Судебная практика

Решение от 29 сентября 2008 года № А14-8555/2008. По делу А14-8555/2008. Воронежская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

г. Воронеж Дело № А14-8555/2008

«29» сентября 2008 г. 267/32

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Щербатых Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Щербатых Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ГУ УПФ РФ по Павловскому району Воронежской области, г. Павловск Воронежской области

к ИП Ф.И.О. с. Воронцовка Павловского района Воронежской области

о взыскании 123 руб. 20 коп. финансовых санкций

при участии в судебном заседании:

заявителя: не явился, надлежаще извещен

ответчика: не явился, извещен

Установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Павловскому району Воронежской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о взыскании 123 руб. 20 коп. финансовых санкций.

В судебное заседание 29.09.08г. стороны не явились, от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании ст.215 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие сторон.



Ответчик отзыв не представил, заявленные требования по существу не оспорил.

Как следует из материалов дела, ответчик зарегистрирован в качестве страхователя в Государственном учреждении – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Павловскому району Воронежской области и должен был не позднее 1.03.08г. представить сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2007 год.

Заявителем была проведена проверка соблюдения ответчиком сроков предоставления сведений, предусмотренных ст. 11 Федерального закона РФ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в ходе которой установлено, что ответчик не представил индивидуальные сведения по персонифицированному учету за 2007 год.

Установив непредставление указанных сведений в срок до 1.03.08 г. (акт №37 от 16.04.08г.), орган Пенсионного фонда принял Решение № 257 от 14.05.08г. о взыскании 123 руб. 20 коп. штрафа и направил ответчику вышеуказанное Решение и требование № 1433 от 14.05.08г. об уплате финансовых санкций в добровольном порядке.

В установленный срок ответчик требование не исполнил, в связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст.14 Федерального Закона от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее ФЗ РФ №167-ФЗ от 15.12.01г.) ответчик как страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Согласно статье 11 Федерального закона от 1.04.96г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (с последующими изменениями) страхователи представляют один раз в год, но не позднее 1 марта, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации в качестве плательщиков указанных страховых взносов, сведения об уплачиваемых страховых взносах и сведения о трудовом стаже.

В силу абзаца 3 статьи 17 вышеуказанного Закона непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования, влечет взыскание штрафных санкций в размере 10%, причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, сумма начисленных страховых взносов за 2007 год составляет 1232 руб. (на страховую часть трудовой пенсии). Ответчик не представил сведения об уплачиваемых страховых взносах и трудовом стаже за 2007 год.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Названный закон не регламентирует порядок взыскания недоимок, пеней и штрафов, за исключением указания на судебный порядок их взыскания. Следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.

Таким образом, к процедуре привлечения обязанного лица к ответственности по ч.3 ст.17 Федерального закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в рассматриваемом случае подлежат применению положения ст. 101.4 НК РФ.



В соответствии с п. 1 ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

В силу п.п. 6,7 ст. 101.4 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение. При этом о месте и времени рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение налогового законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются доказательства.

Таким образом, из смысла взаимосвязанных положений ст. 101.4 НК РФ следует, что рассмотрение акта и других материалов и принятие им решения осуществляется непосредственно руководителем органа Пенсионного фонда или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещено лицо, привлекаемое к ответственности, в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, или при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки.

Пунктом 12 ст. 101.4 НК РФ предусмотрено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Как следует из материалов дела, акт проверки № 37 был составлен 16.04.08г. и 21.04.08г. направлен в адрес ответчика заказным письмом. При этом в акте указано, что его рассмотрение для принятия решения состоится 5.05.08г.

Решение № 257 о привлечении ответчика к ответственности за нарушение Федерального закона от 1.04.96г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» принято 14.05.08г. в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, либо его законного представителя. При этом доказательств извещения ответчика о рассмотрении материалов дела на дату фактического вынесения решения заявителем не представлено.

Следовательно, органом Пенсионного фонда не обеспечена возможность индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. 14.05.08г. участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представить объяснения.

Данные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии закону принятого органом Пенсионного фонда решения № 257 от 14.05.08г. и, следовательно, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании штрафа.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заявителя, который освобожден от уплаты госпошлины согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Решил:

Отказать в удовлетворении требований Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Павловскому району Воронежской области к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о взыскании 123 руб. 20 коп. финансовых санкций.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья Е.Ю.Щербатых