Судебная практика

Решение от 21.05.2009 №А14-4017/2009. По делу А14-4017/2009. Воронежская область.

Решение

г. Воронеж Дело №А14-4017/2009

«21» мая 2009г. 104/28

Судья Арбитражного суда Воронежской области Соболева *.*. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Белявцевой *.*. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ТСЖ «Полет-Северный», г. Воронеж

к Государственной жилищной инспекции Воронежской области

о признании незаконным и отмене постановления №154 от 24.03.2009г.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Пак *.*. – представитель по доверенности б/н от 10.04.2009г., паспорт серии 20 04 №209872, выдан Ленинским РОВД г.Воронежа 16.02.2004г.

от административного органа: Кубленко *.*. – ведущий консультант, доверенность б/н от 08.02.2008г., паспорт серии 20 05 №518422, выдан Советским РОВД г. Воронежа 12.07.2005г.

Установил:



Товарищество собственников жилья «Полет-Северный» (заявитель по делу, ТСЖ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ответчик по делу, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления №154 от 24.03.2009г.

По ходатайству заявителя в судебном заседании 14 мая 2009г. объявлялся перерыв до 21 мая 2009г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для представления дополнительных доказательств.

Заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениии к заявлению.

Административный орган возражал против удовлетворения заявленного требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

В обоснование своих требований и возражений лица, участвующие в деле представили дополнительные документы, которые приобщены к материалам дела.

Из материалов дела следует.

Должностным лицом Государственной жилищной инспекции Воронежской области на основании распоряжения заместителя руководителя инспекции №239 от 26.02.2009г. было проведено внеплановое мероприятие по государственному контролю за соблюдением обязательных требований по надлежащему исполнению, технической эксплуатации жилищного фонда в отношении ТСЖ «Полет-Северный», предметом которого являлись проверка по жалобе вх. 117 от 25.02.2009г. по адресу: г. Воронеж, ул. 60 Армии, д.11.

Проверка проводилась в присутствии законных представителей ТСЖ «Полет-Северный» директора Ишмуратова *.*. и Панферкиной *.*.

Кроме того, при составлении акта присутствовал Субботин *.*. , проживающий в кв. 19, д.11 по улице 60 Армии (гражданин, по жалобе которого была проведена внеплановая проверка).

В ходе проверки были выявлены нарушения требований содержания и ремонта жилых домов, предусмотренных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно–коммунальному комплексу от 27.09.2003г. №170 (далее - Правила).



В частности, было установлено:

наличие неисправностей системы горячего водоснабжения на вводе в дом, в техническом подвале третьего подъезда обрезан трубопровод обратной подачи теплоносителя, устанволено нерабочее состояние, полотенцесушителей в кв.19 (пункт 5.3.2 абз.3 Правил);

отсутствуют приборы учета тепловой энергии и теплоносителя (манометры, термометры), на водном трубопроводе горячего водоснабжения в дом, отсутствует запорная арматура (задвижка) на вводном трубопроводе обратного горячего водоснабжения (п. 5.3.4, абз. 4 Правил).

Данный факт был зафиксирован в акте №282 проведения внеплановых мероприятий по государственному контролю от 04 марта 2009г., составленном в присутствии представителя ТСЖ «Полет-Северный» - Панферкиной *.*. , директора ТСЖ – Ишмуратова *.*. и гражданина Субботина *.*.

Рассмотрев указанный акт, составленныйгосударственным жилищным инспектором Журавлевой *.*. был оформлен протокол об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении №195 от 04 марта 2009г. был составлен с участием директора ТСЖ «Полет-Северный» Ишмуратова *.*. , который в своих письменных пояснениях, отраженных в протоколе, подтвердил установленные в ходе проверки нарушения, что в тепловом колодце ТГК отсутствует трубопровод и задвижка на обратном трубопроводе горячей воды и трубопроводе на вводе в дом.

Письмом от 05.03.2009г. №ЖИ-97п ТСЖ «Полет-Северный» было уведомлено о рассмотрении дела об административном правонарушении 24 марта 2009г. в 14 час. 30 мин. в помещении Государственной жилищной инспекции Воронежской области, данное письмо получено ТСЖ 10.03.2009г.

