Судебная практика

Решение от 21 апреля 2008 года № А72-7594/2006. По делу А72-7594/2006. Ульяновская область.

Именем Российской Федерации Решение 21.04.2008 г. Дело №А72-7594/06-28/454

г. Ульяновск

Дата оглашения резолютивной части решения -14.04.2008г.

Изготовлено в полном объеме –21.04.2008г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Абрашина *.*.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Абрашиным *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

открытого акционерного общества «Чердаклинский комбикормовый завод», р.п. Чердаклы Ульяновской области

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», г.Самара

к Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, г.Москва

к Федеральной службе по тарифам, г.Москва

к Федеральному агентству железнодорожного транспорта, г.Москва

третьи лица:

Ульяновское областное государственное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации»

федеральное государственное унитарное предприятие «Ростехинвентаризация»

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области

Министерство транспорта Российской Федерации;

Комитет по управлению муниципальным
имуществом Чердаклинского района

Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области

общество с ограниченной ответственностью «УльяновскТерминал» о признании права собственности на железнодорожный путь, признании недействительным Сводного передаточного акта, признании недействительным свидетельство о государственной регистрации права

при участии в заседании:

от истца – Анисимова *.*., доверенность;

от ОАО «РЖД» – Горелова *.*., доверенность;

от иных ответчиков - не явились, уведомлены;

от иных третьих лиц – не явились, уведомлены.

Установил:

Отрытое акционерное общество «Чердаклинский комбикормовый завод» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Куйбышевской железной дороге – филиалу открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г.Самара, Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, г.Москва, Федеральной службе по тарифам, г.Москва, Федеральному агентству железнодорожного транспорта, г.Москва, Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ульяновской области:

о признании недействительным Сводного передаточного акта № 4557-р/6-р/884р от 30.09.2003 г., утвержденного совместным распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической, комиссии РФ и Министерства путей сообщения РФ в части объекта «Подъездной путь элеватора, 2571 м.» в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги»;

признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права 73-АТ № 1191111 от 16.03.2004 г. о праве собственности на «Сооружение – комплекс Димитровградская дистанция пути» в части права собственности ОАО «Российские железные дороги» на объект недвижимого имущества, указанного в литере № 46 «Подъездной путь элеватора, 2571 м.»;

признании права собственности на железнодорожный путь не общего пользования протяженностью 3120 м. за ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод».

Определением от 12.12.2006г. Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования:

Ульяновское областное
государственное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации»

федеральное государственное унитарное предприятие «Ростехинвентаризация»

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области.

Определением от 17.01.2007г. Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил ходатайство истца о замене ненадлежащего ответчика: Куйбышевская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» на надлежащего ответчика – ОАО «РЖД» Считать надлежащим ответчиком по делу ОАО «РЖД».

Определением от 17.01.2007г. Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования:

Министерство транспорта Российской Федерации;

Комитет по управлению муниципальным имуществом Чердаклинского района.

Определением от 09.02.2007г. Арбитражный суд Ульяновской области принял отказ истца от иска в отношении Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ульяновской области. Производство по делу в этой части прекращено.

Определением от 09.02.2007г. Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований:

Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области;

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области.

Определением от 09.02.2007г. Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований в котором он просил:

признать недействительным Сводный передаточный акт № 4557-р/6-р/884р от 30.09.2003г., утвержденный Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ и Министерства путей сообщения РФ в части передачи объекта пп. 299 Приложения №6625 – «Подъездной путь элеватора. Ст. Чердаклы», в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги»;

признать недействительным право собственности ОАО «Российские железные дороги» на объекты недвижимого имущества, указанные в литере № 46 «Подъездной путь элеватора, 2571 м.» и литера №45 «Подъездной путь хлебоприемного пункта, 200м.» Свидетельства о государственной регистрации права 73-АТ
№ 1191111 от 16.03.2004 г. о праве собственности на «Сооружение – комплекс Димитровградская дистанция пути»;

признании права собственности на железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 3033,79 м. за ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод».

Определением от 15.03.2007г. Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил ходатайство истца об уточнении предмета иска, в котором он просил:

признать Совместное распоряжение Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ и Министерства путей сообщения РФ № 4557-р/6-р/884р от 30.09.2003 г. и утвержденный им Сводный передаточный акт от 30.09.2003 г. недействительными в части передачи объекта «Подъездной путь элеватора ст. Чердаклы» (п. 307 Приложения № 6) и объекта «Подъездной путь хлебоприемный пункт ст. Чердаклы» (п. 310 Приложения № 6), в уставный капитал Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

признать недействительным зарегистрированное право собственности Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на объекты недвижимого имущества, указанные в литере № 45 «Подъездной путь хлебоприемного пункта, 200м.» и литере № 46 «Подъездной путь элеватора, 2571 м.» Свидетельства о государственной регистрации права 73-АТ № 1191111 от 16 марта 2004 г. о праве собственности на «Сооружение - комплекс Димитровградская дистанция пути»

признать право собственности на железнодорожный путь необщего пользования протяженностью 3033,79 м. за ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод».

Определением от 15.03.2007г. Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований:

закрытое акционерное общество «УльяновскТерминал».

Определением от 23.04.2007г. Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил ходатайство ЗАО «УльяновскТерминал» о замене ЗАО «УльяновскТерминал» на его правопреемника ООО «УльяновскТерминал».

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.05.2007г. было удовлетворено ходатайство истца о назначении судебной экспертизы в ГУ Ульяновская лаборатория судебной экспертизы и производство по делу было
приостановлено до получения заключения эксперта.

Определением от 05.09.2007г. Арбитражный суд Ульяновской области возобновил производство по делу №А72-7594/06-28/454 в связи с сообщением ГУ Ульяновская лаборатория судебной экспертизы о невозможности проведения судебной экспертизы в данном экспертном учреждении.

Определением от 16.11.2007 г. Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил ходатайство истца о назначении судебной экспертизы в ООО «Союзэкспертиза – УТПП», производство по делу было приостановлено до получения заключения эксперта.

Определением от 12.12.2007 г. Арбитражный суд Ульяновской области возобновил производство по делу №А72-7594/06-28/454 в связи с ходатайством судебного экспертного учреждения о представлении дополнительных документов для проведения экспертизы.

Определением от 30.01.2008г. Арбитражный суд Ульяновской области вновь назначил судебную экспертизу в ООО «Союзэкспертиза-УТПП» и приостановил производство по делу до получения заключения эксперта.

