Судебная практика

Решение от 05.09.2008 №А75-5229/2008. По делу А75-5229/2008. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Решение

город Ханты-Мансийск Дело № А75-5229/2008 05 сентября 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 сентября 2008 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05 сентября 2008 года.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

в составе: судьи Федорова А.Е.

при ведении протокола судебного заседания судьей Федоровым А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предприн Ф.И.О. br>
к администрации города Нефтеюганска

третье лицо: Департамент градостроительства администрации города Нефтеюганска

о признании недействительным ненормативного акта

при участии представителей сторон:



от заявителя: не явились (извещен надлежащим образом);

от ответчика: Веселов А.В. - доверенность в деле;

от третьего лица: Веселов А.В. – доверенность в деле.

Установил:

индивидуальный предприн Ф.И.О. (далее Заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к администрации города Нефтеюганска о признании недействительным ненормативного правового акта от 04.06.2008 № 1446 об отказе в предоставлении земельных участков для установки рекламных носителей на территории города Нефтеюганска. Кроме того, в своем заявлении Предприниматель просит обязать Департамент градостроительства администрации города Нефтеюганска на основании заявлений Предпринимателя №№039, 040, 041, 042, 043, 044, 045, 046, 047, 048, 049, 050, 051, 052, 053, 054, 055, 056, 057, 058 произвести выбор земельных участков для строительства и провести процедуры согласований этих участков.

От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителей. Заявленные требования поддержала в полном объеме.

Ответчик и третье лицо представили суду отзыв на заявление, с заявленными требованиями не согласны по мотивам, изложенным в отзывах.

Арбитражный суд, изучив и всесторонне исследовав материалы дела, находит заявленные требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела 10.05.2008, Предприниматель обратилась в администрацию города Нефтеюганска с заявлениями №№ 039, 040, 041, 042, 043, 044, 045, 046, 047, 048, 049, 050, 051, 052, 053, 054, 055, 056, 057, 058 о предоставлении земельных участков под размещение рекламных носителей на территории города Нефеюганска.

Письмом от 04.06.2008 за № 1446 Ответчик сообщил, что:



заявленные места размещения рекламных конструкций находятся на землях, муниципального образования города Нефтеюганск;

в соответствии с Решением Думы города Нефтеюганска от 25.04.2007 №189-IV «О порядке размещения рекламных конструкций на территории города Нефтеюганска», Решением Думы города Нефтеюганска от 19.12.2007 №328-IV «О внесении изменений в Положение о порядке размещения рекламных конструкций на территории города Нефтеюганска» размещение рекламных конструкций на землях, находящихся в ведении муниципального образования и не обремененных правами третьих лиц, производится путем проведения торгов.

Не согласившись с данным ответом, Заявитель обжаловала его в суд.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания ненормативного правового акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Статья 34 Земельного кодекса устанавливает порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Согласно указанной норме органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

При этом указанной статьей на соответствующие компетентные органы возложена обязанность обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Во исполнение указанной нормы Думой города Нефтеюганска принято Решение № 189-IV от 25 апреля 2007 года «Об утверждении Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории города Нефтеюганска и схемы размещения рекламных конструкций по улице Мамонтовская, Сургутская и объездной автодороги», подписанного главой города.

Пунктом 2.10 Положения установлено, что размещение новых объектов наружной рекламы, устанавливаемых на основании проектов (схем) территориального размещения на объектах муниципальной собственности и землях, находящихся в ведении муниципального образования и не обремененных правами третьих лиц, производится путем проведения торгов в соответствии с Положением о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкции на объектах муниципальной собственности и землях, находящихся в ведении муниципального образования и не обремененных правами третьих лиц.

Согласно Положению о порядке организации и проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объектах муниципальной собственности и землях, не обремененных правами третьих лиц (Приложение № 3 к Положению), торги проводятся в целях создания равных условий и возможностей для получения мест размещения рекламных конструкций на территории города; оптимизации размещения рекламных конструкций, повышения уровня дизайнерских и конструкторских решений, степени надежности рекламных конструкций; улучшение благоустройства и внешнего облика города.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 23.11.2007 по делу № А-75-6445/2007 по заявлению ООО «Металлокомплекс» к Думе города Нефтеюганска, главе города Нефтеюганска п. 2. 10 Положения признан соответствующим законодательству.

Поскольку, испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен предпринимателю только в порядке, установленным Положением, путем проведения торгов, следовательно, оснований для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным письма Администрации от 04.06.2008 № 1446 нет.

Соответственно, нет оснований для удовлетворения требований об обязании Департамента градостроительства администрации города Нефтеюганска производства выбора земельных участков для строительства и проведения процедуры согласований этих участков.

Более того, нормативными актами установлен специальный порядок исследования возможности размещения рекламных щитов на территории города, при их соответствии санитарным, дорожным, архитектурным и другим требованиям. Исследование этих обстоятельств действующим законодательством закреплено за органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Решил:

индивидуальному предприн Ф.И.О. в удовлетворении требований о признании недействительным ненормативного правового акта администрации города Нефтеюганска от 04.06.2008 № 1446 об отказе в предоставлении земельных участков для установки рекламных носителей на территории города Нефтеюганска и обязании Департамента градостроительства администрации города Нефтеюганска на основании заявлений от 10.05.2008 №№ 039, 040, 041, 042, 043, 044, 045, 046, 047, 048, 049, 050, 051, 052, 053, 054, 055, 056, 057, 058 провести выбор земельных участков для строительства и провести процедуры согласований этих участков - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Восьмой арбитражный апелляционной суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья А.Е. Федоров