24 марта 2009г. руководитель Государственной жилищной инспекции Воронежской области, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Полет-Северный» вынес Постановление №154 о привлечении ТСЖ к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным Постановлением, ТСЖ «Полет-Северный» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления №154 от 24.03.2009г. и его отмене.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на следующие обстоятельства:

вина в несоблюдении Правил у ТСЖ отсутствует, так как вопросы ремонта трубопровода не отражены в смете и отсутствуют обращения граждан с требованиями о ремонте трубопровода.

абзац 3 пункта 5.3.2 Правил неверно указан Инспекцией как нарушение, поскольку, в нем содержатся указания на обязанность, эксплуатирующей организации – инструктировать жителей, обслуживаемых домов о необходимости своевременного сообщения об утечках и шумах в водопроводной арматуре, об экономном расходовании горячей воды и осуществлять контроль за выполнением этих требований;

нарушение обязанностей по установке приборов учета не может быть поставлено в обязанность ТСЖ, поскольку, отсутствует соответствующий нормативный акт, а оплата полученных ресурсов может оплачиваться по нормативам, утвержденным уполномоченным органом;

в отношении запорной задвижки Инспекцией были неправильно применены положения Правил, поскольку, из анализа всего пункта 5.3.4 Правил обязанность по установке задвижки на вводном трубопроводе горячего водоснабжения вменяется в обязанность при наличии данной задвижки в проекте жилого дома, однако, в проекте жилого дома №11 по ул. 60 Армии в г. Воронеже данная задвижка на вводе отсутствует;

на момент вынесения оспариваемого постановления трубопровод обратной подачи теплоносителя был восстановлен, однако, данный факт не проверялся, следовательно, по мнению заявителя, Постановление было вынесено без учета фактических обстоятельств дела.

В ходе судебного разбирательства заявитель дополнительно указывает на то, что административный орган неправомерно применил Правила и нормы, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г., за нарушение которых ТСЖ было привлечено к административной ответственности, поскольку, они носят рекомендательный характер. В данном случае, по мнению заявителя, необходимо руководствоваться Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. №491.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, исходя из следующего.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из смысла данной статьи следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.

Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 291 ГК РФ собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья).

По определению, установленному в статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В пункте 4 статьи 138 ЖК РФ предусмотрена обязанность товарищества собственников жилья по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно статье 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме. Содержание общего имущества среди прочего включает в себя его осмотры, текущий и капитальные ремонты.

Подпунктом “а“ п. 11 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 названных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

Также, Правилами содержания общего имущества предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя текущий ремонт (подпункт “з“ пункта 11).

Надлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома подразумевает содержание и ремонт общего имущества в соответствии с техническими регламентами.

Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить выполнение установленных настоящим Постановлением требований.

Согласно абзацу 3 пункта 5.3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки.

В силу пункта 5.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, работа по ремонту систем горячего водоснабжения должна выполняться в соответствии с проектом и требованиями инструкций и правил. Трубы в системах следует применять, как правило, оцинкованные. Магистрали и подводки системы должны быть проложены с уклоном не менее 0,002 с повышением в сторону точек водоразбора без образования прогибов. Конструкция подвесок креплений и подвижных опор для трубопроводов должна допускать свободное перемещение труб под влиянием изменения температуры.

После ремонта система должна быть испытана с участием лица, ответственного за безопасную эксплуатацию, с составлением соответствующего акта.

На вводе системы ГВС в здание должна быть установлена запорная арматура и приборы учета тепловой энергии и теплоносителя (термометры и манометры) до и после задвижек.

Из материалов дела следует, что Уставом ТСЖ «Полет-Северный» (п.3.2) предусмотрено, что целью ТСЖ в том числе является обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества.

Согласно п.3.3 Устава для достижения своих целей ТСЖ вправе осуществлять следующие виды деятельности:

управление, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах;

проведение технических осмотров многоквартирных домов с целью оценки содержания и необходимости проведения работ по ремонту и обслуживанию общего имущества;

составление перечней необходимых работ по содержанию и ремонту общего имущества;

содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов;

обеспечение санитарного содержания дома и придомовой территории.