Определением от 17.03.2008г. Арбитражный суд Ульяновской области возобновил производство по делу.

Ответчики: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральная служба по тарифам, Федеральное агентство железнодорожного транспорта и третьи лица: Ульяновское областное государственное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации», ФГУП «Ростехинвентаризация», Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, Министерство транспорта Российской Федерации, Комитет по управлению муниципальным имуществом Чердаклинского района, Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, ООО «УльяновскТерминал» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

При данных обстоятельствах спор в судебном заседании рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам в порядке ст. 156 АПК РФ.

В судебном заседании истец заявил ходатайства об уточнении исковых требований и просит признать право собственности открытого акционерного общества «Чердаклинский комбикормовый завод» на железнодорожный путь необщего пользования, протяженностью 3033,79 м., кадастровый номер
73:21:200615:2:0053950009, инвентарный номер 5395, расположенный по адресу: Ульяновская область р.п. Чердаклы, ул.Пионерская, д.1, по данным технического паспорта УОГУП БТИ от 14.12.2006г. В остальной части на иске настаивает.

Согласно ч.1 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Суд, рассмотрев заявление истца об уточнении исковых требований, считает возможным удовлетворить его.

Из материалов дела следует.

27.04.1966 г. исполком Чердаклинского районного совета депутатов трудящихся принял Решение выделить земельный участок, общей площадью 2,7 га Чердаклинскому хлебоприемному пункту под строительство элеватора (т.4. л.д.75).

В 1967 г. по заказу Чердаклинского хлебоприемного пункта Ульяновского производственного управления хлебопродуктов и комбикормовой промышленности Проектным институтом «ГИПРОПРОМСЕЛЬСТРОЙ» было подготовлено Проектное задание на строительство заготовительного элеватора типа ЛВ-3х175 емкостью 21,4 тыс.тонн на хлебоприемном пункте при ст.Чердаклы Ульяновской области.

В состав данного Проектного задания входило задание по строительству подъездных железнодорожных путей к элеватору (т.1 л.д.113-132).

В период с 1969 г. по 1972 г. осуществлялось строительство объектов элеватора, включая строительство подъездных железнодорожных путей от элеватора к ст.Чердаклы Ульяновской области.

21.12.1972 г. Приказом Министра заготовок РСФСР № 414 утвержден акт приемки в эксплуатацию элеватора емкостью 21,4 тыс.тонн на ст.Чердаклы Ульяновской области (т.2 л.д. 4).

В данном Акте приемки указано, что в числе прочих комиссия произвела приемку железнодорожных путей, приложив к данному Акту – «акт сдачи в эксплуатацию подъездных железнодорожных путей к элеватору хлебоприемного пункта при ст.Чердаклы» (т.2 л.д. 5-8).

В акте о приемке в эксплуатацию законченных строительством подъездных железнодорожных путей к элеватору хлебоприемного пункта при ст.Чердаклы от 28.07.1972г.
указано, что комиссия Решила принять подъездные железнодорожные пути к элеватору от генерального подрядчика ПМК-813 треста Центрэлеваторстрой в эксплуатацию с оценкой хорошо (т.2 л.д. 11-12).

31.01.1973 г. исполком Чердаклинского районного совета депутатов трудящихся согласовал месторасположение комбикормового завода с выделением земельного участка площадью 6 га (т.4 л.д. 80).

В 1973 г. Проектным институтом «Куйбышевский промзернопроект» разработан Технический проект Комбикормового завода мощностью 400 т/сутки на хлебоприемном пункте при ст.Чердаклы Куйбышевской железной дороги, в составе которого разработана проектная документация на железнодорожные пути, в которой было предусмотрено удлинение и разработка существующих путей, строительство новых и разборка существующих путей (т.2 л.д. 13-20).

31.01.1977 г. Приказом Министра заготовок РСФСР № 44 утвержден акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию комбикормового завода мощностью 400 тн. в сутки на ст.Чердаклы Ульяновской области. (т.2 л.д. 22).

Из акта приемки в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией законченного строительством комбикормового завода, мощностью 400 тонн в сутки в р.п. Чердаклы, Ульяновской области от 27.12.1976 г. следует, что предъявленный к приемке комбикормовый завод мощностью 400 т/сутки принять в эксплуатацию с общей оценкой качества удовлетворительно (т. 2 л.д. 24-28).

В качестве Приложений к данному акту указаны: акт о приемке в эксплуатацию внутриплощадочных железнодорожных путей комбизавода и акт о приемке в эксплуатацию станционных железнодорожных путей.

Из акта от 22.11.1976г. о приемке законченного строительством здания (сооружения) следует, что рабочая комиссия приняла в эксплуатацию подъездной железно-дорожный путь ст.Чердаклы Чердаклинского комбикормового завода и разРешила подачу железнодорожных вагонов к месту погрузки и выгрузки по ж.д.путям (л.д.31 т.2).

В связи с вводом в эксплуатацию на территории Чердаклинского элеватора комбикормового завода мощностью 400 тонн в сутки и в соответствии с
приказом Министерства Заготовок РСФСР №87 от 16.03.1977г. Ульяновское областное производственное управление хлебопродуктов издало Приказ №83 от 22.03.1977 г. о реорганизации Чердаклинского элеватора в Чердаклинский комбикормовый завод (л.д.32 т.2).

В 1992 году земельный участок, площадью 15,84 га был предоставлен государственному комбикормовому заводу в постоянное пользование, что подтверждается Свидетельством о праве собственности на землю и постоянного пользования землей № 909 от 02.12.1992 г. (т.3 л.д.12).

В дальнейшем Чердаклинский комбикормовый завод - в соответствии с Распоряжением Комитета по управлению имуществом Ульяновской области № 519-У от 23.12.1994 г. - был приватизирован путем преобразования в акционерное общество открытого типа «Чердаклинский комбикормовый завод».

Постановлением Главы администрации Чердаклинского района от 19.01.1995г. №18 зарегистрировано акционерное общество открытого типа «Чердаклинский комбикормовый завод» (л.д.74 т.2).

В Акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 1 июля 1992г. по Чердаклинскому комбикормовому заводу (Приложение № 1 к Плану приватизации) указано, что в состав приватизированного имущества входят «внутренние ж/д пути, 3120 м., балансовой стоимостью 20223 тыс.руб.» и «внутренние железнодорожные пути, 833м., балансовой стоимостью 20218 тыс.руб.» (т.1 л.д.61).

