шатурского района Московской области перешли права пользования земельными участками, занятыми переданными объектами недвижимости. Фактическим землепользователем по вышеуказанным земельным участкам является муниципалитет Шатурского района.

Налоговый орган ссылается на данные Управления Роснедвижимости по Московской области Территориального отдела по Шатурскому району(ответ от 19.02.2008 года №477/47/210). Согласно указанным в нем данным, земельные участки под зданием Дома культуры ГРЭС № 5 по адресу: г.Шатура, пл. Ленина, 1; стадионом по адресу г.Шатура, ул. Спортивная, д. 14; зданием профилактория по адресу: пр. Ильича, д. 26 числятся за ОАО «Мосэнерго».

В связи с тем, что инициатива регистрации перехода права пользования на земельные участки зависит от собственника недвижимого имущества, отсутствие в регистрирующем органе сведений о фактическом землепользователе не является основанием возникновения обязанности по уплате земельного налога по земельным участкам, не используемым ОАО энергетики и электрификации«Мосэнерго».

Возложение обязанности по уплате земельного налога на организацию, не являющуюся фактическим землепользователем, незаконно.

Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 октября 2001 N 5991/01, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 октября 2003года N 7644/03, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 января 2002 N 7486/01.

В материалы дела представлено заявителем письмо Администрации Шатурского муниципального района Московской области от 04.08.2008 года на запрос заявителя о представлении сведений в отношении балансодержателя недвижимого имущества, переданного в муниципальную собственность, где указано, что недвижимое имущества (здание дома культуры, стадион, здание профилактория) принято в муниципальную собственность в соответствии с Решением Совета депутатов от 27.04.2005 № 5/58.

Согласно документам, представленным в материалы дела,здание дома культуры, расположенное по адресу: Московская область, г.Шатура, пл. Ленина, д. 1 принято от ОАО энергетики и электрификации Мосэнерго» по акту приема- передачи № 09от 25.07.2005 и находится в оперативном управлении отдела культуры администрации Шатурского района.(л.д.92); здание профилактория, расположенное по адресу: Московская область, г.Шатура, проспект Ильича, принято от ОАО энергетики и электрификации «Мосэнерго» по акту приема передачи №10от 25.07.2005 и в 2006 году продано Борисову *.*. ( л.д.99, 101). Таким образом, налоговым органом доначислен заявителю земельный налог за 6 месяцев 2007 за земельный участок, реализованный Комитету по управлению имуществом Шатурского района 30.01.2006.

Стадион, расположенный по адресу: Московская область, г.Шатура, ул.Спортивная, д. 14, принят от заявителя по актам №№11-18 от 25.07.2005 в муниципальную собственность и находится в оперативном управлении МОУ ДОД «Комплексная спортивная школа».(л.д.103).

Таким образом, фактическими землепользователями переданного в муниципальную собственность недвижимого имущества являются вышеуказанные организации.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», документом, подтверждающим право собственности субъекта права муниципальной собственности на отдельные объекты, является реестр муниципальной собственности. Комитетом по управлению имуществом Шатурского района представлены акты о приёме-передаче от 25.07.2005 №№ 09-18, выписки из реестра муниципальной собственности. Из содержания последних следует, что недвижимое имущество (ранее находившееся на балансе ОАО «Мосэнерго»), расположенное на земельных участках, явившихся в результате проведения камеральной налоговой проверки объектом налогообложения, было принято в муниципальную собственность. Комитетом по управлению имуществом Шатурского района подтверждено включение недвижимого имущества (здание Дома культуры ГРЭС№5, находящееся по адресу: Московская обл., г. Шатура, пл. Ленина, д. 1, стадион, находящийся по адресу: Московская обл., г. Шатура, ул. Спортивная, д. 14) в реестр муниципальной собственности.

Кроме того, суд не может согласиться с расчетом земельного налога в части применения кадастровой стоимости земель г.Шатуры. В соответствии со статьей 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. ОАО энергетики и электрификации «Мосэнерго» при исчислении земельного налога в первоначальном расчете руководствовалось распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.11.2005 № 188-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, относящихся к категории «земли поселений» на территории Шатурского района Московской области». Данным нормативно-правовым актом установлена кадастровая стоимость земель под объектами оздоровительного и рекреационного значения. Согласно положений Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 N 359 (в ред. Изменения 1/98, утв. Госстандартом РФ 14.04.98), санаторий-профилакторий относится к объектам оздоровительного назначения, а стадион - к объектам спортивно-оздоровительного назначения. Поскольку земли были заняты объектами оздоровительного назначения, при исчислении налога общество правомерно использовало кадастровую стоимость для земель, на которых расположены объекты оздоровительного назначения.

Кроме того, на территории Шатурского муниципального района Решением Совета депутатов Муниципального образования «Шатурский район» Московской области от 17.11.2005 № 6/64 «О земельном налоге», установлен земельный налог, а также введена льгота по уплате земельного налога (пункт 7.1.): освобождены от уплаты данного налога предприятия, учреждения и организации в отношении земельных участков, занятых объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности поселений Шатурского муниципального района и Шатурского муниципального района.

При изложенных обстоятельствах, Решение МРИ ФНС России №4 по Московской области о признании недействительным решения МРИ ФНС России №4 по Московской области №568/848 от 14.07.2008г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию недействительным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 104, 167-170, 201, 176, 319 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Судья : Поповченко *.*.