При этом, в пунктах 2.7 установлено, что ТСЖ самостоятельно определяет бюджет (смету доходов и расходов) на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Таким образом, ТСЖ «Полет-Северный» является лицом ответственным за надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и обязано соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что выявленные в ходе проверки факты нарушений, допущенных ТСЖ «Полет-Северный», а именно: дефекты системы горячего водоснабжения (не работает полотенцесушитель, обрезан трубопровод подачи теплоносителя) обоснованно расценены Инспекцией как нарушение ТСЖ требований абзаца 3 пункта 5.3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

Довод заявителя о том, что в абзаце 3 указанного пункта предусмотрена обязанность инструктировать жителей дома, суд считает несостоятельными, поскольку, эта обязанность предусмотрена в абзаце 4 указанного пункта.

Ссылка заявителя на то, что отсутствуют основания для привлечения его к административном ответственности, поскольку, коммунальные услуги оплачиваются по установленным нормативам судом отклоняется как несостоятельная.

Также судом отклоняется довод заявителя о том, что задвижка должна быть установлена только в том случае, если она предусмотрена «в проекте жилого дома», по тем основаниям, что в пункте 5.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда говорится о проекте осуществления ремонтных работ, а не о проекте строительства жилого дома, который уже построен, сдан в эксплуатацию и используется по назначению.

Указанная в пункте 5.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда обязанность установить запорную арматуру и приборы учета сформулирована как безусловная и подлежит обязательному выполнению, поскольку, это необходимо для своевременного выявления отклонений температуры и давления от установленных параметров, для предупреждения возникновения аварийных ситуаций и предоставления потребителям коммунальных услуг по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.

Ссылки заявителя на то, что работы по восстановлению трубопровода и установлению задвижки не были включены собранием собственников помещений многоквартирного дома в смету расходов по содержанию общедомового имущества и именно поэтому не могли быть выполнены заявителем, судом не принимаются, поскольку, как следует из вышеизложенных положений Устава ТСЖ «Полёт -Северный», товарищество самостоятельно определяет смету доходов и расходов, в том числе на содержание и текущий ремонт общего имущества, смета составляется правлением товарищества.

Данных о том, что имелись какие-то объективные обстоятельства, препятствующие заявителю включить расходы на проведение работ по устранению указанных нарушений в смету расходов, ни в ходе проведенного инспекцией мероприятия по государственному контролю, ни при рассмотрении дела в инспекции установлено не было.

Доводы заявителя об отсутствии обращений граждан по указанным вопросам не соответствуют действительности, поскольку, внеплановое мероприятие по государственному контролю проводилось Инспекцией в связи с обращением жильца квартиры №19 указанного дома, при этом к обращению приложен ответ руководства ТСЖ «Полёт-Северный» на жалобу по поводу ненадлежащей работы полотенцесушилок.

Ссылка заявителя на письмо Министерства регионального развития от 14.10.2008г. №26084-СК/14, судом отклоняется, поскольку, данное письмо не является нормативным актом, носит рекомендательный характер. Кроме того, разъяснения, данные в указанном письме касаются вопросов осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотренных пунктом 8 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации функций государственного контроля за использованием и сохранностью помещений и соблюдением правил содержания общего имущества собственников в многоквартирном доме.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, каких-либо нарушений при осуществлении указанных функций государственного контроля Государственной жилищной инспекцией Воронежской области не допущено.

Таким образом, суд Установил, что доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения опровергаются материалами дела.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что факт нарушения правил содержания и ремонта жилых домов, в частности, требований к эксплуатации жилого дома по адресу: г. Воронеж, ул. 60 Армии, д.11, подтвержден материалами дела, проверка ТСЖ «Полет-Северный» проведена Государственной жилищной инспекцией Воронежской области в пределах компетенции административного органа, нарушений требований административного законодательства, направленных на защиту прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, Инспекцией не допущено, административное наказание наложено с соблюдением требований статей 25.1, 29.7 КоАП РФ.

Таким образом, суд считает, что ТСЖ «Полет-Северный» правомерно привлечено к административной ответственности, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 2.1, 7.22, 25.4, 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Отказать товариществу собственников жилья «Полет-Северный» в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через суд, вынесший Решение.

Судья *.*. Соболева