В 1998 г. Постановлением Главы Чердаклинской поселковой администрации № 201 от 15.09.1998 г. были утверждены границы земель АООТ «Чердаклинкий комбикормовый завод» и выдано Свидетельство № 65 от 13.10.1988 г. о праве собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, площадью 166304 га (т.1 л.д.19).

В связи с привидением устава истца в соотвествие с законом «Об акционерных обществах» Постановлением главы администрации Чердаклинского района № 302 от 30.05.2000 г. АООТ «Чердаклинский комбикормовый завод» было переименовано в открытое акционерное общество «Чердаклинский комбикормовый завод».

22.08.2003 г. истец зарегистрировал право постоянного (бессрочного) пользования на земельный
участок, площадью 166304 га, кадастровый номер 73:21:200615:0002, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 73-АТ № 067707 (т.1 л.д. 18).

В 1992 г. и в 2006 г. по заказу истца были выполнены работы по технической паспортизации спорных железнодорожных путей.

12.04.1999 г. Министерством путей сообщения РФ издано Указание № Б-471у, согласно которому за Ульяновским отделением Куйбышевской железной дороги было закреплено в хозяйственном ведении недвижимое имущество. К данному указанию приложен Перечень объектов недвижимого имущества (т.2 л.д. 89). В т.ч. в данном Перечне были указаны три объекта именуемые как: «Ж/д путь подъездной, ст.Чердаклы» и указана их протяженность: 0,8 км., 1,8 км. и 2 км. (т.2 л.д.90-91)

Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 года № 585 учреждено : открытое акционерное общество «Российские железные дороги».

В связи с созданием ОАО «РЖД» была проведена инвентаризация объектов, находящихся на балансе структурных подразделений Куйбышевской железной дороги, после чего было издано распоряжение МПС РФ № 658-9р от 29.09.2003 г. о закреплении имущества в хозяйственном ведении за ФГУП «Куйбышевская железная дорога».

В перечне объектов недвижимости, закрепляемых в хозяйственном ведении за ФГУП «Куйбышевская железная дорога» были указаны «подъездной путь хлебоприемного пункта, ст.Чердаклы», протяженностью 0,2000, инвентарный № объекта 2400250 и «подъездной путь элеватора, ст.Чердаклы», протяженностью 2,5710, инвентарный № объекта 2400247 (т.2 л.д. 93).

29.09.2003 г. Департамент управления государственным имуществом Самарской области оформил Выписку из реестра федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении за ФГУП «Куйбышевская железная дорога». В Приложении к данной Выписке одним из объектов указан «путь подъездной, ст.Чердаклы, протяженностью 1,8 км., инвентарный № объекта 2400247» (т.2 л.д.94-96).

Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ и Министерства
путей сообщения РФ от 30.09.2003 года № 4557-р/6-р/884р утвержден «Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги».

По Акту приема-передачи №2 от 30.09.2003 г. (приложение № 6625 Передаточного акта от 30.09.2003 г., являющегося приложением № 508 к Сводному передаточному акту), от ФГУП «Куйбышевская железная дорога» в уставный капитал ОАО «РЖД» был передан «подъездной путь элеватора, ст.Чердаклы, инвентарный № объекта 24002470» (т.2 л.д. 100-119).

16.03.2004 г. УФРС Ульяновской области на основании Сводного передаточного акта от 30.09.2003г., утвержденного совместным распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ и Министерства путей сообщения РФ №4557-р/6-р/884 от 30.09.2003г. проведена государственная регистрация права собственности ОАО «Российские железные дороги» на сооружение - комплекс Димитровградская дистанция пути, общей площадью 6592,7 кв.м., протяженностью 895187903,9 м., о чем в Едином государственном реестре прав сделана запись №73:01:338/2003:192, правообладателю выдано свидетельство серия 73-АТ №119111 (т.1 л.д.24).

01.09.2006г. УФРС Ульяновской области на основании дубликата Плана приватизации Чердаклинского комбикормового завода, утвержденного Комитетом по управлению имуществом Ульяновкой области 23.12.1994г. №322-у, проведена государственная регистрация права собственности ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» на железнодорожные пути общей протяженностью трассы 3064 м (Литеры: I-III), расположенные по адресу: Ульяновская область, Чердаклинскии р-н, ул. Пионерская, дом №1, о чем в ЕГРП сделана запись №73-73-07/025/2006-361, правообладателю выдано свидетельство серия 73-АТ №479011 (т.1 л.д.29).

04 августа 2006 г. ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» обратилось к ОАО «Российские железные дороги» (Ульяновское отделение - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги) с письмом о заключении соответствующего договора на оказание услуг по подаче-уборке вагонов на железнодорожные пути необщего пользования ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» с учетом того, что данные железнодорожные пути принадлежат предприятию, и представило подтверждающие документы.

В свою очередь ОАО «Российские железные дороги» заявило о том, что железнодорожные пути протяженностью 2571 м., принадлежат ОАО «Российские железные дороги» на праве собственности (обозначаются как «Подъездной путь элеватора» (литер №46).

ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод», не согласившись с доводами ОАО «РЖД» о принадлежности железнодорожных путей, обратился с настоящим иском в суд.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить частично, исходя из следующего.

На балансе открытого акционерного общества «Чердаклинский комбикормовый завод» находятся железнодорожные пути, часть из которых располагается на территории земельного участка, принадлежащего истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования (Ульяновская область, Чердаклинский район, р.п. Чердаклы, ул. Пионерская,1), а небольшая часть данных железнодорожных путей выходит за территорию предприятия и примыкает к железнодорожным путям ст. Чердаклы Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги ОАО «РЖД».

06.07.2006 г. УОГУП БТИ, по заявке истца, оформило технический паспорт на железнодорожные пути общей протяженностью трассы 3064 м (Литеры: I-III), расположенные по адресу: Ульяновская область, Чердаклинскии р-н, ул. Пионерская, дом №1, протяженностью 3064 м, кадастровый номер 73:21:200615:2:0053950009 (т.1 л.д. 39-42).

01.09.2006г. УФРС Ульяновской области проведена государственная регистрация права собственности ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» на железнодорожные пути общей протяженностью трассы 3064 м (Литеры: I-III), расположенные по адресу: Ульяновская область, Чердаклинскии р-н, ул. Пионерская, дом №1, о чем в ЕГРП сделана запись №73-73-07/025/2006-361 (т.1 л.д.29).

В последующем, 14.12.2006 г., УОГУП БТИ, переоформило технический паспорт на данные железнодорожные пути (т.3 л.д. 51-54).

Как следует из пояснений УОГУП БТИ данное уточнение протяженности путей было осуществлено в связи с уточнением данных геодезической съемки, предоставленной заказчиком. «УОГУП БТИ внесло изменения в техническую документацию вышеуказанного объекта, относительно протяженности пути. Согласно технического паспорта, составленного по состоянию на 14.12.2006г. общая протяженность железнодорожных путей составляет 3033.79 м.».

В свою очередь ОАО «РЖД» представило в обоснование своего права на железнодорожные пути Свидетельство серия 73-АТ №119111 от 16.03.2004 г. о государственной регистрации права собственности ОАО «Российские железные дороги» на сооружение - комплекс Димитровградская дистанция пути, общей площадью 6592,7 кв.м., протяженностью 895187903,9 м, расположенное по адресу: Ульяновская область: г. Ульяновск, ст.Заволжский, ст. В. Терраса, ст. Совхозный, ст. Чердаклы, ст. Бряндино, ст. Димитровград, р. Обамза, ст. Малыкла, ст. Якушка, р. Амировка, ст. Новочеремшанск, ст. Путевой; Самарская область: р.Кармала, ст. Погрузная, р. Розовка, ст. Челна, Республика Татарстан: ст. Нурлат, Западный парк, ст. Клиновка (т.1 л.д.24).

При этом в Свидетельстве о государственной регистрации права от 16.03.2004 г. в т.ч. указаны литеры: 45 и 46.

Из технического паспорта на «Сооружение комплекс - Димитровградская дистанция пути», оформленного ФГУП «Ростехинвентаризация» 25.02.2004 г. следует, что под литерой №45 указан «Подъездной путь хлебоприемного пункта», протяженностью 200 м., а под литерой №46 указан «Подъездной путь элеватора», протяженностью 2571 м., расположенные на ст.Чердаклы Ульяновской области (т.2 л.д.120-125).

Из заключения эксперта ООО «Союзэкспертиза-УТПП» Сапрыкина *.*. (исх.№ 026-043-02-00094 от 11.04.2008г.), которому Арбитражный суд Ульяновской области поручил проведение судебной экспертизы следует: «Подъездной путь хлебоприемного пункта» (литер №45) ОАО «Российские железные до­роги» и «Подъездной путь» ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» являются одними и теми же путями и границы раздела между ними не существует. Согласно графической части Технического паспорта «Подъездной путь элеватора» (ли­тер №46) ОАО «Российские железные дороги» являются частью «Подъездного пути элеватора» ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» и являются одним и тем же объектом. Грани­цы раздела не существует. «Подъездной путь хлебоприемного пункта» (литер №45) и «Подъездной путь элеватора» (литер №46) указанные в техническом паспорте на «Сооружение комплекс - Димитровградская дистанция пути» от 25.02.2004 г. и «Железнодорожные пути», техпаспорта от 14.12.2006г. яв­ляются одними и теми же объектами.

Таким образом подтверждается, что за истцом и ответчиком (ОАО «РЖД») зарегистрированы права на один и тот же объект недвижимости.

Из материалов дела усматривается, что спорные железнодорожные пути строились по заказу Чердаклинского хлебоприемного пункта, а также Министерства заготовок РСФСР, что подтверждается:

проектной документацией, в т.ч. подготовленным Проектным институтом «ГИПРОПРОМСЕЛЬСТРОЙ» Проектным заданием на строительство заготовительного элеватора типа ЛВ-3х175 емкостью 21,4 тыс.тонн на хлебоприемном пункте при ст.Чердаклы Ульяновской области, в состав которого входило задание по строительству подъездных железнодорожных путей к элеватору (т.1 л.д.113-132) и Техническим проектом Комбикормового завода мощностью 400 т/сутки на хлебоприемном пункте при ст.Чердаклы Куйбышевской железной дороги, подготовленным в 1973 г. Проектным институтом «Куйбышевский промзернопроект», в состав которого входила проектная документация на железнодорожные пути, предусмотривающая удлинение и разработку существующих путей, строительство новых и разборку существующих путей (т.2 л.д. 13-20);

актом приемки в эксплуатацию элеватора емкостью 21,4 тыс.тонн на ст.Чердаклы Ульяновской области (в т.ч. к данному Акту приложен «акт сдачи в эксплуатацию подъездных железнодорожных путей к элеватору хлебоприемного пункта при ст.Чердаклы»). При этом Государственной комиссией принято Решение о принятии Чердаклинским хлебоприемным пунктом Ульяновского областного производственного управления х Ф.И.О. деятельности указанных в акте объектов элеватора и об организации эксплуатации принятых объектов и оборудования в соответствии с «Правилами технической эксплуатации» (т.2 л.д. 4-8).

актом о приемке в эксплуатацию законченных строительством подъездных железнодорожных путей к элеватору хлебоприемного пункта при ст.Чердаклы от 28.07.1972г., в котором указано, что комиссия Решила принять подъездные железнодорожные пути к элеватору от генерального подрядчика ПМК-813 треста Центрэлеваторстрой в эксплуатацию с оценкой хорошо (т.2 л.д. 11-12);

актом государственной комиссии по приемке в эксплуатацию комбикормового завода мощностью 400 тн. в сутки на ст.Чердаклы Ульяновской области от 27.12.1976 г., из которого следует, что предъявленный к приемке комбикормовый завод мощностью 400 т/сутки принять в эксплуатацию с общей оценкой качества удовлетворительно (т. 2 л.д. 24-28). В качестве Приложений к данному акту указаны: акт о приемке в эксплуатацию внутриплощадочных железнодорожных путей комбизавода и акт о приемке в эксплуатацию станционных железнодорожных путей.

актом от 22.11.1976г. о приемке законченного строительством здания (сооружения), из которого следует, что рабочая комиссия приняла в эксплуатацию подъездной железно-дорожный путь ст.Чердаклы Чердаклинского комбикормового завода и разРешила подачу железнодорожных вагонов к месту погрузки и выгрузки по ж.д.путям (л.д.31 т.2);

техническим паспортом путевого хозяйства Чердаклинского комбикормового завода изготовленного в 1992 г. Проектно-Технологическим бюро ПТБ ЦУПЖТ Концерна «Промжелдортранс» (т.2 л.д. 33-73).

При этом из вышеперечисленных документов следует, что данные железнодорожные пути были построены в период с 1969 по 1976 гг. в целях расширения обслуживания объектов правопредшественника истца (устройства по приему-отпуску зерна на железную дорогу, железнодорожных весов) и оказания предприятием услуг по приему и отгрузке зерна по железной дороге.

В связи с принятием в эксплуатацию комбикормового завода в 1977 г. Чердаклинский элеватор был переименован в «Чердаклинский комбикормовый завод» на основании приказа Ульяновского областного управления хлебопродуктов № 83 от 22.03.1977 г.

В дальнейшем Чердаклинский комбикормовый завод - в соответствии с Распоряжением Комитета по управлению имуществом Ульяновской области № 519-У от 23.12.1994 г. - был приватизирован путем преобразования в акционерное общество открытого типа «Чердаклинский комбикормовый завод», которое было зарегистрировано Постановлением главы администрации Чердаклинского района № 18 от 19.01.1995 г.

Из Устава АООТ «Чердаклинский комбикормовый завод» следует, что предприятие учреждено в соответствии с Законом РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 03.07.1991г. с изменениями и дополнениями от 05.06.1992 г., Указом Президента №66 от 29.01.1992г., Постановлением Правительства РФ № 708 от 04.09.1992 г. (т.4 л.д.84).

Из приложения № 2 «Временные методические указания по оценки стоимости объектов приватизации» к Указу Президента РФ от 29.01.1992 г. № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» следует, что в состав оцениваемого имущества предприятия включаются основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства и прочие финансовые активы.

Пункт 2.1. Приложения №2 ««Временные методические указания по оценки стоимости объектов приватизации» к Указу Президента РФ от 29.01.1992 г. № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» устанавливает, что к основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные, регулирующие приборы, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и другие основные средства; капитальные вложения инвентарного характера в земельные участки, недра, лесные и другие угодья, представляемые предприятию в пользование, в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам.

Пункт 4.1. вышеуказанного приложения №2 к Указу Президента РФ от 29.01.1992 г. № 66 устанавливает, что из стоимости имущества предприятия подлежит исключению стоимость имущества, для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации, а также стоимость объектов социально - бытового и социально - культурного назначения и других объектов, в отношении которых комитетом по управлению имуществом было принято Решение об их сохранении в государственной, муниципальной собственности.

Из пояснений ТУФАУФИ по Ульяновской области следует, что согласно акта оценки стоимости зданий и сооружений от 01.07.1992 г. №1 остаточная стоимость объектов истца, подлежащая приватизации составляет 12142 тыс. руб.

Приложение 1 раздел «Перечень стоимости жилых домов по состоянию на 01.07.1992 года по Чердаклинскому комбикормовому заводу» устанавливает, что стоимость жилых домов составляет 1150 тыс. руб.

В разделе «Перечень стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 г. по Чердаклинскому комбикормовому заводу» вышеуказанного приложения, стоимость зданий и сооружений составляет 10992 тыс. руб.

Пункт 8 Раздела 2 «Основные характеристики объекта на 01.07.1992 г.» Плана Приватизации АООТ «Чердаклинский комбикормовый завод» содержит стоимость объектов не подлежащих приватизации - объекты жилого фонда на сумму 1150 тыс.руб.

Следовательно объекты недвижимости, указанные в разделе «Перечень стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 по Чердаклинскому комбикормовому заводу» Приложения № 1, стоимость которых составляет 10992 тыс. руб. (среди которых значатся внутр. ж/д пути 3120 м и внутр.ж/д пути 833 м.) вошли в уставный капитал АООТ «Чердаклинский комбикормовый завод» при приватизации (т.1 л.д.47-85).

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано в собственность юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации.

В соответствии с п. 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 № 8 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.

Таким образом, АООТ «Чердаклинский комбикормовый завод» приобрело право собственности на переданное ему имущество.

В последующем АООТ «Чердаклинский комбикормовый завод» было переименовано в ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку право собственности на переданное при приватизации предприятия имущество возникло у АООТ «Чердаклинский комбикормовый завод» с 19.01.1995 г. (момента государственной регистрации истца), то спорный железнодорожный путь не мог быть включен в Сводный передаточный акт, утвержденный совместным распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ и Министерства путей сообщения РФ №4557-р/6-р/884 от 30.09.2003 г. в связи с образованием ОАО «РЖД».

Согласно абз.3 ч.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица, поэтому к ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» перешло право собственности на имущество, принадлежащее АООТ «Чердаклинский комбикормовый завод», в том числе и на железнодорожные пути.

Ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Из материалов дела следует, что на протяжении всего времени с момента ввода в эксплуатацию и по настоящее время ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» (будучи правопреемником) использовал и использует спорные железнодорожные пути для выполнения уставной деятельности (закупка и поставка зерна, хлебопродуктов, организация размещения, перемещения зерна и других продуктов и т.п.). Истец как собственник имущества несет бремя по содержанию данных железнодорожных путей, что предусмотрено ст. 210 ГК РФ, в т.ч. предприятие за счет собственных средств проводит мероприятия по содержанию железнодорожных путей в надлежащем состоянии (обкос от травы, очистка от снега и мусора), следит за состоянием шпал, рельс, стрелок, башмаков и иных составляющих железнодорожного пути.

Кроме того суд учитывает, что из Кадастрового плана земельного участка от 19.05.2006 г. № 45/06-1965 следует, что земельный участок, расположенный по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, р.п. Чердаклы, ул. Пионерская, д.1, площадью 166304 кв.м., кадастровый номер 73:21:200615:0002 предназначен для размещения производственных построек завода и каких-либо обременений (в частности, установления сервитута) со стороны ОАО «Российские железные дороги» не имеет.

Часть железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» протяженностью (от стрелки № 18 до ворот ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод») расположена за границами земельного участка истца (кадастровый номер 73:21:200615:0002).

Однако из материалов дела не следует, что земельный участок на котором расположена данная часть спорного железнодорожного пути (от стрелки №18 и до ворот ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод») принадлежит ОАО «РЖД».

Данное обстоятельство подтверждается ответом Территориального межрайонного отдела №6 Управления Роснедвижимости по Ульяновской области (исх.№ 45106-4200 от 12.10.2006 г.) на запрос о собственнике (правообладателе) земельного участка соседнего с земельным участком ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» (т.3 л.д.20).

Кроме того, суд, в связи ходатайством судебного эксперта, просил истца и ОАО «РЖД» представить земельно-правовые документы и землеустроительное дело на земельные участки под спорными железнодорожными путями. Однако ответчик, в отличие от истца, документов не представил, пояснив, что «землеустроительное дело (в т.ч. межевое дело) ответчиком на земельный участок, на котором расположены спорные железнодорожные пути не заказывалось, поскольку идет спор по данным железнодорожным путям и по итогам рассмотрения спора будет определена необходимость в его изготовлении». Данные пояснения отражены в протоколе судебного заседания и в определении суда от 30.01.2008 г.

К тому же суд учитывает, что данная часть железнодорожных путей является неотъемлемым продолжением железнодорожных путей, расположенных на земельном участке ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод», и не может быть отделена, без нарушения порядка нормальной эксплуатации железнодорожных путей, расположенных внутри территории предприятия Истца.

Данный факт ответчики не оспаривают.

Из Проектного задания от 1967 г. усматривается, что из двух вариантов увязки путевого развития, предложенных проектной организацией Управление Куйбышевской железной дороги согласовало первый вариант. При этом в первом варианте упоминается стрелочный перевод № 18 как место примыкания с железнодорожными путями ст.Чердаклы Куйбышевской железной дороги.

В Схеме железнодорожных путей «Чердаклинского комбикормового завода» Технического паспорта путевого хозяйства Чердаклинского комбикормового завода (том III от 1992 года шифр 2385) начало железнодорожных путей истца указано со стрелочного перевода № 18 (месте примыкания с железнодорожными путями ст.Чердаклы Куйбышевской железной дороги).

В заключении эксперта ООО «Союзэкспертиза-УТПП» Сапрыкина *.*. исх.№ 026-043-02-00094 от 11.04.2008г. (ответ на пятый вопрос) указано: «Объект «Железнодорожный путь», указанный в техническом паспорте от 14.12.2006 года ка­дастровый номер 73:21:200615::2:0053950009 и «Железнодорожные пути», изображенные на Схеме железнодорожных путей «Чердаклинского комбикормового завода» Технический паспорт путевого хозяйства Чердаклинского комбикормового завода (том III от 1992 года шифр 2385) являются одним и тем же объектом».

Суд, выясняя обстоятельства изготовления ОАО «РЖД» технического паспорта на спорные пути, привлек к участию в дело ФГУП «Ростехинвентаризация», из пояснений которого следует: «Для проведения обследования и составления технической документации Димитровградской дистанцией пути были представлены Ситуационная схема расположения сооружения-комплекса Дмитровградской дистанции пути, схема сводки листов плана расположения объектов недвижимости Димитровградской дистанции пути, Перечень объектов недвижимости железнодорожного транспорта на сооружение-комплекс Димитровградской дистанции пути структурного подразделения Куйбышевской железной дороги филиала ОАО «РЖД».

Согласно Особому порядку технические параметры и описание объектов недвижимости в Перечне представлялись заказчиком работ.

В представленном Перечне в разделе В «На железнодорожные пути, подъездные пути» №п/п 23, №№ на плане (литера) 45учетного участка указан подъездной путь хлебоприемного пункта с месторасположением: Ульяновская область Чердаклинский р-н, ст.Чердаклы; № пп 24, №№ на плане (литера) 46, № учетного участка I указан подъездной путь элеватора с месторасположением: Ульяновская обл., Чердаклинский р-н, ст.Чердаклы.

При проведении обследования в присутствии представителей заказчика был установлен факт наличия объекта в натуре» (т.3 л.д. 113-115).

В протоколе судебного заседания, состоявшегося 09.02.2007 г. суд зафиксировал пояснения представителя третьего лица (ФГУП «Ростехинвентаризация), из которых следует, что фактическое измерение протяженности путей не проводилось.

В свою очередь ОАО «РЖД», в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представило доказательств, что спорные железнодорожные пути были построены Куйбышевской железной дорогой и были приняты на баланс данного предприятия с момента ввода их в эксплуатацию. У ОАО «РЖД» отсутствуют документы, свидетельствующие о финансировании строительства спорного пути.

В перечне объектов недвижимости, закрепляемых в хозяйственном ведении за ФГУП «Куйбышевская железная дорога» на основании Распоряжения МПС РФ № 658-9р от 29.09.2003 г. были указаны «подъездной путь хлебоприемного пункта, ст.Чердаклы», протяженностью 0,2000, инвентарный № объекта 2400250 и «подъездной путь элеватора, ст.Чердаклы», протяженностью 2,5710, инвентарный № объекта 2400247 (т.2 л.д. 93).

В Приложении к Выписке из реестра федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении за ФГУП «Куйбышевская железная дорога», оформленной 29.09.2003 г. Департаментом управления государственным имуществом Самарской области одним из объектов указан «путь подъездной, ст.Чердаклы, протяженностью 1,8 км., инвентарный № объекта 2400247» (т.2 л.д.94-96).

И в выписке из реестра федерального имущества, и в Перечне, являющемся приложением к распоряжению МПС РФ № 658-9р от 29.09.2003 г., в качестве основания нахождения данного объекта у ФГУП «Куйбышевская железная дорога» указан «Передаточный акт №10/29 от 04.06.2001 г.».

Однако данный документ в материалы дела не представлен.

В результате включения указанного спорного имущества в Сводный передаточный акт от 30.09.2003 г., утвержденного Совместным распоряжением № 4557-р/6-р/884р от 30.09.2003 г. было нарушено право истца как собственника на пользование и распоряжение имуществом.

Истец просит признать Совместное распоряжение Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ и Министерства путей сообщения РФ № 4557-р/6-р/884р от 30.09.2003 г. и утвержденный им Сводный передаточный акт от 30.09.2003 г. недействительными в части передачи объекта «Подъездной путь элеватора ст.Чердаклы» (п. 307 Приложения № 6) и объекта «Подъездной путь хлебоприемный пункт ст. Чердаклы» (п. 310 Приложения № 6), в уставный капитал Открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Истец обратившись с данным требованием сослался на ст. 198 АПК РФ.

В соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе при обращении в суд указывать на подлежащие применению (по его мнению) нормы права.

Вместе с тем по смыслу статей 65 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовыми доводами лиц, участвующих в деле, а самостоятельно определяет, какие нормы права подлежат применению исходя из приведенных сторонами в обоснование своих требований и возражений обстоятельств.

Исходя из заявленного истцом предмета требования следует, что им фактически оспаривается сделка по передаче спорного имущества в уставный капитал Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», оформленная Совместным распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ и Министерства путей сообщения РФ № 4557-р/6-р/884р от 30.09.2003 г., утвердившим Сводный передаточный акт от 30.09.2003г. Данный факт подтвердил представитель истца в судебном заседании.

Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Согласно п. 12 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ Министерство имущественных отношений РФ и Министерство путей сообщения РФ были упразднены, а пунктом 15 данного Указа было предусмотрено преобразование Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации в Федеральную службу по тарифам.

Во исполнение Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 и Распоряжения Правительства РФ от 20.09.2004 N 1213-р Министерство имущественных отношений РФ и Министерство путей сообщения РФ были ликвидированы, а Постановления Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 848 и от 3 июня 2002 г. N 377, которыми утверждались Положения о данных государственных органах были признаны утратившими силу Постановлениями Правительства Российской Федерации соответственно от 30.07.2004 г. № 395 и от 27.11.2004 г. № 691.

В материалы дела не представлены доказательства, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и Федеральное агентство железнодорожного транспорта являются правопреемниками соответственно Министерства имущественных отношений РФ и Министерства путей сообщения РФ, что не оспаривается лицами, участвующими в деле (в т.ч. ответчиками).

Таким образом на момент рассмотрения дела в суде Министерство имущественных отношений РФ и Министерство путей сообщения РФ, являющиеся сторонами в сделке по передаче имущества в уставный капитал ОАО «РЖД» и в отношении которой заявлено требование о признании указанной сделки недействительной, ликвидированы.

При таких обстоятельствах спор о признании оспариваемой сделки недействительной не может быть рассмотрен по существу заявленных требований, поскольку в силу ст. 61 ГК РФ при ликвидации юридического лица происходит полное прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам.

Таким образом, производство по требованию истца о признании недействительными Совместного распоряжения Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ и Министерства путей сообщения РФ № 4557-р/6-р/884р от 30.09.2003 г. и утвержденного им Сводного передаточного акта от 30.09.2003 г. в части передачи спорного имущества в уставный капитал ОАО «РЖД» следует прекратить по п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Правильность данного вывода подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 октября 2005 г. N 7278/05).

Вместе с тем отсутствие процессуальных оснований для удовлетворения данного требования истца не препятствует оценке оспариваемой сделки на ее соответствие закону.

Согласно ч.2 и 4 ст.71 АПК РФ Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Оценивая в совокупности имеющиеся в деле доказательства суд приходит к выводу, что данная сделка в части передачи спорного имущества в уставный капитал ОАО «РЖД» является ничтожной, поскольку противоречит ч.3 ст. 213 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривающей, что коммерческие организации, к которым относятся акционерные общества, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано в собственность юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации.

Так как спорное имущество в установленном порядке включено в уставный капитал ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» в соответствии с Планом приватизации, то предприятие стало собственником имущества - «Внутренние ж/д пути, 3120 м.» и «Внутренние ж/д пути, 833м.», в состав которого входят «Подъездной путь хлебоприемный пункт ст. Чердаклы» и «Подъездной путь элеватора ст. Чердаклы».

Также данная сделка противоречит ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации согласно которой «собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом» и ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, согласно которой «собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчулсдать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распорялсаться им иным образом».

Согласно ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Таким образом, Министерство имущественных отношений РФ, Федеральная энергетическая комиссия РФ и Министерство путей сообщения РФ не правомерно включили в Сводный передаточный акт от 30.09.2003 г. и передали в уставный капитал ОАО «РЖД» такие объекты имущества, как «Подъездной путь элеватора ст. Чердаклы» и «Подъездной путь хлебоприемный пункт ст. Чердаклы», так как данные лица не являлись собственниками спорного имущества. Передать спорное имущество в уставный капитал ОАО «РЖД» мог лишь собственник данного имущества - ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод».

Учитывая вышеизложенное суд считает, что спорный объект является собственностью истца и не может быть отнесен к собственности ОАО «Российские железные дороги».

При этом суд учитывает, что эксперт ООО «Союзэкспертиза-УТПП» Сапрыкин *.*., отвечая на вопрос суда о протяженности спорных путей в экспертном заключении исх.№026-043-02-00094 от 11.04.2008г. указал, что «общая протяженность железнодорожных путей составляет 2 923,9 п.м., в т.ч. вне терри­тории ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» - 275,8 п.м., на территории ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» - 2 648,1 п.м.».

Однако на листе 4 данного экспертного заключения эксперт, указав, что спорный путь измерялся им экспертной мерной лентой, отметил, что «Технический паспорт на Железнодорожные пути, выполненный от 14.12.2006г. является более точным документом и содержит наиболее полную и достоверную информацию по исследуемым объектам».

В данном Техническом паспорте, оформленном УОГУП БТИ общая протяженность спорного пути составляет 3033,79 м.

Согласно п.6 ст12 ФЗ №122 Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел идентифицируется кадастровым номером данного объекта. Каждый раздел состоит из трех подразделов. Согласно п.23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства от 18.02.1998г. №219, подраздел I содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. При заполнении подраздела I ЕГРП указываются, наряду с кадастровым номером, наименование, адрес (местоположение), площадь объекта.

Таким образом суд считает, что требование истца о признании права собственности открытого акционерного общества «Чердаклинский комбикормовый завод» на железнодорожный путь необщего пользования, протяженностью 3033,79 м., кадастровый номер 73:21:200615:2:0053950009, инвентарный номер 5395, расположенный по адресу: Ульяновская область р.п. Чердаклы, ул.Пионерская, д.1, по данным технического паспорта УОГУП БТИ от 14.12.2006г. подлежит удовлетворению.

В связи тем, что ОАО «Российские железные дороги» зарегистрировало право собственности на спорные железнодорожные пути, ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод» лишено права в полной мере владеть, пользоваться и распоряжаться данным имуществом.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

Согласно ч.1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122 государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Поскольку спорный объект является собственностью истца, то регистрационная служба в нарушение ст.13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не провела надлежащую правовую экспертизу документов при регистрации права собственности ОАО «Российские железные дороги» на спорный объект.

Учитывая вышеизложенное суд считает, что подлежит удовлетворению требование истца о признании недействительным зарегистрированного права собственности Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на объекты недвижимого имущества, указанные в литере № 45 «Подъездной путь хлебоприемного пункта, 200м.» и литере № 46 «Подъездной путь элеватора, 2571 м.» Свидетельства о государственной регистрации права 73-АТ № 1191111 от 16 марта 2004 г. о праве собственности на «Сооружение - комплекс Димитровградская дистанция пути».

В отношении остальных ответчиков (Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральная служба по тарифам, Федеральное агентство железнодорожного транспорта) в иске следует отказать.

Суд отклоняет ссылку ответчика на договоры подачи-уборки вагонов, заключавшиеся между истцом и ответчиком, а также между ответчиком и ООО «УльяновскТерминал» (правопреемник ЗАО «УльяновскТерминал»), акт обследования железнодорожного пути необщего пользования от 03.06.2005 г. и инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «Чердаклинский комбикормовый завод», поскольку к правоустанавливающим документам данные документы не относятся, на разРешение вопроса о принадлежности имущества не влияют и не свидетельствует о наличии вещного права ОАО «РЖД» на имущество.

Из пояснений истца следует, что «заключение данного договора в пользу ОАО «РЖД» объясняется необходимостью срочной подачи вагонов и отгрузки зерновых культур железнодорожным транспортом. В настоящее время нет действующего договора, регулирующего отношения между ОАО «ЧКЗ» и ОАО «РЖД» по подаче-уборке вагонов».

Отнесение объектов железнодорожного транспорта исключительно к федеральной собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 не имеет значения для данного дела, поскольку законодательство не запрещает приватизацию федерального имущества. В данном случае истец получил спорный объект в порядке приватизации имущества, относившегося к федеральной форме собственности.

Суд отклоняет довод ответчика, что спорные пути после их приемки в эксплуатацию были переданы на баланс ПЧ-8 Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги. Указание в письме Главного инженера Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги № 79/1064-нодн о передаче проектируемых путей на баланс ПЧ-8 не подтверждает факт самой передачи спорных путей на баланс Куйбышевской железной дороги.

В свою очередь из акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссии от 22.12.1972 г. следует, что Государственной комиссией принято Решение о принятии Чердаклинским хлебоприемным пунктом Ульяновского областного производственного управления х Ф.И.О. деятельности указанных в акте объектов элеватора. (т.2 л.д.7).

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

Согласно ст. 71 АПК РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Истцом за проведение судебной экспертизы оплачено 48385 руб. 44 коп., из них 22 796 руб. 41 коп. по чек-ордеру от 15.11.2007г. и 26 253 руб. 00 коп. по платежному поручению №199 от 27.04.2007г.

Согласно ст. 101 Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Статьей ст. 106 Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации определено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии с п.1 ст. 110 Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.05.2007г. была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ГУ Ульяновская лаборатория судебных экспертиз. Однако в связи с отсутствием в данном экспертном учреждении соотвествующих специалистов ГУ Ульяновская лаборатория судебных экспертиз, измерив протяженность спорных путей, отказалась от дальнейшего проведения экспертизы, удержав за фактически выполненный объем работ сумму 6125 руб. 44 коп.

Учитывая, что истец настаивал на проведении судебной экспертизы определениями Арбитражного суда Ульяновской области от 16.11.2007 г. и от 30.01.2008 г. была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Союзэкспертиза-УТПП», стоимость судебной экспертизы составила 42260 руб. 00 коп.

Факт проведения экспертизы подтверждается заключением эксперта исх.№ 026-043-02-00094 от 11.04.2008г.

Выводы экспертного заключения никем не опровергнуты.

Учитывая вышеизложенное и поскольку требования истца удовлетворены в отношении ОАО «РЖД» с ОАО «Российские железные дороги» в пользу открытого акционерного общества «Чердаклинский комбикормовый завод» следует взыскать 48 385 руб. 44 коп. (42260 руб. 00 коп. + 6125 руб. 44 коп.) в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы.

Истцом при подаче искового заявления оплачена госпошлина в сумме 6000 руб. 00 коп.

Расходы по госпошлине в сумме 4000 руб. 00 коп. в соответствии со ст.110 Арбитраж­ного процессуального кодекса Российской Федерации возложить на ОАО «Российские железные дороги».

Остальную часть госпошлины возвратить истцу из федерального бюджета, поскольку производство по делу по одному из требований истца прекращено судом.

Руководствуясь ст. 49, 110, 150, 167-181 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворить.

Прекратить производство по делу по требованию истца о признании недействительными Совместного распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации №4557-р/6-р/884р от 30.09.2003г. и утвержденного им Сводного передаточного акта от 30.09.2003г., в части передачи объекта «Подъездной путь элеватора ст.Чердаклы» (п.307 Приложения №6) и объекта «Подъездной путь хлебоприемный пункт ст.Чердаклы» (п.310 Приложения №6), в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги».

В остальной части исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным зарегистрированное право собственности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на объекты недвижимого имущества, указанные в литере №45 «Подъездной путь хлебоприемного пункта, 200м.» и литере №46 «Подъездной путь элеватора, 2571м.» Свидетельства о государственной регистрации права 73-АТ №1191111 от 16 марта 2004г. о праве собственности на «Сооружение – комплекс Димитровградская дистанция пути».

Признать право собственности открытого акционерного общества «Чердаклинский комбикормовый завод» на железнодорожный путь необщего пользования, протяженностью 3033,79 м., кадастровый номер 73:21:200615:2:0053950009, инвентарный номер 5395, расположенный по адресу: Ульяновская область р.п. Чердаклы, ул.Пионерская, д.1, по данным технического паспорта УОГУП БТИ от 14.12.2006г.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу открытого акционерного общества «Чердаклинский комбикормовый завод» 4 000 (четыре тысячи) руб. 00 коп. - в возмещение расходов по оплате государственной пошлины и 48 385 (сорок восемь тысяч триста восемьдесят пять) руб. 44 коп. - в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы

В отношении остальных ответчиков исковые требования оставить без удовлетворения.

Возвратить открытому акционерному обществу «Чердаклинский комбикормовый завод» из федерального бюджета госпошлину в сумме 2 000 (две тысячи) руб. 00 коп.

Исполнительный лист и справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано: в течение месяца с момента принятия решения, путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции, и в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, через арбитражный суд, принявший Решение.

Судья *.*. Абрашин